реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Экспериментальные методики

реферат

Экспериментальные методики

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ЕГО

ИСТОЧНИКОВ

О.С. КОПИНА, Е.А. СУСЛОВА, Е.В. ЗАИКИН

За последние годы накоплено большое число данных, свидетельствующих об

участии психосоциальных факторов, наряду с основными эпидемиологическими

факторами риска, в возникновении и развитии многих заболеваний. Среди них

особо может быть выделено психоэмоциональное напряжение (ПЭН).

По имеющимся данным, резкие политические и экономические перемены,

происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня ПЭН у населения.

Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для

здоровья психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью,

неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей, раздражительность,

агрессивность, депрессия и др.

В связи с этим одной из первоочередных задач практического здравоохранения

становится задача создания службы медико-психологической помощи лицам с

хроническим ПЭН с целью их психологической адаптации к сложным

стрессогенным условиям жизни. Создание такого рода службы связано с

решением трех проблем: 1) разработка и широкое внедрение информативных и

достаточно простых в использовании методов выявления повышенного уровня ПЭН

и вызывающих его причин;

2) разработка методов медико-психологической коррекции хронического ПЭН; 3)

создание сети кабинетов психологической помощи населению и подготовка

специалистов для работы в таких кабинетах.

Сотрудниками лаборатории психологических проблем профилактики

Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины

МЗ РФ на протяжении 1984— 1994 гг. в рамках эпидемиологических исследований

ежегодно проводилось массовое психологическое об^едова-ние репрезентативных

выборок взрослого населения г. Москвы. На основании данных обследования

была получена информация о динамике уровня ПЭН населения Москвы в течение 9

лет в условиях постоянного изменения экономической и политической ситуации,

о группах риска по психологическим показателям, а также о динамике

потребности населения в психологической помощи.

В ходе исследования в целях оценки уровня ПЭН и его источников у взрослого

населения был разработан опросник «Ваше самочувствие» (ВС), включающий в

себя батарею тестов экспресс-диагностики. Данная батарея тестов была

создана с учетом рекомендаций экспертов Всемирной организации

здравоохранения для проведения попу-ляционных исследований психосоциальных

факторов, влияющих на здоровье населения разных стран. Опросник ВС

позволяет выявлять лиц с повышенным уровнем ПЭН, т.е. тех, кто нуждается в

получении психологической помощи (в индивидуальном психологическом

консультировании, групповых занятиях по обучению навыкам саморегуляции и

преодоления стресса).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

В психологической литературе ПЭН принято относить к классу эмоциональных

явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН

является формой представленно-сти в сознании человека личностного смысла

происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворенности его

потребностей.

Всякое эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным

качеством (модальностью) и предметным содержанием.

По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в

ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными

эмоциональными переживаниями. К ним можно отнести такие модальности эмоций,

как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, страх,

дискомфорт и т.п. Неблагоприятные эмоциональные состояния через изменение

нейрогуморальной регуляции могут воздействовать на физиологические процессы

в организме человека и способствовать развитию многих хронических

заболеваний.

Предметное содержание эмоциональных явлений, возникающих в ситуации

неудовлетворенности потребностей, составляют ситуации, условия, события и

изменения, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им

как препятствия на пути достижения целей и удовлетворения потребностей.

Итак, под термином «психоэмоциональное напряжение» понимаются

разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с

неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация,

дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности и

т.п. На развитие ПЭН могут влиять условия жизни людей, социально-

демографические показатели, личностные особенности. отношения в семье, на

работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на

здоровье (самосохранительное поведение) и т.п.

Исходя из вышеизложенных общепсихологических представлений о природе ПЭН,

при разработке и внедрении методов оценки уровня ПЭН и влияющих на него

факторов у населения необходимо решить задачу диагностики, с одной стороны,

основных эмоциональных состояний, составляющих ПЭН (стресс, тревога,

уровень удовлетворенности), и, с другой стороны, источников ПЭН.

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ПЭН И ЕГО ИСТОЧНИКОВ У НАСЕЛЕНИЯ

Опросник ВС позволяет осуществлять комплексный подход к оценке ПЭН человека

и измеряет различные его аспекты.

В опросник ВС входят методы экспресс-диагностики ПЭН и связанных с ним

факторов:

1) самооценка здоровья;

2) шкала психосоциального стресы| Л.Рвдера

3) шкала удовлетворенности жизк в целом О. С. Копиной .

4) шкала удовлетворенности услс ями жизни О.С. Копиной .

5) шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Кониной .

6) Опросник основных социально-демографических показателей (пол, возраст,

уровень образования, социальная группа, семейное положение).

Опросник ВС рассчитан на самостоятельное заполнение испытуемыми.

Время психологического обследования одного испытуемого с помощью оп-

росника ВС составляет в среднем 20— 30 минут. Возможно одновременное

обследование нескольких испытуемых.

Применение данного комплекса методов экспресс-диагностики в популяционном

исследовании позволяет получать материал для сравнительного анализа уровня

ПЭН и связанных с ним факторов в различных выборках населения, а при

повторном исследовании дает возможность оценивать динамику изучаемых

показателей. Предлагаемый комплекс методов выявляет неблагоприятные

психосоциальные факторы, оказывающие влияние на здоровье населения. С его

помощью среди населения могут выявляться лица, нуждающиеся в получении

психологической поддержки.

ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И ВАЛИДНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ШКАЛ

Поскольку шкалы 1, 2 и 3 О.С. Копиной представляют собой новую оригинальную

методику, необходимо было провести оценку их основных психометрических

свойств.

Оценка ретестовой надежности шкал 1, 2 и 3. С помощью шкал 1, 2 и 3 были

обследованы дважды 166 человек (мужчины и женщины 18—67 лет). Повторное

обследование проводилось через 2—7 дней после первичного.

С помощью корреляционного анализа оценивалась воспроизводимость баллов по

шкалам 1. 2 и 3 в отдельности. Коэффициенты корреляции оказались достаточно

высокими.

При разбиении суммарных показателей на терцили воспроизводимость по шкале

1 составила 91,4%. по шкале 2 — 87,9%, по шкале 3 — 84.5%. При разбиении

суммарных показателей на два равных отрезка воспроизводимость по шкале 1

составила 91,4%, по шкале 2 — 86.2%, по шкале 3 — 94.8%.

Оценка гомогенности шкал 1, 2 и 3. Показатели надежности шкал 1, 2 и 3

подсчитывались на материале опроса 166 мужчин и женщин в возрасте 18— 67

лет.

Подсчитывались коэффициенты корреляции Пирсона каждого пункта шкал с

суммарным баллом по 1, 2 и 3 шкалам.

Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 1 с суммарным баллом по

шкале 1 составили: 0,74;-0.71; 0,74; -0,74; 0.83; -0.80; 0,60; -0.64;0,76;

-0,67. Шкала 1 состоит из 5 позитивных и 5 негативных формулировок, поэтому

получены коэффициенты корреляции с положительным и отрицательным знаком.

Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 2 с суммарным баллом по

шкале 2 составили: 0.52;0.54; 0.54; 0,51; 0.56; 0,46; 0,56; 0.50;0.63;

0,50; 0,57; 0,66; 0.46.

Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 3 с суммарным баллом по

шкале 3 составили: 0,64;0.53; 0.54; 0.60; 0.72; 0.78; 0.66; 0.72;0.73;

0.57; 0.54.

Полученные коэффициенте? корреляции Пирсона свидетельствуют о высокой

надежности и внутренней согласованности шкал 1, 2 и 3. Особенно высоки

данные показатели по шкале 1.

Оценка специфичности и чувствительности шкал 1,2 и 3 проводилась на

случайной выборке 958 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. В качестве

эталонного психодиагностического метода использовался метод клинической

беседы с каждым из испытуемых.

Подсчет специфичности и чувствительности шкал производился на осно-

ве следующих стандартных формул:

1) Диагностическая чувствительность» (ДЧ)

ДЧ=ИП/(ИП+ЛО) Х 100%.

2) Диагностическая специфичность

(ДС):

ДС=ИО/(ИО+ЛП) Х 100%.

3) Прогностическая ценность положительного (ПЦ+) и отрицательного (ПЦ-)

результатов:

ПЦ+=ИП/(ИП+ЛП) Х 100%;

ПЦ-=ИО/(ЛО+ИО) Х 100%.

4) Распространенность (Р) (по эталонному методу):

Р=(ИП+ЛО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО)Х100%.

5) Коэффициент отбора (КО) (по испытуемому методу):

КО==(ИП+ЛП)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.

6) Диагностическая эффективность

(ДЭ):

ДЭ=(ИП+ИО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.

Используемые обозначения: ЛО — ложноотрицательные значения; ЛП —

ложноположительные значения; ИО — истинно отрицательные значения; ИП —

истинно положительные значения. По шкале 1 были получены следующие

показатели: Л0=26; ЛП=42; И0=447;ИП=443; ДЧ=94,4%; ДС=91,4%; ПЦ+= 91,3%; ПЦ-

=94.5%; Р=49,0%; К0= =50,6%; ДЭ=92.9%.

Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности

и диагностической чувствительности шкалы 1, а также о существенной

прогностической ценности и диагностической эффективности данной шкалы.

По шкале 2 были получены следующие показатели: Л0=18; ЛП=38;И0=453; ИП=449;

ДЧ==9б,1%; ДС= =92,3%; ПЦ+=92,2%; ПЦ-=96.2%; Р== =48%; К0=50,8%; ДЭ=94,2%.

Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности

и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и

диагностической эффективности шкалы 2.

По шкале 3 были получены следующие показатели: Л0=21; ЛГЬ39; И0= =446;

ИП=452; ДЧ==95,6%; Д0=91.9%;ПЦ+=92.1%; ПЦ-=95,5%;

Р=49.4%;КО=51,3%;ДЭ=93,7%.

Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности

и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и

диагностической эффективности шкалы 3.

Оценка валидности шкал 1, 2 и 3. Ва-лидизация шкал 1. 2 и 3 проводилась на

случайной выборке 300 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. Испытуемым,

прошедшим психологическое обследование и получившим низкие показатели по

одной из трех шкал. предлагалось пройти индивидуальное психологическое

консультирование.

В ходе консультирования 72 пациента (85,7%) из 84 пришедших обратились с

жалобами на имеющиеся у них семейные, производственные, бытовые и другие

проблемы, низкий уровень удовлетворенности жизнью, подавленное настроение,

невозможность самоактуализации, обнаруживали различные затруднения и

нарушения социально-психологической адаптации.

Пациенты, прошедшие индивидуальное психологическое консультирование (84

человека), были обследованы с помощью теста «1б личностных факторов» Р.

Кеттелла. У 95,2% из них были выявлены повышенные показатели фактора О

(тревожность) и/илй'фйс<э-ра 04 (психическая напряженность, фрустрация), а

также низкие показатели факторов С (стрессоустойчивость), Р (фон

настроения) и 03 (волевой контроль).

Полученные результаты свидетельствуют о валидности шкал 1, 2 и 3 и о

возможности их применения с целью оценки уровня удовлетворенности жизнью и

выявления лиц с низким уровнем удовлетворенности, нуждающихся в

психологической помощи.

Итак, оценка основных психометрических свойств шкал 1, 2 и 3

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.