реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Ювенальное правосудие

реферат
p align="left">Но для того, чтобы законодатель хотя бы теоретически признал право «детских» судов на существование, денег вообще не требуется. По мнению Лаховой, дело тормозится из-за того, что эта проблема не является приоритетом ни для одной из ветвей власти. Эксперимент по созданию в России специальных судов для несовершеннолетних также встретил серьезное противодействие со стороны Генеральной прокуратуры. После того, как около года назад заместитель генпрокурора Александр Звягинцев Вестник Генеральной Прокуратуры № 24/04. подписал письмо, где указывалось на «недопустимость вмешательства» общественных организаций в деятельность органов следствия, судебные власти некоторых регионов предпочли не экспериментировать.

В тоже время ювенальное правосудие уже внедряется в некоторых регионах. Например, в Саратовском областном суде при содействии института «Открытое общество» и Программы развития ООН создан Совет по координации деятельности судей, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. В суде ввели штатную должность социального работника и специализацию судей на делах несовершеннолетних правонарушителей. Теперь такие дела попадают в суд еще на стадии возбуждения уголовного дела (именно это, по всей видимости, не устраивает прокуратуру). Таким образом, к началу процесса судья успевает получить представление об условиях жизни и воспитании юного подсудимого, составить его «социальный портрет». В итоге, если тот все же попадает в воспитательную колонию, вместе с копией приговора туда отправляют и копию карты социально-психологического сопровождения. Аналогичные эксперименты начались в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Волгограде, Иркутске. В некоторых регионах по настоянию прокуратуры они были свернуты, однако в большинстве эксперимент с успехом продолжается.

На территории Ростовской области политика в сфере социальной защиты несовершеннолетних строится в соответствии с конституционными нормами, действующим федеральным законодательством. В ее осуществлении принимают участие областные ведомства, местные органы самоуправления и сеть ведомственных учреждений различного уровня.

В целях реализации конституционных принципов охраны прав детей Правительством Ростовской области разработаны и приняты целый ряд нормативных документов, предусматривающих льготы несовершеннолетним, многодетным и малообеспеченным семьям. Так, Законодательным Собранием Ростовской области приняты Областные законы: «О молодежной политике Ростовской области», «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области», «Об установлении льгот и гарантий приемной семье в Ростовской области».

В 1998 г. Постановлением Главы Администрации (Губернатора) области утверждено Положение о проведении социально-педагогического мониторинга получения начального общего и основного общего образования. Организация такой работы позволяет учитывать не обучающихся детей, выявлять и устранять причины нарушений прав детей на образование.

В 2000 г. Правительством области разработана Концепция социальной защиты инвалидов в Ростовской области на период 2001-2005 годы. В 2004 г. утвержден порядок оказания государственной поддержки и оздоровления детей Ростовской области, нуждающихся в особой заботе государстве, за счет средств областного бюджета. Разработано Положение о формировании за счет средств областного бюджета мероприятий по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей. Ежегодно принимаются меры по организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков. В развитие положений федерального законодательства о неотложных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации на территории области обеспечивается бесплатный отпуск специальных молочных продуктов всем детям первых двух лет жизни.

Финансирование расходов на реализацию установленных льгот и программ осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней. При формировании областного и местных бюджетов учитываются расходы на социальную защиту всех категорий несовершеннолетних. Вместе с тем на местах наметилась тенденция сокращения средств, выделяемых местными бюджетами на реализацию программ о молодежной политике.

По линии социальной защиты граждан действуют 9 самостоятельных социальных приютов для детей, нуждающихся в экстренной помощи, 18 социальных приютов при социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и 6 приютов при Центрах помощи семьи и детям.

По линии органов образования свою деятельность в области осуществляют: 44 образовательных учреждения для детей, оставшихся без родительского попечения, - детских домов (воспитываются 2046 детей); 31 специальное (коррекционное) образовательное учреждение (обучаются 5256 детей); 17 общеобразовательных школ-интернатов, в которых проживают и обучаются 2698 детей. 5 из этих учреждений - оздоровительные учреждения санаторного типа (воспитываются 682 ребенка). Кроме того, функционирует специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа - Ростовская специальная школа для детей и подростков с девиантным поведением.

Наряду с перечисленными учреждениями, вопросами оздоровления детей в первые годы жизни занимаются Дома ребенка. Всего на территории области 7 таких учреждений на 455 мест: 1 физиологический Дом ребенка и 6 специализированных.

В области сформирована система психолого-медико-педагогического сопровождения проблемного ребенка. В образовательных учреждениях организована работа 375 школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, в территориальных образованиях работают 30 ПМПК, в рамках областного психолого-педагогического и медико-социального Центра действует областная психолого-медико-педагогическая комиссия.

На 01.01.2005 г. всего на территории области на учете в органах образования находилось 12976 детей, оставшихся без родительского попечения, из них переданы под опеку 10418 человек. Получателями опекунского пособия являются 7749 человек (60% от количества переданных под опеку). В региональном банке данных о детях, оставшихся без родительского попечения, находятся сведения о 3800 детях-сиротах (2001 г. - 3804; 2002 г. - 3167; 2003 г. - 3164) Черкасова И.А. Обеспечение прав несовершеннолетних в социальной сфере.// Вестник донской прокуратуры. 2005-№1..

В каникулярное время особую озабоченность вызывают проблемы трудоустройства несовершеннолетних. Организация временной занятости подростков в Ростовской области осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Приказом Министерства труда и социального развития РФ и Министерства финансов РФ от 25.03.2002 г. №57/21 «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета». Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 16.01.2004 г. №21 «О порядке организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» определены условия и возможности работы подростков.

Договоры об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан заключаются с предприятиями и организациями Ростовской области, прошедшими конкурсный отбор. Одним из важных условий договоров является соблюдение предприятием в отношении работников норм охраны труда и социального страхования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

За пять месяцев 2004 г. заключено 415 договоров, создано свыше 6 тыс. рабочих мест, трудоустроено 17,9 тыс. подростков. Приоритетное право при трудоустройстве служба занятости предоставляет несовершеннолетним гражданам, особо нуждающимся в социальной защите. Свыше 5 тыс. подростков данной категории, в том числе 470 воспитанников детских домов, получили возможность иметь трудовой доход.

Практика показывает, что при устранении социальной неустроенности несовершеннолетних, семейного неблагополучия, безнадзорности и ненадлежащего исполнения обязанностей родителями либо заменяющими их лицами, «подключении» к судьбе этих детей органов опеки и попечительства и других служб, решении вопросов, связанных с их социальным статусом, трудоустройством либо обеспечением получения ими образования, работе с семьёй (вплоть до лишения либо ограничения родительских прав в случае необходимости) криминальная активность таких подростков существенно снижается.

Так, например, в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону несовершеннолетний Р., совершивший преступление (грабёж), был осуждён с условной мерой наказания. Помимо этого суд возложил на Р. обязанность продолжить обучение. Однако реально исполнить эту обязанность подросток не мог, поскольку администрацией лицея, где Р. обучался до совершения преступления, он был отчислен из образовательного учреждения, так как был не аттестован и пропустил занятия в тот период, пока находился под стражей по уголовному делу. Ростовская прокуратура вмешалась в судьбу подростка, внесла представление в министерство образования области и объявила предостережение директору лицея о недопустимости нарушения им законодательства об образовании. Благодаря принятым мерам Р. был в лицее восстановлен, сейчас он заканчивает выпускной курс и будет трудоустроен по специальности Вестник донской прокуратуры. 2005-№3..

В начале декабря 2003 г. на базе ростовского филиала Российской академии правосудия открылся первый в России ювенальный центр, который будет заниматься проблемами правосудия в отношении несовершеннолетних. Среди учредителей центра - представители Российской академии правосудия, Областного суда и областного Министерства образования. Областной суд принял решение создать в порядке эксперимента городской ювенальный суд и при нем службу социальных работников в ранге помощников судей.

25 марта 2004 года в г. Таганроге состоялось официальное открытие здания судебного состава Таганрогского городского суда по делам несовершеннолетних (ювенального суда).

В связи с открытием здания суда в г. Таганроге и образованием специализированного состава судопроизводство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также рассмотрение гражданских дел, затрагивающих интересы указанной категории лиц, осуществляется в отдельном помещении, в специально оборудованных залах судебных заседаний в соответствии с принятыми международно-правовыми стандартами.

Судебный состав Таганрогского городского суда по делам несовершеннолетних (ювенальный суд) состоит из двух специализированных федеральных судей. В штате суда также состоит 1 помощник судьи с функциями социального работника.

Предположительная нагрузка судей в год по делам и материалам специализированной категории: 120-150 уголовных дел, 400 гражданских дел, 40-50 материалов о помещении несовершеннолетних в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) и о заключении под стражу в ходе досудебного производства.

К назначению судебных заседаний и рассмотрению дел - «ювенальный суд г. Таганрога приступил с 15 апреля 2004 года. В 2004 году (с января по апрель) судебным составом по делам несовершеннолетних рассмотрено 93 уголовных дела, 50 материалов о помещении подростков в ЦВСНП г. Таганрога, 131 гражданское дело. Судом прекращено 30 уголовных дел, в т.ч.: 15 - за примирением сторон, 15 - в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия, по остальным делам вынесены обвинительные приговоры Ушаков С.Д. Ювенальная юстиция - первые итоги.// Вестник донской прокуратуры. 2005-№3.. По реабилитирующим основаниям дела не прекращались, оправдательные приговоры не выносились, чему в немалой степени способствовала грамотная работа прокуратуры г. Таганрога по подготовке и направлению указанных дел в суд, обеспечению поддержания государственного обвинения, правильной организации взаимодействия с ювенальным судом по всем вопросам.

В качестве положительной тенденции можно рассматривать тот факт, что среди осужденных ювенальным судом несовершеннолетних практически нет рецидива, и они повторно не привлекались к уголовной ответственности, что говорит о воспитательном значении судебных заседаний.

Для достижения этих целей реализуется принцип максимальной индивидуализации судебного процесса, а именно:

· на каждое судебное слушание приглашается педагог учебного заведения, где обучается или обучался несовершеннолетний, в случае необходимости детский психолог (для обеспечения полной характеристики его личности);

· приглашаются сотрудники ПДН, специалисты отдела опеки и попечительства, которые дают свои рекомендации по конкретному подростку;

· заслушивается отчет помощника судьи по социальным вопросам, в обязанность которого входит дополнительный сбор и оценка информации о личности конкретного подростка при подготовке материалов уголовного дела к судебному рассмотрению, мнение помощника о возможном наказании с целью обеспечения надлежащего исправления и реабилитации несовершеннолетнего;

· вменяются конкретные обязанности несовершеннолетним (в случае применения мер, не связанных с лишением свободы), их родителям (законным представителям), сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних УВД г. Таганрога и других органов и служб системы профилактики правонарушений несовершеннолетних по дальнейшей работе с этими лицами;

· направляются ходатайства в различные государственные органы и службы (учебные заведения, службу занятости, налоговую инспекцию, органы соцзащиты и т.п.) для оказания подростку содействия в исправлении и реабилитации;

· выносятся частные постановления при обнаружении недостатков и упущений в работе профилактических органов и служб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.