реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Ювенальное правосудие

реферат
p align="left">Помощник судьи по социальным вопросам в порядке подготовки к судебному заседанию выполняет следующую работу:

· проводит собеседования с несовершеннолетними, их законными представителями, педагогами, работниками подразделений по делам несовершеннолетних органов, внутренних дел, КДН при Администрации г. Таганрога;

· проводит краткую психологическую диагностику в целях социально-педагогического исследования личности несовершеннолетних;

· ориентирует подростков в отношении юридических вопросов, особенностей поведения в суде;

· в последующем (после приговора, судебного решения), помощник судьи осуществляет длительный мониторинг поведения несовершеннолетних, в отношении которых назначено условное осуждение или применены принудительные меры воспитательного воздействия;

· не реже 1 раза в квартал проводит собеседование с законными представителями и несовершеннолетним, попавшим в орбиту суда.

К рассмотрению гражданских дел в интересах детей у специализированного судебного состава по делам несовершеннолетних г. Таганрога более детальный подход. В 2004 г. уже рассмотрено 131 дело из этой категории - о лишении либо ограничении родительских прав, определении порядка общения с ребенком, взыскания алиментов и т.п. В качестве положительной тенденции следует отметить, что жители города все чаще в своих исковых заявлениях в интересах несовершеннолетних указывают на необходимость рассмотрения их дела в «ювенальном суде».

Таким образом, с образованием «ювенального суда» в г. Таганроге улучшилось качество рассмотрения как гражданских, так и уголовных дел, сократились сроки их рассмотрения, более глубоко и детально изучается личность несовершеннолетнего подсудимого, мотивы совершения преступлений, индивидуализируется ответственность и наказание.

Заключение

Ювенальная юстиция - очень важный инструмент системы защиты прав детей. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.

Идея особого отношения к детям, совершившим преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни.

Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».

Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце XIX - начале XX вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.

Принципиальным для возникновения ювенальной юстиции стало соединение двух разнородных социокультурных образований - формально-юридически организованной системы государственных судов и личностно определяемого попечения о детях. Именно соединение таких, казалось бы, взаимоисключающих образований привело к возникновению уникального способа работы с детьми-правонарушителями, под влиянием которого была фактически перестроена система уголовного правосудия для несовершеннолетних.

Первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится к США. 2 июля 1899 г. в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних.

Современное зарубежное ювенальное право базируется на принципах восстановительного правосудия. Цель «восстановительного правосудия» - повышение эффективности наказания в направлении дальнейшего снижения доли лишения свободы, сокращения числа лиц, осуждаемых к этому наказанию. На сегодняшний день наиболее развитыми и отвечающими современным международным стандартам и нормам считаются системы ювенальной юстиции во Франции и в Канаде.

В России система детских судов появилась в 1910 году. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной - до 70% несовершеннолетних правонарушителей «детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как «орган государственного попечения о несовершеннолетних»».

Однако в 1918 году Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.

Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935 г.), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний - фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 г. был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 г. в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.

Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.

Следует также отметить, что в сегодняшней России множество государственных органов занимается проблемами детей в той или иной сфере их жизни и деятельности: суды, прокуратура, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН), комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), отделы опеки и попечительства, органы здравоохранения, образования и многие другие. Однако, несмотря на это самое множество органов и организаций, преступность среди несовершеннолетних неуклонно и угрожающе растет. Следовательно, исходя из сегодняшней ситуации, можно с полной уверенностью сказать, что «у семи нянек дитя без глазу». Об этом свидетельствуют самые разнообразные отчеты и данные.

В российской системе правосудия присутствует лишь зачаточное понятие о необходимости восстановления (элементы работы с правонарушителем в исправительно-трудовых учреждениях). Система российского правосудия ориентирована, как правило, именно на наказание правонарушителя (преступника).

В сегодняшней России за решеткой находиться 45 тысяч детей - это в три раза больше, чем в дореволюционной 170-миллионной Российской империи. Специалисты эксперты признают, что лишение свободы для многих несовершеннолетних - избыточная мера наказания. Нам необходимо изменить свое отношение к детям, следую примеру большинства развитых стран, в которых отношение к ребенку, переступившему закон, иное - его не спешат карать, а предпочитают воспитывать, считая, что рецидивист, выросший из малолетнего заключенного, в конечном счете, обойдется обществу дороже.

Уже более 100 лет известна форма судопроизводства, с помощью которой цивилизованное государство «протягивает руку» ребенку, сделавшему неверный шаг.

Хочется верить, что Россия станет цивилизованным государством, и обратится к своему будущему - детям.

Список использованной литературы

I. Нормативная:

1. Конституция РФ.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 №195-ФЗ.

3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 №63-ФЗ.

4. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.01 №174-ФЗ.

5. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 №1-ФКЗ.

6. Федеральный Закон №120-ФЗ от 24.06.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

7. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1.

8. Областной закон Ростовской области №46-ЗС от 17.10.1997 г. «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области» (в ред. Областного закона от 16.08.2000 г. №98-ЗС).

9. Вестник Генеральной Прокуратуры №24/04.

10. Дигесты Юстиниана: Избр. фрагменты / Пер. и примеч. И.С. Перетерского. М., 1984.

11. Каролина: Уголовно-судебное уложение Карла V. Алма-Аты, 1967.

12. Свод законов Российской империи. Т. XV. 1909 г.

II. Специальная:

1. Албегова И.Ф., Мялкин В.А., Синяк Е.А. Ребенок и его права в современной России. - Ярославль, 2005.

2. Борисова Н. К вопросу о концепции российского ювенального права // Право и жизнь. - 2001. - №19.

3. Борисова Н. К вопросу о предмете отрасли ювенального права Российской Федерации // Право и жизнь. - 2004. - №20.

4. Борисова Н. Правосудие по делам несовершеннолетних: международная практика (ювенальная юстиция по-американски) // Право и жизнь. - 2004. - №19.

5. Борисова Н. Ювенальное право: некоторые проблемы формирования в условиях Российской Федерации // Право и жизнь. - 2005. - №17.

6. Борисова Н., Жук Е. Право ребенка на жизнь // Право и жизнь. - 2006. - №13.

7. Бэйзмор Г. Три парадигмы ювенальной юстиции // Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Вып. 1. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2004.

8. Вещагина Л.Д. Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли // Научно-техническая конференция МГТУ, 2000.

9. Вестник восстановительной юстиции. Перспективы для уголовной и ювенальной юстиции. - Вып. 1. - М., 2000.

10. Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа. Учебное пособие / Под ред. Л.М. Карнозовой. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2001.

11. Долгова А.И. Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. М., 2002.

12. Интервью Е. Лаховой. // Новая газета. 13.09.03.

13. Карпушин М.Н., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав преступления. М., 1974.

14. Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России. // Материалы научно-практической конференции посвященной 10_летию принятия ООН Конвенции о правах ребенка. М., 2001.

15. Криминология: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 2005.

16. Кузнецова Н.Ф. О проекте общей части Уголовного кодекса Российской Федерации // Российская юстиция. - 2001.- №7.

17. Курс уголовного права. Общая часть. Том I. Учение о преступлении./ Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Тяжковой И.М. М, 2002.

18. Ларин А.М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс России: Лекции-очерки. М. 2002.

19. Люблинский П.И. Суды над несовершеннолетними в Америке как воспитательные и социальные центры // Вестник воспитания. Кн. III. М., 1911.

20. Мельникова Э.Б. Из истории российской ювенальной юстиции // Правозащитник. - 2003. - №3.

21. Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М., 2001.

22. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. - М.: Дело, 2000.

23. Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М, 2006.

24. Петрухин И.Л. Человек и власть. М., 2003.

25. Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы развития. Вып. 2. В 2 кн. Кн. II. / Под ред. М.Г. Флямера. МОО «Центр судебно-правовая реформа». 2000.

26. Пудовочкин Ю.Е. Ювенальное уголовное право: понятие, структура, источники // Журнал российского права. - 2002. - №3.

27. Слуцкий Е.Г., Скомарцева И.В. Основы ювенологии. СПб., 1999 г.

28. Судебная реформа в России / Сб. ст. М., 2002 г.

29. Тарасова Е.П. Детские суды за границей // Дети-преступники / Под ред. М.Н. Гернета. М., 1912.

30. Уголовное право. Общая часть. М.: Изд-во МГУ, 2003.

31. Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. М., Бек, 2005.

32. Ушаков С.Д. Ювенальная юстиция - первые итоги. // Вестник донской прокуратуры. -2005. - №3.

33. Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. М., 2005.

34. Хачатуров Р.П., Ягутян Р.Г. Юридическая ответственность. Тольятти, 2006.

35. Черкасова И.А. Обеспечение прав несовершеннолетних в социальной сфере. // Вестник донской прокуратуры. -2005. - №1.

36. Щерба С.П. Реализация в УПК международных стандартных норм отправления правосудия по делам несовершеннолетних. // Право и жизнь. - 2003. - №19.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.