реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Хищение особо ценных предметов и документов

реферат
p align="left">Во Франции ещё в 1975 г. в рамках МВД было создано Центральное Бюро по борьбе с кражами произведений и предметов искусства. На него возложено несколько основных задач: координация деятельности, направленной на предупреждение краж; координация деятельности, направленной на борьбу с кражами, а также укрывательством и скупкой краденых предметов; централизация соответствующей информации; специальная подготовка кадров для всей страны.

Структурно Бюро входит в состав НЦБ Интерпола во Франции, что даёт ему возможность иметь доступ ко всей международной информации, относящейся к произведениям искусства и вообще к культурным ценностям. Как и другие зарубежные аналогичные службы, основной упор Бюро делает на профилактику указанных преступлений. Для' этого оно постоянно организует лекции для музейных хранителей в различных департаментах Франции, для работников антикварного рынка, страховых агентов, а также ассоциаций частных собирателей, нуждающихся в рекомендациях по обеспечению безопасности коллекций. В своей деятельности Бюро тесно взаимодействует с национальными (Управление музеев Франции, Управление по проблемам наследия при Минкультуры, епархиальные власти) и международными (Международный комитет по безопасности музеев, Международный совет музеев, Европол) организациями. Сотрудники Бюро принимают активное участие в контроле за соблюдением законов в отношении национальной и международной торговли произведениями искусства. Служба документации Бюро централизует и обрабатывает всю информацию о кражах произведений искусства, совершённых во Франции, и постоянно включает самые свежие данные в свою компьютерную картотеку похищенных произведений искусства. Кроме того, она обслуживает действующую на национальном и международном уровне базу данных, в кото-рой хранится информация о воровской сети и о скупщиках краденого. Также Бюро проводит регулярные оперативные совещания с различными полицейскими службами, разрабатывает конкретные операции, связанные с действиями банд похитителей произведений искусства, проводит работу по унификации описаний предметов искусства с Целью улучшения обмена информацией.

Начиная е 1988 г., Бюро при помощи Минкультуры и представителей антикварного рынка организует специальную подготовку полицейских, занятых в этой сфере, с тем, чтобы добиться ясного понимания ими имеющейся информации, успешной идентификации произведений искусства и, следовательно, максимального эффекта в работе. Существуют курсы подготовки для следователей, работающих для Бюро, старших полицейских офицеров и инспекторов, занимающихся расследованием краж произведений искусства в местных криминальных следственных управлениях, судей и следователей прокуратуры, а также полицейских из других стран, желающих получить специальную подготовку. Французское Центральное Бюро по борьбе с кражами произведений и предметов искусства поддерживает постоянные контакты с полицейскими органами различных стран мира. В последние годы развивается сотрудничество и со странами Восточной Европы См.: Баллестрации М. Борьба с торговлей крадеными произведениями искусства во Франции // Мизеит. 1994. №1(1 79). С. 65..

Мы считаем, что в отечественной практике необходимо более
активно использовать такие формы положительного опыта их коллег из Франции и Италии и других стран, как:

1) сосредоточение в рамках специализированного органа полномочий по контролю за ввозом и вывозом культурных ценностей, а также за торговлей ими;

наделение специализированных подразделений большими координационными полномочиями по отношению к другим структурам, участвующим и содействующим расследованию преступлений данной категории;

3) включение в состав специализированных подразделений высококвалифицированных экспертов-искусствоведов;

тесное сотрудничество с представителями антикварного рынка, страховых компаний и других заинтересованных организаций;

профилактика данных преступлений;

непосредственный контакт с заинтересованными международными организациями;

проведение большой работы по вербовке информаторов из преступной среды и среды людей, занимающихся искусством, а также по внедрению в эти сферы кадровых специальных агентов;

проведение работы по каталогизации предметов культуры и созданию баз данных компьютерной информации.

Отечественным правоохранительным органам следует смелее идти на контакты со своими зарубежными коллегами, так как они приносят большую пользу обеим сторонам. Так, грамотно организованные совместные действия правоохранительных органов России и Израиля привели к успеху в расследовании дела о похищении в России гражданином Израиля 13 икон. Израильская полиция по своей инициативе передала МВД России фотографи-ческие изображения икон, изъятых ею у гражданина Ш. С помо-щью АИПС «Антиквариат» Главного информационного центра МВД России было оперативно установлено, что часть икон идентична ранее похищенным в ряде областей России. Впоследствии были собраны доказательства того, что преступления совершены на территории 17 регионов России, значительно удалённых друг от друга. Таким образом, удалось выявить и задержать участников преступной группы, совершившей эти посягательства[ См.: Ефремов А. Антиквариат // Президентский контроль. Информаци-онный бюллетень. 1996. № 6. С. 57.].

В заключение отметим, что сотрудничество правоохранительных органов различных стран в борьбе с преступными посягательствами на культурные ценности народов может быть по-настоящему эффективным только при согласованных действиях большинства государств, при точном и неуклонном соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, а также при добросовестном выполнении поручений по оказанию правовой помощи по уголовным делам.

Заключение

В последние годы хищение культурных ценностей стало национальным бедствием: наблюдается устойчивая тенденция к увеличению преступных посягательств на культурные ценности и другие предметы, имеющие особую ценность (ст. 164 УК РФ). Начиная с 1989г. как указывается в специально проведенных по данной проблематике исследованиях, в 2000 г. их количество стремительно увеличилось в 16 раз, а хищения из частных коллекций за этот же сравнительный период времени -- возросло более чем в 22 раза[ Щерба С.П. Квалификация преступлений, посягающих на предметы или документы, «имеющие особую ценность»// Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью в сфере экономики. М., 2000. С. 77.].

Резкий рост хищений культурных ценностей, находящихся в частной собственности, в частных коллекциях не случаен. Для профессиональных преступников совершить кражу (а они занимают основную долю в хищениях ценностей), даже при установленной сигнализации в пустой квартире всегда проще, нежели проникнуть не только в поставленные на сигнализацию, но и охраняемые музеи, и иные места хранения историко-культурных ценностей.

Вопрос об охране культурных и исторических памятников нашу страну волновал всегда. До введения в действие УК РФ 1996 г. пристальное внимание уделялось ст. 230 (умышленное уничтожение, разрушение и повреждение памятников истории и культуры) и ст. 87-2 УК РСФСР (невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран)[ См. подробнее: Маркин Ю. Защитит ли Уголовный закон наши исторические и культурные ценности?// Сов. юстиция. 1989. № 20. С. 5-6; Сырых В., Яни С. Строже использовать законодательство об охране памятников// Соц. законность. 1987. № 12. С. 17-18. ]. Тем не менее, количество таких преступлений в стране постоянно растет, что сигнализирует о необходимости глубокого изучения этого вопроса и принятия необходимых мер по снижению уровня данного вида преступлений.

В последние годы продолжается устойчивый рост числа преступных посягательств на предметы и документы, имеющие историческую, научную, художественную и культурную ценность.

Борьбе с преступными посягательствами на предметы, имеющие особую ценность в России и в зарубежных странах свойственны общие формы - создание специализированных подразделений, занимающихся этой проблемой. Тесное сотрудничество полицейских органов с организациями и лицами, занимающимися искусством неразрывно связано с профилактикой данных преступлений. На наш взгляд, подобный опыт следует шире и активнее использовать в отечественной практике.

Низкая раскрываемость и упущения по делам этой категории во многом объясняются слабым научным обеспечением следственной и судебной практики. Работники правоприменительных органов зачастую испытывают затруднения в практическом применении уголовного законодательства, допускают ошибки при квалификации таких деяний, не всегда используют специальные познания для исследования и правильного определения исторической, научной и культурной ценности предметов, слабо используются каналы международного сотрудничества. К тому же практика применения УК РФ 1996 г. поставила перед наукой и правоохранительными органами ряд актуальных и неотложных проблем.

В предпринятом исследовании сделана попытка на основе анализа состава преступления, предусмотренного ст. 164 УК РФ, выявить пробелы и неточности законодательства и наметить пути его совершенствования.

Норма об ответственности за хищение предметов, имеющих особую ценность, сформулирована законодателем таким образом, что фактически предусматривает ответственность за преступление, посягающее на указанные ценности, совершенное любым способом. Между тем, правильность данной формулировки вызывает сомнение, так как от способа совершения преступления зависит его общественная опасность, что в свою очередь влечет повышенную уголовную ответственность. Кроме того, разные формы хищения предполагают и несовпадение моментов окончания преступлений и, что также порождает трудности в правоприменительной практике.

Вышеизложенное дает основание полагать, что норма об ответственности за хищение предметов, имеющих особую ценность, несовершенна, что создает определенные трудности в правоприменительной деятельности.

Мы полагаем, что наиболее эффективно устранить все рассмотренные выше проблемы возможно только на законодательном уровне. Прежде всего, необходимо законодательно определить понятие «предметов, имеющих особую ценность». Требует уточнения момент окончания данного преступления. Вопрос о субъекте данного преступления также нуждается в уточнении, так как по общему правилу уголовная ответственность за такие формы хищения, как кража, вымогательство, грабеж, разбой, ответственность наступает с 14-ти летнего возраста, по ст. 164 УК РФ - с 16 лет. Представляется, что назрела необходимость изменить конструкцию состава, предусмотренного ст. 164 УК РФ. На наш взгляд, целесообразно изложить данную статью в следующей редакции:

«Статья 164. Хищение либо вымогательство предметов, имеющих особую ценность

1. Хищение путём кражи, мошенничества, присвоения, растраты или грабежа, равно вымогательство предметов или документов, имеющих особую культурную ценность - наказывается лишением свободы от шести до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового.

2. Нападение в целях хищения предметов или документов, имеющих особую культурную ценность, совершённое с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия - наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи:

а) совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, имеющих особую культурную ценность - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет.

4. Действие, предусмотренное частью второй настоящей статьи соединённое с причинением тяжкого вреда здоровью - наказывается лишением свободы на срок от девяти до семнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет».

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 2000.

3. Уголовный кодекс РФ. М., 2004.

4. Уголовный кодекс РСФСР. М., 1976.

5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2004.

6. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе куль-турных ценностей». // Ведомости Верховного совета РФ. 1993. № 20. Ст. 718.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995г. №5 “О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности”. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. №7.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // Российская газета от 05 января 2003 г.

9. Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 10. Ст. 1109.

10. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.

11. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992. № 46. Ст. 2615.

12. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993. № 3. Ст. 718.

13. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. -- М.: Кодекс. 2001.

14. СУ РСФСР. 1926. № 80, ст. 600.

Научная литература и материалы периодической печати

15. Бабаев М.М. Социальная справедливость и проблемы борьбы с незаконными доходами (уголовно-правовой и криминологический аспекты). В кн.: Утверждение социальной справедливости: криминологический и уголовно-правовой аспекты. Иваново. 1989.

16. Баллестрации М. Борьба с торговлей крадеными произведениями искусства во Франции // Мизеит. 1994. №1 .

17. Берлин М.П. Вопросы предупреждения преступности. Ростов-на-Дону, 1929.

18. Борзенков Г. Новое в уголовном законодательстве о преступлениях против собственности. // Законность, 1995, № 2.

19. Борьба с преступностью за рубежом. ВИНИТИ. 1992. № 1.

20. Братанов В.В. Хищения культурных ценно-стей. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -- Н-Новгород. 2002.

21. Воробьёв И.А., Князев В.В., Смирнов В.А. Борьба с преступными посягательствами на культурные ценности. В сб.: Полиция и борьба с пре-ступностью за рубежом. Вып. 2. М., 1994.

22. Гайдашов А.В. Уголовная ответственность за хищения предметов, имеющих особую историческую, научную или культурную ценность. Дисс. на соиск. уч. степ, канд. юр. наук. -- М: МГЮА. 1997.

23. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Ответственность за преступления против собственности.- М. ЮрИнфоР, 1997.

24. ГИЦ МВД России. Зарубежный опыт. Обзорная информация. Вып. №2. М., 1994.

25. Горбачёв В.Г., Гуров А.И. Борьба с преступными посягательства-ми на культурные ценности в зарубежных странах. М., 1992.

26. Дагель П.С., Котов Д.П. Субъективная сторона преступления и ее установление. Воронеж, 1974.

27. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1965.

28. Егоров В.С. Курс лекций по Общей части уголовного права. Москва-Воронеж. 2003.

29. Ефремов А. Антиквариат // Президентский контроль. Информаци-онный бюллетень. 1996. № 6.

30. Завидов Б.Д. Комментарий к Федеральному закону “Об ипотеке (залоге недвижимости)”. - М.: “Издательство ПРИОР”, 1998.

31. Завидов Б.Д. Фрикерство, хакерство и радиопиратство // Российский следователь, 1999, № 2.

32. Комментарии к УК РФ / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебеде-ва. - М.: Норма, 1999

33. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 2-х томах. / Под ред. О.Ф. Шишова. Т. 2. Особенная часть. -- М.: Новая Волна. 1998.

34. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. М: Норма. 1996.

35. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. О.Ф.Шишова. Том 2. - М.: Новая волна. 1998.

36. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. Ю.И.Скуратова В.М. Лебедева. - М.:ИНФРА М - НОРМА, 1996.

37. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ с материалами судебно-следственной практики. М., 2004.

38. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Ю.И.Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1997.

39. Комментарий к УК РФ / Под общ. ред. докт. юрид. наук, Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. М.: Издательство НОРМА, 2003.

40. Коржанский Н.И. Объект посягательства и квалификация преступлений. М., 1976.

41. Кочои СМ. Ответственность за корыстные преступления против собствен-ности. -- М.: Профобразование. 2000.

42. Кудрявцев В.Н. Способ совершения преступления и его уголовно-правовое значение // Советское государство и право. 1957. № 8.

43. Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступления. М, 1976.

44. Курс российского уголовного права. Особенная часть. /Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 2002.

45. Курс уголовного права. Том 3. Особенная часть. Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. - М.:Зерцало,2002.

46. Ляпунов Ю.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федера-ции. -- М.: Норма Инфра М. 2001.

47. Маркин Ю. Защитит ли Уголовный закон наши исторические и культурные ценности?// Сов. юстиция. 1989. № 20.

48. Мачнев В.М. Обзор практики расследования посягательств на исторические и культурные ценности // Информационный бюллетень Следственного Комитета МВД РФ. 1993. № 4 (77).

49. Международное уголовное право / Под ред. И.И. Карпеца. М, 1995.

50. Милиционеры будут учиться в антикварных магазинах // Москов-ский комсомолец. 1996. 23 января.

51. Назаренко Г.В. Русское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1989.

52. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. П.Н. Панченко. Том 1. - Нижний Новгород: НОМОС,1996.

53. Никифоров Б.С. Объект преступления. М., 1960.

54. О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. М, 1977.

55. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международ-ными уголовными преступлениями. М., 1993.

56. Первушин В.М. Расследование краж предметов антиквариата. М., 1992.

57. Преступные посягательства на культурные ценности в России. Статистический сборник 1998-2002. М.,: ГИЦ МВД РФ, 2003.

58. Приданов С.А., Щерба С.П. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование. М., 2002.

59. Развитие русского права в XV - первой половине XVII в. М., 1986.

60. Российские вести. 1994. № 123.

61. Сабитов Г.Р. Охрана культурных ценностей. Уголовно-правовые и крими-нологические аспекты. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -- Омск. 2002.

62. Сборник действующих нормативных правовых актов и наиболее значимых работ по проблемам сохранения культурных ценностей. / Под ред. К.К. Горяинова. -- М.: ВНИИ МВД РФ. 2000.

63. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. -- М.: Кодекс. 2001.

64. Севрюков А.П. Хищение имущества: криминологические и уголовно-правовые аспекты. М., 2004.

65. Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 10. Ст. 1109.

66. Сырых В., Яни С. Строже использовать законодательство об охране памятников// Соц. законность. 1987. № 12.

67. Тарабрин А.Г., Рясной И.В. Черные антиквары. М., 2003.

68. Уголовное право РФ: Учебник. Особенная часть. / Под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М., 2000.

69. Уголовное право. Особенная часть. Под ред. З.А.Незнамовой. -М.:ИНФРА. М - НОРМА.- 1997.

70. Уканов К.Ш. Предупреждение хищений в Республике Казахстан: Уголовно-правовые и криминологические аспекты. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД РФ. 2003.

71. Филиппова Т. Иконы из России вывозят тоннами // Комсомольская правда, 1995, 14 декабря.

72. Щерба С.П. Квалификация преступлений, посягающих на предметы или документы, «имеющие особую ценность»// Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью в сфере экономики. М., 2000.

73. Щерба С.П. Проблемы уголовно-правовой охраны исторических, научных, художественных и культурных ценностей государств СНГ от преступных посяга-тельств.// Уголовное право. 1999. № 1.

74. Щерба С.П., Приданов С.А. Производство по делам о хищениях предметов, имеющих особую ценность // Российская юстиция. 1996. № 8.

75. Щерба С.П., Приданов С.А. Уголовно-правовая охрана предметов и документов, имеющих историческую, научную, художественную или культурную ценность: практическое пособие / Под общ. Ред. Проф. С.П. Щербы. М.: Учебно-консультативный центр «ЮрИнфоР». 2000.

76. Щерба СП. Проблемы уголовно-правовой охраны исторических, научных, художественных и культурных ценностей государств СНГ от преступных посягательств.// Уголовное право. 1999. № 1.

Практические материалы

54. Бюллетень Верховного Суда России, 1995. № 8.

55. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995. № 7.

56. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 4.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.