реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Воинская часть, ее гражданско-правовое положение

реферат
ешение о создании, реорганизации и ликвидации военных предприятий в форме федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, принимается Правительством Российской Федерации. Проект указанного решения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2003 г. N 217 подготавливается Министерством имущественных отношений Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, а также Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в установленных законодательством случаях) и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Учредителем указанного военного предприятия выступает Российская Федерация в лице уполномоченных органов путем принятия решения о его учреждении Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. В решении об учреждении военного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяются цели и предмет деятельности этого предприятия. Например, в соответствии с действующим законодательством министр обороны Российской Федерации подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий, входящих в состав Вооруженных Сил, в соответствии с федеральным законодательством определяет порядок утверждения уставов этих предприятий (за исключением казенных), а также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей указанных предприятий, заключения, изменения и расторжения контрактов с этими руководителями.

Военное предприятие в организационно-правовой форме федерального казенного предприятия учреждается решением Правительства Российской Федерации на основании предложений заинтересованных ведомств, в которых предусмотрена военная служба. В таких решениях, как правило, возлагаются полномочия на соответствующие органы федеральной исполнительной власти по управлению создаваемым предприятием и указывается порядок осуществления такого управления. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 743 образованы государственные унитарные предприятия военной торговли, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия), и утверждены их уставы, а Министерству обороны Российской Федерации поручено осуществлять руководство этими предприятиями военной торговли через Главное управление торговли Министерства обороны Российской Федерации, действующее на правах центрального органа военного управления; назначать на должность и освобождать от должности руководителей указанных предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты с этими руководителями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Учредительным документом военного предприятия является его устав, который утверждается уполномоченными государственными органами Российской Федерации и должен содержать об этом предприятии наиболее важную информацию: полное и сокращенное фирменные наименования военного предприятия; указание на место его нахождения; цели, предмет, виды деятельности военного предприятия; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества этого предприятия; а также иные предусмотренные законодательством данные или не противоречащие федеральным законам важные для предприятия положения.

Кроме указанных сведений, устав военного предприятия должен содержать информацию о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, о направлениях использования прибыли, а устав казенного предприятия - сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия. Уставный фонд является ключевым понятием и имеет большое значение при создании и организации деятельности военного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Уставным фондом предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Он должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации такого предприятия. Следует учитывать, что в военном казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Устав является важным документом также и потому, что военное предприятие может иметь лишь те гражданские права, которые соответствуют предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. При этом следует учитывать, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, военное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

На практике также представляют интерес вопросы, связанные с ответственностью военного предприятия и ее пределами. В соответствии с действующим законодательством военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не может привлекаться к ответственности по обязательствам собственника его имущества, которым является Российская Федерация в лице уполномоченных органов: Правительства Российской Федерации или соответствующего федерального органа исполнительной власти. В то же время Российская Федерация не несет ответственности по обязательствам военного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана органом, осуществляющим функции собственника его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества этого предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Следует особо отметить такое важное предусмотренное законом обстоятельство, как возложение субсидиарной ответственности на Российскую Федерацию по обязательствам ее казенных военных предприятий при недостаточности их имущества.

Поскольку коммерческие организации (к числу которых относятся и военные предприятия) в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, то представляется достаточно принципиальным вопрос ее распределения и распоряжения ею как собственником (уполномоченным им органом) имущества военного предприятия, так и самим предприятием.

При решении данных вопросов военные предприятия должны следовать общему правилу, согласно которому собственник имущества военного предприятия (т.е. государство в лице Правительства Российской Федерации) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия, в связи с чем государственное предприятие ежегодно должно перечислять в государственный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228) и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. N 1138).

Реорганизация и ликвидация военных предприятий осуществляются в соответствии с требованиями военного права (рассмотренными ранее применительно к военным учреждениям), а при участии этих предприятий в гражданском обороте - также с учетом норм гражданского законодательства.

Поскольку большинство военных предприятий участвует в гражданском обороте, необходимо учитывать, что в случае принятия решения о ликвидации военного предприятия Правительство Российской Федерации или уполномоченный им орган назначает ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению делами этого предприятия. В случае если при проведении ликвидации военного предприятия будет установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании этого предприятия банкротом.

Военное законодательство не содержит четкого определения понятия "военное имущество" или "имущество военной организации" (учреждения, предприятия или воинской части), вместе с тем из анализа военно-правовых норм следует, что понятие военного имущества эквивалентно широко используемому в военном праве понятию "материальные средства воинской части" (других военных организаций). Под материальными средствами принято понимать все виды вооружения, боевой и другой техники, ракеты, боеприпасы, ракетное топливо, горючее, смазочные материалы и специальные жидкости, продовольствие, вещевое, инженерное, химическое имущество, казарменно-жилищный фонд, здания, сооружения, полигоны, танкодромы, учебные центры, земельные участки и другие средства, выраженные в материальной форме и используемые для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время.

Понятие "военное имущество" в гражданском праве как таковое также отсутствует, а понятие "имущество" имеет весьма объемное смысловое значение. В самом широком значении оно охватывает вещи, имущественные права и имущественные обязанности (в нормах о предприятии, о приватизации, о правопреемстве при реорганизации юридических лиц и т.п.). Понятие имущества как вещи наиболее распространено в гражданском праве (см. нормы о неделимых и сложных вещах, об истребовании имущества из чужого незаконного владения и др.).

При рассмотрении вопросов, связанных с правовым режимом военного имущества, необходимо исходить из того, что в силу п.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении (в том числе и в области обороны) одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Поэтому при определении правового статуса военного имущества необходимо прежде всего выяснить, в рамках каких правоотношений (военно-административных или гражданско-правовых) это имущество рассматривается.

Поскольку правовой режим военного имущества может регулироваться как нормами военного законодательства (в случаях, когда это имущество не участвует в гражданском обороте, основанном на равенстве сторон имущественных правоотношений), так и нормами гражданского права (в случаях, когда военное имущество участвует в гражданском обороте), то с учетом вышеизложенного, а также того, что в силу п.12 ст.1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, можно дать военному имуществу следующее определение.

Военное имущество - это состоящие в федеральной собственности материальные средства, находящиеся у военных организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов (в мирное и военное время) по обеспечению обороны страны и безопасности государства.

С учетом специфики деятельности военных организаций в обществе и государстве прежде всего следует отметить, что на правовой режим военного имущества оказывает большое влияние оборотоспособность объектов гражданских прав - материальных средств, закрепленных за военной организацией, в связи с чем можно выделить следующие виды военного имущества: военное имущество, изъятое из оборота (например, ракетные комплексы, ядерное, бактериологическое, химическое и иное оружие массового поражения, боевые корабли, самолеты, подводные лодки и т.п.), ограниченно оборотоспособное военное имущество (может принадлежать лишь определенным лицам либо допускается в обращение только по специальному разрешению), военное имущество, неограниченное (свободное) в обороте (все остальное военное имущество, которое не изъято из оборота или не ограниченно в обороте, например, продовольственные товары, предметы мебели, отдельные виды одежды, медикаментов, культтовары и т.п.).

От того, к какому (из указанных выше) виду принадлежит военное имущество, зависит и комплекс правомочий субъектов имущественных правоотношений по управлению этим военным имуществом.

Правовой режим военного имущества различается также в зависимости от того, является это имущество движимым или недвижимым. Под недвижимым военным имуществом принято понимать состоящие на балансе или закрепленные за военными организациями казарменно-жилищные и складские фонды, административные и специальные здания, коммунальные и иные сооружения, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, а также другие объекты, которые в соответствии с действующим гражданским законодательством подлежат государственной регистрации.

К движимому военному имуществу относятся все остальные материальные средства военных организаций, переданные им установленным порядком для выполнения их специфических задач в области обороны и безопасности Отечества.

Неразрешенным в законодательном порядке в настоящее время остается вопрос с государственной регистрацией военными организациями прав на закрепленное за ними недвижимое военное имущество. В соответствии с действующим гражданским законодательством такая регистрация является обязательной для всех видов недвижимого имущества и требует сообщения определенной информации об этом имуществе для включения этих данных в Единый государственный реестр, информация из которого может быть предоставлена любому лицу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.