p align="left">Социально - правовая доктрина государства объявляет права и свободы человека высшей ценностью, поэтому уго-ловная политика включает их в круг приоритетных объектов уголовно - правовой охраны. Эта же идея лежит и в основе обращения с лицами, заболевшими до или после вынесения обвинительного приговора психическим расстройством, лишающим их возможности осознавать фактическое значе-ние своих действий, их опасность и (или) руководить ими. Под психическим расстройством, лишающим лицо воз-можности осознавать фактический характер и обществен-ную опасность своих действий (бездействия) либо руково-дить ими понимается состояние здоровья виновного лица, именуемое невменяемостью. Невменяемость - состояние здоровья лица (совершившего общественно опасное деяние), установленное судом на ос-новании заключения судебно - психиатрической экспертизы и определяемое с учетом единства психологического и био-логического критериев. Психологический (юридический) критерий означает неспо-собность лица осознавать фактическое значение своих дей-ствий, их опасность и (или) руководить ими. Оценивается с интеллектуальной стороны вины как неспособность к осоз-нанию, с волевой - как неспособность к руководству своими действиями в связи с возникшей болезнью. Биологический (медицинский) критерий - перечень психи-ческих расстройств, наличие хотя бы одного из которых в совокупности с юридическим критерием образует состояние невменяемости. Лица, освобожденные от отбывания наказания в связи с болезнью, после вынесения в отношении их обвинительного приговора, в случае выздоровления, могут подлежать нака-занию с зачетом времени, проведенного в лечебном учреж-дении, в срок отбытия наказания в том случае, если не ис-текли соответствующие сроки давности Аналогично реша-ется вопрос о наказании лица, заболевшего психическим расстройством после совершения преступления во время предварительного следствия. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей(ст. 72) Беременной женщине или женщине, имеющей хотя бы одного ребенка в возрасте до восьми лет, суд может отсро-чить фактическое отбывание наказание до достижения ре-бенком восьмилетнего возраста, если она осуждена: а) за преступление против личности - к лишению свободы на срок до пяти лет включительно или иному, более мягкому наказанию, б) за другие виды преступлений - к любому на-казанию. Женщина считается осужденной - по общему правилу: с момента вступления в законную силу обвинительного при-говора суда до момента освобождения от фактического при-терпевания наказания, далее - до момента погашения или снятия судимости она именуется не осужденной, но суди-мой. Факт беременности женщины подтверждается медицин-ским заключением о беременности, а факт наличия ребенка, не достигшего восьмилетнего возраста - свидетельством о его рождении и справкой о фактическом наличии ребенка на иждивении осужденной женщины. Отсрочка отбывания наказания беременной женщине или женщине, имеющей малолетнего ребенка может приме-няться лишь в случае наличия достаточных условий для нормального воспитания ребенка в состоянии свободы. Ус-ловия считаются достаточными: а) при фактическом нали-чии постоянного места жительства, б) при благоприятном социальном окружении, в) при представлении суду обосно-ванных заверений о предстоящем правомерном образе жизни осужденной матери и возможности воспитания и обеспечения ребенка. Данное основание освобождения от отбывания уголовного наказания входит в разряд условного, факультативного ви-дов освобождения от наказания. Осужденная женщина, в отношении которой применена от-срочка отбывания наказания, уклоняющаяся от воспитания, обеспечения и ухода за ребенком предупреждается органом, осуществляющим контроль за ее поведением, о возможности отмены отсрочки и направления осужденной для отбывания наказания. По достижении ребенком восьмилетнего возраста либо в случаях: его смерти или прерывания беременности, наказа-ние в отношении которой отсрочено, суд принимает одно из следующих решений: а) освободить осужденную от отбыва-ния оставшейся части наказания, б) заменить оставшуюся часть наказания более мягким, в) вернуть осужденную в со-ответствующее учреждение для отбывания оставшейся части наказания. Последнее решение принимается, как пра-вило, при исчезновении условий, достаточных, для нор-мального воспитания ребенка. Освобождение от наказания и замена наказания более мягким в отношении лиц, совершивших преступление в воз-расте до. Несовершеннолетние гораздо легче поддаются исправле-нию по сравнению со взрослыми лицами, поэтому досрочное освобождение и замена наказания более мягким в этом слу-чае имеет ряд особенностей. Во-первых , условно-досрочное и досрочное освобождение несовершеннолетних, а также замена им наказания более мягким могут применяться после фактического отбытия не менее одной трети назначенного судом наказания, незави-симо от тяжести совершенного преступления и прежних су-димостей. Во-вторых, в законе устанавливается различный порядок освобождения лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет, в зависимости от того, достигли или нет они совершеннолетия к моменту освобождения. Лица, дос-тигшие совершеннолетия к моменту освобождения и удовле-творяющие требованиям, установленным в законе, подлежат условно-досрочному освобождению. Лица, не достигшие совершеннолетия к моменту освобо-ждения, подлежат досрочному освобождению, которое носит безусловный характер, то есть в случае совершения нового преступления в течение не отбытой части наказания эти лица могут нести ответственность только за новое преступ-ление. Представление об освобождении несовершеннолетних и замена им наказания более мягким делается администрацией трудовых колоний для несовершеннолетних. Освобождение лица, виновного лица, от уголовной ответст-венности является освобождением его и от наказания. Таким образом, нарушается принцип "Каждому винов-ному - справедливое наказание". Однако рассмотрим данный аспект более подробно. Наказание может утратить свой предупредительный эф-фект, если оно применяется с большим опозданием. Оно не становится средством перевоспитания, если преступник уже исправился и без наказания. В этом случае наказание еще может сыграть общепредупредительную роль, но в основном будет выступать как месть за содеянное, как "голая кара". Освобождение от уголовной ответственности и наказания может играть предупредительную роль. Государство как бы объявляет, что совершившее преступление лицо может по-следующим поведением загладить причиненный вред, загла-дить свою вину. Институт освобождения от уголовной ответ-ственности и наказания стимулирует лиц, совершивших од-нажды преступление, к примерному поведению. Можно подумать, что существование данного института превращает наказание в пустую угрозу. Однако, этого не происходит, так как освобождение от уголовной ответствен-ности и наказания наступает не автоматически, а лишь при соблюдении определенных условий. Даже после отбытия лицом наказания или после сокраще-ния либо замены наказания более мягким , лицо продолжает нести невыгодные отрицательные последствия. Осуждение лица судом к тому или иному виду наказания дает, как правило, основание считать данное лицо имеющим судимость. При этом лицо считается судимым с момента вступления обвинительного приговора в силу, в период от-бывания назначенного наказания и в период определенного установленного законом времени после отбытия наказания. В отдельных случаях судимость может повлечь за собой некоторые ограничения для лица, например, в выборе места жительства, в работе и т.п. При совершении нового преступления наличие судимости зачастую рассматривается как отягчающее обстоятельство. Казахстанский уголовный закон устанавливает определен-ный порядок погашения и снятия судимости с тех лиц, ко-то-рые, отбыв наказание или будучи освобождены от него дос-рочно, не нарушают вновь правопорядок. Данные лица в ус-тановленном законом порядке могут быть признаны несу-ди-мыми. Закон устанавливает различные сроки погашения судимо-сти, т.е. автоматического прекращения судимости для лиц, отбывших как основное, так и дополнительное наказания. Эти сроки определяются исходя из размера наказания, кото-рое было назначено виновному судом. В случае сокращения или замены наказания более мягким либо условно - досрочного или досрочного освобождения срок погашения судимости исчисляется исходя из фактиче-ски отбытого срока наказания. Кроме истечения определенных законом сроков после от-бытия наказания, требуется , чтобы лицо в течение этих сро-ков не совершило нового преступления. Совершение же нового преступления прерывает течение срока погашения судимости. Сроки, погашающие первую судимость, начинает течь вновь с момента отбытия лицом наказания за новое преступление. С этого момента парал-лельно исчисляются и сроки погашения судимости по вто-рому преступлению Для погашения судимости установленные законом сроки должны истечь полностью. Но закон дает всем отбывшим наказание стимул для более раннего освобождения от суди-мости. Суду предоставляется право в некоторых случаях снять с лица судимость досрочно, если виновный после от-бытия им наказания своим поведением и трудом доказал свое исправление. 7. Порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказанияОбсудив практику судов по применению условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и о замене неотбытой части наказания более мягким, пленарное заседание Верховного Суда Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 13 декабря 2001 года N 20 Об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания . отмечает, что суды в основном правильно применяют требования ст.ст.70, 71, 84 Уголовного кодекса Республики Казахстан (в дальнейшем УК). Вместе с тем в работе судов имеются серьезные недостатки и нарушения закона. В целях формирования правильной судебной практики по применению законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановило обратить внимание судов, что точное и неуклонное исполнение требований уголовного закона об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким имеет исключительно важное значение в деле исправления осужденных, предупреждения рецидивной преступности. В соответствии со ст.455 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (в дальнейшем УПК), вопросы об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой части наказания более мягким рассматриваются по представлению органа, ведающего исполнением наказания, либо по представлению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление несовершеннолетних, а в отношении лиц, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части - по представлению командования дисциплинарной воинской части. Согласно п.9 ст.169 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (в дальнейшем УИК), при отбытии осужденным установленной законом части срока наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана в месячный срок рассмотреть вопрос и вынести постановление о представлении либо отказе в представлении к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. В случае, если администрация в месячный срок не решит данный вопрос, то осужденный, его защитник, согласно ст.278 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан (в дальнейшем ГПК), вправе обжаловать бездействие администрации непосредственно в суд по месту отбывания наказания. Суды должны реагировать на данное нарушение закона, допущенное администрацией учреждений или органов, исполняющих наказание. В соответствии со ст.13 Конституции Республики Казахстан, устанавливающей право каждого на судебную защиту своих прав и свобод, и ст.ст.18, 20 УИК постановление администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, об отказе в представлении к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания может быть обжаловано осужденным, его защитником в суд или прокурору по месту отбывания наказания. Суды не должны принимать к своему производству представления об условно-досрочном освобождении, не отвечающие требованиям ст.169 п.3 УИК: не содержащие данных, характеризующих личность осужденного, его поведение, отношение к труду и обучению за весь период отбывания наказания, и свидетельствующих о том, что он доказал свое исправление, а также сведений об отбытии установленной законом части срока наказания. Если в представленных материалах не содержится достаточных данных для рассмотрения их и в ходе судебного заседания восполнить их невозможно, судья при подготовке материала к слушанию письмом возвращает его для соответствующего оформления, а если это обнаружилось в судебном заседании, то выносит постановление с указанием оснований, по которым материал возвращается.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|