Уголовно-процессуальное право и уголовный процесс
Тема 1. Понятие, сущность и задачи уголовного процессаУголовный процесс - это регламентированная законом деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел, а также всех участвующих в нем лиц, которая осуществляется не иначе, как в правовых отношениях, основанных на законе. Таким образом, уголовный процесс - это особый вид государственной деятельности, имеющий указанную выше специфическую направленность. Эта деятельность порождает и осуществляется посредством урегулированных уголовно-процессуальным правом отношений (уголовно-процессуальных отношений) между государственными органами (должностными лицами) и иными субъектами процессуальной деятельности.Деятельность субъектов уголовного процесса, исходя из выполняемых ими задач, полномочий и целей, осуществляется по определенным направлениям, которые называют уголовно-процессуальными функциями. Различают 4 функции:1. Функция осуществления правосудия характерна для суда. Суд, рассматривая уголовное дело в судебном заседании, решает, виновен человек или нет, применяет наказание.2. Функция обвинения - это деятельность уполномоченных лиц по доказыванию виновности лица и решения вопроса о его ответственности. Различают публичное, частно-публичное, обвинение, осуществляемое прокурором, и частное обвинение - потерпевшим. 3. Функция защиты - деятельность, направленная на опровержение обвинения, установления невиновности лица или смягчения его ответственности. Эту функцию осуществляют защитники, сами обвиняемые, их представители. 4. Функция предварительного расследования заключается в досудебной деятельности по соблюдению, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступления, установления лица, его совершившего. Уголовный процесс защищает гражданина, общество, государство от преступных проявлений и тем самым охраняет конституционные права и свободы гражданина. Основное содержание уголовного процесса - это основанная на законе и направленная законом деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного расследования. Задачи уголовного процесса, изложенные в ст. 7 УПК Республики Беларусь, рассматриваются в 2 аспектах: общесоциальном и на уровне конкретных задач. На общесоциальном уровне уголовный процесс решает задачи по защите от преступных посягательств личности, ее прав, свобод и других благ; прав и законных интересов юридических лиц; охрану существующего правопорядка путем осуществления справедливого правосудия, укрепления законности, предупреждения совершения преступлений (т.е. профилактическая работа).Конкретные задачи состоят в том, чтобы обеспечить всестороннее и полное раскрытие преступлений, получение достаточных доказательств для изобличения виновного лица, правильное применение уголовного закона и справедливое назначение наказания.Уголовно-процессуальная деятельность подразделяется на стадии -самостоятельные этапы процессуальной деятельности, связанные между собой общими задачами и единством принципов уголовного процесса, однако имеющими непосредственные задачи, особый круг участников и специфические процессуальные формы.Большинство уголовных дел проходит шесть стадий, именуемых в уголовном процессе обычными: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, назначение и подготовка судебного разбирательства, судебное разбирательство, кассационное производство, исполнение приговора.Кроме того, имеются еще две стадии: производство в надзорной инстанции и возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам, которые признаются исключительными, поскольку производство в этих стадиях возникает не всегда и по делам, по которым приговоры вступили в законную силу. Стадия возбуждения уголовного дела начинается с поступления в органы предварительного расследования, прокуратуры сообщения, заявления о совершенном или готовящемся преступлении. По результатам проверки принимаются решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, путем вынесения постановления или передаче заявления по подследственности.Стадия предварительного расследования начинается с момента принятия уголовного дела к производству и после производства расследования заканчивается принятием следующих решений: вынесением постановления о передаче дела прокурору для направления в суд (ст. 260 УПК Республики Беларусь), вынесением постановления о передаче дела прокурору для направления в суд с применением принудительных мер безопасности и лечения; вынесением постановления о прекращении предварительного расследования (ст. 29 УПК Республики Беларусь).Стадия назначения и подготовки судебного разбирательства -самостоятельная стадия, в которой судья единолично, не предрешая вопроса о виновности или невиновности обвиняемого, изучая поступившее от прокурора уголовное дело, устанавливает наличие или отсутствие препятствий для рассмотрения дела в судебном заседании (т.е. территориальность, подсудность) и выполняет подготовительные и организационные действия для проведения судебного разбирательства.Стадия судебного разбирательства - это стадия, в которой судья единолично или коллегиально (в составе судьи и 2 народных заседателей) с участием сторон обвинения и защиты, непосредственно в судебном заседании исследует обстоятельства преступления, проверяет доказательства и решают вопрос о виновности или невиновности обвиняемого, о мере наказания, а также другие вопросы, подлежащие разрешению по делу. На этой стадии суд постановляет от имени государства приговор (обвинительный или оправдательный).Кассационное производство является стадией уголовного процесса, в которой вышестоящие суды по жалобам заинтересованных лиц (обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника, или по протестам прокурора) проверяют законность и обоснованность приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. Кассационная инстанция может вынести следующие решения (см. ст. 385 УПК Республики Беларусь):- оставить приговор без изменения, а жалобу, протест - без удовлетворения;- отменить приговор и направить дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции; - отменить приговор и прекратить производство по делу; - изменить приговор; - отложить разбирательство дела в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 384 УПК Республики Беларусь. Стадия исполнения приговора - завершающая стадия уголовного процесса. На этой стадии решаются процессуальные вопросы, связанные с вступлением приговора в законную силу и обращением его к исполнению, а также вопросы, возникающие до и в процессе исполнения наказания. Приговор обращается к исполнению судом, постановившим приговор, не позднее трех суток со дня вступления в законную силу. Судья или председатель суда направляют распоряжение об исполнении приговора вместе с копией приговора тому органу, на который возложена обязанность приведения приговора к исполнению и который немедленно должен известить суд о приведении приговора к исполнению (ст. 399 - 403 УПК Республики Беларусь). Стадии надзорного производства и возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам, как указывалось выше, являются исключительными, так как в этих стадиях пересматриваются судебные решения, вступившие в законную силу; производство в этих стадиях возникает только по протесту (заключению) строго определенных должностных лиц, указанных в ст. 404 УПК Республики Беларусь, - прокуроров, председателей судов, их заместителей. Дела рассматриваются судебными инстанциями, специально определенными законом (ст. 407 УПК Республики Беларусь) не ниже президиума областного и Минского городского судов. В порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть пересмотрены судебные решения любого суда Республики Беларусь. Различия указанных двух стадий состоят в том, что основаниями пересмотра дела в порядке надзора являются нарушения, допущенные при расследовании дела или при рассмотрении в судебном разбирательстве (ст. 388 УПК Республики Беларусь); по вновь открывшимся обстоятельствам, как правило, неизвестны суду, при рассмотрении дела, хотя имели место (ч. 2 ст. 418 УПК Республики Беларусь). Понятие уголовного процесса и уголовно-процессуального права не идентичны. Если уголовный процесс есть деятельность участвующих в нем органов и лиц, вступающих между собой в правовые отношения, то уголовно-процессуальное право - это совокупность правовых норм, регулирующих эту деятельность, а также правовые отношения, возникающие между отдельными органами государства, между органами государства и иными субъектами процесса. С уголовно-процессуальным правом тесно связано понятие процессуальной формы и процессуальных гарантий. Соблюдение процессуальной формы предполагает совершение следственных и судебных действий в определенном законом порядке, условиях и последовательности. Процессуальные формы установлены УПК Республики Беларусь. Например, порядок производства следственных действий - выемка, обыск, регламентирован ст. 210 УПК Республики Беларусь, порядок проведения очной ставки - ст. 222 УПК Республики Беларусь. Они должны проводиться органами предварительного расследования и судом в соответствии с требованиями указанных норм закона. Процессуальная форма обеспечивает допустимость доказательств. Поэтому нарушение порядка процессуальной формы при получении доказательств лишает его юридической силы. Значение процессуальной формы состоит в том, что она обеспечивает режим законности в процессе, создает условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законных интересов участников процесса и способствует воспитательному воздействию. Процессуальные гарантии - это содержащиеся в нормах права правовые средства, направленные на обеспечение возможности всеми субъектами уголовно-процессуальной деятельности выполнять возложенные на них обязанности и использовать предоставленные им права. Процессуальными гарантиями осуществления задач каждого процессуального действия являются соблюдение установленных законом условий, оснований и формы применения этого действия, а также последствия его несоблюдения. Так, возбуждение уголовного дела будет отвечать процессуальным гарантиям, если вынесено постановление о его возбуждении, правомочным органом, по заявлению, полученному из достоверного источника, и будет установлено достаточно данных, указывающих на наличие признаков преступления и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу. Особое значение в уголовном процессе приобретают процессуальные гарантии личности, охраны ее законных прав и интересов, обеспечение прав граждан на судебную защиту. Тема 2. Источники уголовно-процессуального права и подзаконные нормативные акты Источниками уголовно-процессуального права являются: - Конституция Республики Беларусь; - Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь; - некоторые другие законы Республики Беларусь; - международные договоры, заключенные Республикой Беларусь с другими государствами. Конституция Республики Беларусь имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Беларусь. Иные правовые акты, применяемые в Республике Беларусь, не должны противоречить Конституции Республики Беларусь (ст. 137). Указанная норма определяет значение Конституции Республики Беларусь как юридической базы уголовно-процессуального законодательства. В Конституции Республики Беларусь содержатся наиболее общие положения, определяющие построение уголовного процесса, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина в области судопроизводства и к осуществлению судебной власти в уголовном процессе. Некоторые нормы Конституции Республики Беларусь являются нормами прямого действия. Это означает, что если те или иные положения, относящиеся к области уголовного судопроизводства, не решены в уголовно-процессуальном законодательстве, либо решены в нем не так, как это предусмотрено конституционными нормами, то при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности непосредственно применяются нормы Конституции Республики Беларусь. Основным кодифицированным источником, непосредственно регулирующим уголовно-процессуальную деятельность, является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, принятый 24 июня 1999 г. Палатой Представителей, одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь 30 июня 1999 г. и вступивший в действие с 01.01.2001 с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 11 мая 2000 г. № 377-3, 04.01.2003 № 8, 15.02.2005 № 71-3, 30.12.2006 № 198-З. Уголовно-процессуальный кодекс, основываясь на Конституции Республики Беларусь, устанавливает порядок деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также права и обязанности участников уголовного процесса. Установленный Уголовно-процессуальным кодексом порядок производства по материалам и уголовным делам, является единым и обязательным для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, а также для иных участников процесса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|