реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика "грязных" денег

реферат

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика "грязных" денег

Федеральное агентство по образованию РФ Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный Университет»

Троицкий филиал

Допустить к защите Зав. кафедрой _______________________ 2005 г.

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика

«грязных» денег

Дипломная работа

Выполнил: студент гр. ТЮ-501 Руководитель: к.ю.н. Филаненко А.Ю.
Канайкин Н.В. доцент кафедры права
Специальность: «Юриспруденция»

Рецензент:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Европейское сообщество: попытки законодательного регулирования противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем

1.1. Необходимость законодательного регулирования

1.2. Венская и Страсбургская конвенции

1.3. «Большая семерка»: Financial Action Task Force On Money Laundering (FATF)

1.4. ООН: Типовой закон об «отмывании» денег, полученных от наркотиков

2. Криминологическая характеристика легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем.. 20

2.1. Легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем как угроза экономической стабильности государства

2.2. Общественная опасность легализации (отмывания) денежных

средств и иного имущества, полученных незаконным путем

3. Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем

3.1. Проблемы субъекта и места совершения преступления

3.2. Способы и стадии отмывания денег

3.3. Характеристика статьи 174 УК РФ

3.4. Характеристика статьи 174.1 УК РФ

3.5. Особенности расследования легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем

3.6. Доказывание незаконности происхождения денежных средств и иного имущества

Заключение

Список использованных источников

Введение

Проблемы уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности являются наиболее актуальными и сложными для многих стран, как с развивающейся экономикой, так и с устойчивыми экономическими системами.

Федеральной программой Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994--1995 гг., утвержденной Указом Президента РФ № 1016 от 24 мая 1994 г., среди первоочередных мер были предусмотрены разработка и принятие Федерального закона "Об ответственности за легализацию преступных доходов". Постановка этой задачи обуславливалась размахом криминального предпринимательства и другой незаконной экономической деятельности и отсутствием правовой регламентации борьбы с "отмыванием грязных денег". Без законодательства, препятствующего легализации средств, добытых преступным путем, в России складывались условия, благоприятствующие теневому бизнесу, проведению крупномасштабных финансовых афер, отмыванию денег, полученных ог незаконного оборота наркотиков и торговли оружием, рэкета, проституции и других видов организованной преступной деятельности. Как указывалось в концепции проекта Федерального закона РФ "Об ответственности за легализацию преступных доходов", по оценкам МВД России, общий размер доходов, полученных преступными группировками в России в 1993 г., составил почти 2 трлн рублей. Основная часть этих доходов легализовывалась посредством неконтролируемого ввода в коммерческий оборот. Две трети легализируемых средств вкладывались в развитие криминального предпринимательства, пятая часть -- расходовалась на приобретение недвижимости. Значительная доля доходов от преступной и иной незаконной деятельности легализовывалась путем обмена на иностранную валюту и перевода за рубеж. За 1993--1994 гг. Из России было вывезено за границу не менее 40 млрд. долларов США. В это же время около 16 млрд. долларов с Запада, в основном полученных от торговли наркотиками, были отмыты в России.

В последующие годы положение усугубилось еще больше. В аналитическом докладе "О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации", подготовленном МВД России в 1996 г., отмечается, что, по мнению специалистов, объем теневой экономики достиг 40 % валового внутреннего продукта, до 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности3.

Борьба с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью, как в нашей стране, так и во всем мире. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности, признано необходимой мерой для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом.

Для эффективных мер противодействия «отмыванию грязных денег» необходима четкая система взаимодействия между странами, ибо зачастую данный вид преступлений носит транснациональный характер с вовлечением большого количества граждан разных стран.

Ввиду отсутствия до недавнего времени рыночной экономики, России эта проблема была далеко не так близка, как странам с развитой рыночной системой. Соответственно, за рубежом создана четкая система противодействия отмыванию денег, которая включает в себя комплекс юридических, политических, правовых, экономических мер. Надо также заметить, что развитое гражданское общество также не способствует открытию широких возможностей для преступников.

_________________________________________________________________________________________________________

1 См.: «Грязные» деньги и закон: Сборник материалов / Под ред. Е.А. Абрамова. М.,1994. с. 6

2 см.: Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского и др. М.,1996.с.5 3См.: Щит и меч. 1996 №11.

Огромную роль в развитии легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества добытого незаконным путем сыграло отсутствие уголовной ответственности за отмывание преступного капитала, что привело к использованию простейших его способов легализации: обмен мелких купюр на крупные для снятия подозрений при их физической транспортировке и использовании; приобретение акций действующих банков и их организаций (в том числе через подставных лиц); множественные мелкие вклады в коммерческие банки; бегство капитала в оффшорные зоны в процессе совершения неэквивалентных, фиктивных финансовых операций и сделок1.

Конкретных способов отмывания денег можно насчитать сотни, все зависит от местных особенностей, наличия или отсутствия законодательной базы. При этом преступным миром выбирается тот механизм, который наиболее эффективен и наименее опасен в конкретной ситуации.

Несмотря на исторические прецеденты, практика легализации денег, полученных преступным путем, лишь совсем недавно была признана преступной. Ранее основное внимание правоохранительных органов концентрировалось на выявлении и пресечении корыстных преступлений и лежащих в их основе правонарушений. Современная тенденция состоит в признании уголовно наказуемыми самих действий по легализации ("отмыванию") денег независимо от существа сопутствующего преступления в иной сфере.

В отличие от таких преступлений как незаконный оборот наркотиков или вымогательство, "отмывание" денег состоит из ряда действий, каждое из которых в отдельности не является правонарушением.

Чернов С.Б. Банковская политика «Знай своего клиента» как метод противодействия легализации криминального капитала: Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект». М.: 1997. с.8

Развитые страны, такие как США и государства Западной Европы, достаточно давно столкнулись с проблемами «грязных» капиталов и поэтому комплекс мер по противодействию отмыванию в этих государствах проработан достаточно тщательно. Наиболее результативными мерами противостояния отмыванию криминальных доходов, проводимыми западными странами, являются: причисление операций по отмыванию денег к категории уголовно наказуемых; конфискационные санкции; ограничение банковской тайны в случаях расследований, связанных с отмыванием денег; использование агентуры; электронного наблюдения, других методов сбора информации, дающей возможность разоблачить тайный характер противоправных действий по отмыванию денег; создание механизмов сотрудничества, позволяющих заинтересованным правоохранительным инстанциям незамедлительно взаимодействовать между собой без лишних формальностей, которые затрудняют оперативное применение методов борьбы с данным видом преступности; применение правила «знай своего клиента» кредитными организациями; выявление подозрительных финансовых операций и донесение о них соответствующим правоохранительным органам; совершенствование регулирования деятельности частных и небанковских учреждений, осуществляющих финансовые операции.

Рассматривая механизмы легализации денег, можно отметить, что простейшие формы "отмывания" используются на территории того государства, в котором было совершено преступление, явившееся источником дохода. Классическим примером являются спортивные и иные тотализаторы и лотереи. Лицо, отмывающее деньги, использует незаконно полученную наличность для скупки с переплатой выигрышных билетов у их настоящих владельцев и затем представляет их для оплаты. Таким образом, средства могут быть проведены в качестве законной выручки от участия в азартных играх.

Таким образом, борьба с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью, как в нашей стране, так и во всем мире. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности, признано необходимой мерой для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом.

Для применения в практической деятельности и выявления коллизий в существующем уголовном праве и недопущения нарушения законности в своей работе я преследую следующую цель: проведение анализа российской и мировой практики разработки и применения законодательства в области борьбы с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем.

Задачами настоящей работы ставятся: обобщение следственной и судебной практики, проведение анализа практики применения статьи 174 УК РФ и вопросов, возникающих при возбуждении уголовных дел по указанной статье.

1. Европейское сообщество: попытки законодательного регулирования противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем

1.1. Необходимость законодательного регулирования

Законодательное регулирование ответственности за отмывание "грязных" денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью, в целях подрыва финансовой основы этой преступности. Один из руководителей Группы международных финансовых действий (ОАР1) Э. Янг, выступая на Конференции стран -- членов Совета Европы по проблеме отмывания денег в странах с переходной экономикой (Страсбург, 29 ноября -- 1 декабря 1994 г.), отметила следующие негативные последствия отмывания денег:

у преступников создается ощущение безнаказанности. Это делает преступление привлекательным занятием, а высокий уровень преступности, прежде всего организованной, подрывает устои общества и угрожает правовым нормам;

преступные организации получают возможность финанси-ровать свою дальнейшую деятельность;

неконтролируемое использование преступными организа-циями отдельных финансовых учреждений в конечном итоге причиняет вред всей финансовой системе, особенно в странах с развивающейся экономикой;

сосредоточение экономической и финансовой власти в руках преступных организаций в конечном счете может подорвать национальную экономику этих стран и демократические системы их власти и управления.л

__________________________________________________________________________________________________________

1 См.: Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского и др. М.,1996.с.12

Колоссальные средства, полученные от торговли оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой противоправной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот. Способы отмывания таких доходов различны. Полученные незаконно наличные деньги превращаются в другие ценности, например, вклады в банки или недвижимое имущество. Недвижимость затем продается, а средства, вырученные от перепродажи, выглядят законными. Нередко с целью отмывания денег создаются ложные коммерческие организации или деньги вкладываются в создаваемые либо действующие структуры. Большую роль в легализации незаконно нажитых средств играют банки1. "Непосредственная связь банков с преступным миром,-- считает В. Д. Ларичев,-- позволяет преступникам легализовать доходы от своей преступной деятельности, подкрепляет их намерение продолжать совершение преступлений. Тем самым создается общий криминальный фон, в орбиту которого вовлекается все большее количество людей. Обозначенная проблема имеет и другой аспект, внешнеэкономический. Речь идет о том, что если не перекрыть каналы поступления преступных доходов в российскую экономику, то это явится серьезным препятствием для вхождения страны в мировую экономическую систему, где нет доверия криминальным капиталам" .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.