реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

реферат
p align="left">С объективной стороны рассматриваемое преступление выража-ется в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти специальные правила. Уголовный кодекс РФ, издательство «Экзамен» М., 2008 г.

Под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности процесса движе-ния железнодорожного подвижного состава и самого железнодо-рожного подвижного состава, при котором отсутствует недопусти-мый риск возникновения транспортных происшествий и их по-следствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществу физичес-ких и юридических лиц. Учебник под ред. А.И. Рарога «Уголовное право России» части общая и особенная, М., 2005 г. Правила безопасности движения и экс-плуатации того или иного вида транспорта устанавливаются феде-ральными законами о соответствующем виде транспорта, а также другими нормативными правовыми актами. Например, правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транс-порта устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003г., Инструк-цией по сигнализации на железных дорогах Российской Федера-ции, утвержденной Министром путей сообщения РФ 26 апреля 1993г., Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Правилами технической эксплуатации же-лезных дорог и др.

Правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта устанавливаются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г., Положением о Единой системе управления воздушным движением Российской Федерации от 6 октября 1994г., Положе-нием о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 30 июня 1994г., а также другими нормативными правовыми акта-ми, издаваемыми в установленном порядке Федеральной авиаци-онной службой России.

Соответствующие правила безопасности движения и эксплуа-тации морского и речного транспорта устанавливаются федераль-ными законами либо постановлениями Правительства РФ или нормативными правовыми актами соответствующих федеральных ведомств (например, Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Фе-дерации»).

Нарушения правил безопасности движения в поездной и манев-ровой работе на железных дорогах подразделяются на крушения поездов, аварии, особые случаи брака и случаи брака в работе.

К крушениям поездов, например, относятся столкновения пас-сажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвиж-ным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или гру-зовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых погиб-ли или получили тяжкий вред здоровью люди либо повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.

Обязательным признаком объективной стороны состава пре-ступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех или иных правил безо-пасности движения и эксплуатации транспортных средств тяжкого вреда здоровью человека. Понятие тяжкого вреда здоровью человека уже раскрывалось ранее. При этом между названными выше пре-ступными последствиями и нарушением правил безопасности дви-жения и эксплуатации транспортного средства должна быть уста-новлена причинная связь. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характе-ризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности по отношению к наступившим преступным последствиям. Если нару-шение правил безопасности движения и эксплуатации транспорт-ного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжко-го вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться, как преступление против здоровья человека (ст. 111). Уголовный кодекс РФ, издательство «Экзамен» М., 2008 г.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть только лицо, на котором в силу выполняемой работы или занимаемой дол-жности лежала обязанность соблюдать правила безопасности дви-жения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

В случаях, когда соответствующее транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим при этом нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транс-порта, повлекшее последствия, указанные в ч. 1--3 ст. 263, уголов-ная ответственность наступает по совокупности преступлений, пре-дусмотренных ст. 211 и 263.

Рассматриваемое преступление без квалифицирующих призна-ков (ч. 1 ст. 263) относится к категории преступлений небольшой тяжести.

В ч. 2 предусматривается повышенная ответственность за дан-ное деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

В ч. 3 ст. 263 в качестве особо квалифицирующего признака данно-го преступления предусматривается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. При наличии этого квалифицирую-щего признака содеянное рассматривается как тяжкое преступле-ние.

2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации

транспортных средств

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате нарушения правил дорожного движения и эк-сплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по степени тяжести вред здоровью, при этом причиняет-ся тот или иной имущественный вред владельцам транспортных средств.

Основным объектом рассматриваемого преступления выступает состояние защищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом этого преступле-ния является жизнь или здоровье граждан, а также имуществен-ные интересы граждан, государственных и коммерческих органи-заций.

Предметом этого преступления служат автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. Как указывается в примечании к ст. 264, под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механи-ческие транспортные средства. В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утверженных постановлением Правитель-ства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями по состоянию на 25 сентября 2003 г.), сказано, что под механическим транспорт-ным средством понимается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

С объективной стороны деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264, выражается в нарушении правил дорожного движения и эксплу-атации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.

В перечне неисправностей и условий, при которых запрещает-ся эксплуатация транспортных средств, среди других неисправно-стей в Правилах дорожного движения названы нарушение герме-тичности системы питания (п. 6.2), отсутствие предусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла (п. 7.1), неисправность звукового сигнала (п. 7.2), отсутствие рем-ней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства (п. 7.9), и др.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995г. «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установ-ленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. СЗ РФ. 1995. №50. Ст. 4873; 2002. №18 Ст. 1720

В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октяб-ря 1969 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транс-портных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения (ст. 211, 2112, 1481 УК РСФСР)» в редакции от 25 октября 1996 г. указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им на-рушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступ-ления, предусмотренного ч. 1 ст. 264, является причинение в резуль-тате нарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Тяжкий вред здоровью человека определяется судебно-медицинской экспертизой. По смыслу ст. 264 речь идет о причине-нии вреда лицу, не имеющему отношения к управлению транспор-тным средством. Эти последствия должны находиться в причинной связи с допущенным нарушением правил. Рассматриваемое пре-ступление считается оконченным деянием с момента наступления указанных в законе последствий. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Нару-шение правил дорожного движения или эксплуатации транспортно-го средства может быть сознательным, однако отношение к насту-пившим последствиям этого нарушения всегда неосторожное. Со-деянное следует квалифицировать по статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья, если будет установлено, что лицо, управ-лявшее транспортным средством, умышленно причинило смерть или вред здоровью с использованием транспортного средства в ка-честве орудия этого преступления.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от на-личия у него удостоверения (сертификата) на право управления дан-ным транспортным средством.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств признается совершенным при квалифицирующем признаке, если в результате этих действий наступила по неосторож-ности смерть человека (ч. 2 ст. 264).

Содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 264, если деяние, предус-мотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекло смерть двух или более лиц. При этом особо квалифицирующем признаке преступление рас-ценивается как тяжкое. Коробеев А.И. Транспортные преступления: квалификация. СПб., 2003.

2.3 Нарушение правил международных полетов

Общественная опасность нарушения правил международных полетов заключается в том, что в результате таких действий наруша-ется полный и исключительный суверенитет Российской Федера-ции над ее воздушным пространством, а также создается угроза подрыва обороноспособности страны, столкновения и гибели граж-данских и военных воздушных судов, их экипажей и пассажиров, порождается обстановка возможности возникновения межгосудар-ственных конфликтов.

Основным объектом рассматриваемого преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от уг-роз, связанных с нарушениями правил международных полетов. Дополнительным объектом этого преступления может быть военная безопасность, жизнь и здоровье людей, имущество государственных и коммерческих организаций, в том числе иностранных.

С объективной стороны это преступление выражается в несоблю-дении командиром воздушного судна и его экипажем во время меж-дународного полета указанных в разрешении маршрутов, мест по-садки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении пра-вил международных полетов. В интересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов, защиты суверенитета над воздушным пространством государств, обеспечения их военной безопасности разработаны определенные правила международных полетов.

В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944г. Международное публичное право: Сборник документов. Т. 2. М., 1996. с. 413 указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой конвенции также предусматривается, что каж-дое государство вправе по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных со-общениях. Такие запретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации.

В Российской Федерации такие участки воздушных трасс для международных полетов определены постановлением Правитель-ства РФ от 15 мая 1998 г. № 515-р. СЗ РФ. 1998. № 21. Ст. 2263.

Согласно ч. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ международным полетом считается полет воздушного судна в воздушном простран-стве более чем одного государства. Правила международных поле-тов в воздушном пространстве Российской Федерации определяют-ся в ст. 79--82 Воздушного кодекса РФ. Правила международных полетов, аэронавигационная информация относительно междуна-родных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международ-ных полетов воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации. В этих правилах определены регламенты полетов и маневрирования воз-душных судов в воздушном пространстве нашей страны, порядок въезда и выпуска на территорию нашей страны пассажиров, эки-пажа или груза воздушных судов, паспортного и таможенного кон-троля и карантина, досмотра воздушных судов и т. п.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.