ичная неприкосновенность включает физическую и психическую неприкосновенность. Нарушение физической неприкосновенности может состоять в нежелательном контакте, во внедрении в организм (например, введение зонда для принудительного кормления), в несоблюдении установленных правил производства личного обыска, освидетельствования, получения образцов для сравнительного исследования. Следовательно, нарушение физической неприкосновенности может быть не связано с ограничением личной свободы или ухудшением состояния здоровья. Однако такие нарушения могут нанести личности весьма значительный ущерб и повлечь за собой неблагоприятные последствия различного характера.Нарушение психической неприкосновенности может состоять в принудительном нефизическом воздействии, как правило, на волю и сознание человека путем угрозы, гипноза, использования специальных препаратов. Научно установлено, что акустическая частота в семь герц нарушает психику и смертельно опасна. В настоящее время проводится также воздействие на подсознание человека, минуя сознание, с помощью нейролингвистического программирования. Такая методика позволяет смоделировать чужое поведение, убрать из памяти воспоминания. Для неблагоприятного воздействия на подсознание человека могут использоваться и скрытые вставки в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации. Нечто подобное используется и в рекламе. 551 Малеина, М. Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. - М., 2003. - С.94.1 В соответствии с ч.2 ст.4 Закона РФ «О средствах массовой информации» и ст.10 Федерального закона «О рекламе» подобная деятельность запрещается. В законодательстве должен быть сформулирован общий запрет воздействия на подсознание людей без их согласия - не только в рекламе и средствах массовой информации, а за его нарушение должно следовать уголовное наказание.Примерно такая же ситуация наблюдается и в сферах административного, гражданского, трудового и других отраслей законодательства. Так, административное, гражданское, трудовое законодательство не закрепляет в своих кодексах специальных глав, посвященных нарушениям против конституционных прав и свобод граждан. Лишь некоторые статьи кодексов указанных отраслей связаны косвенным образом с этими нарушениями.Безусловно, сказанное только обозначает некоторые подходы в определении классификации нарушений основных прав и свобод граждан, в формировании составов таких нарушений и последующем их закреплении в законодательстве. В конституционном праве и законодательстве пока еще не сформировались соответствующие подотрасли, направленные на обеспечение конституционных прав и свобод граждан. Многочисленные правовые средства, направленные на поддержку основных прав и свобод, находятся в различных отраслях права и законодательства, не взаимосвязаны между собой, порой излишне обособлены и противоречат друг другу.Несмотря на многообразие видов обеспечения (охраны и защиты) основных прав и свобод граждан, необходимо говорить об общих принципах, целях, задачах его осуществления, характерных для всех сфер правообеспечительной деятельности и всех органов, ее осуществляющих. Учитывая все возрастающую роль прав и свобод человека и гражданина в государственной и общественной жизни, в обеспечении устойчивого развития современного мира, 552 Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. - 2006. - N 5. - С. 89.2 следует особое внимание уделять охране прав и свобод, предупреждению любых нарушений в этом деле.С точки зрения обеспечения (охраны и защиты) не только конституционных, но и всех прав и свобод граждан можно говорить о складывающейся отрасли право прав человека и гражданина, то есть такой комплексной отрасли права, которая как бы аккумулирует в своем составе весь комплекс правовых средств, направленных на охрану, обеспечение действия прав и свобод человека и гражданина. И процесс этот, по всей видимости, объективный, ибо, как справедливо отмечает Ю. А. Тихомиров, в законодательстве возрастает удельный вес актов с комплексными нормами, а включение в тексты норм разных отраслей права не нарушает принцип их «нормативной частоты». Приоритет отраслевых норм сохраняется, но при этом обеспечивается публичный интерес как таковой и как суммарное отражение частных и корпоративных интересов субъектов права. 553 Тихомиров Ю. А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. - М. 2004. - N 5. - С.12.3Это объясняется и расширением сферы конституционного регулирования, которое способствовало максимально полному и последовательному закреплению в рамках Основного закона целого комплекса прав и свобод человека и гражданина, отвечающего всем существующим мировым стандартам в данной области. И поэтому сегодня на первый план выходит проблема государственной охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.10 декабря 1948 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, можно считать днем рождения человечества в правовом смысле - оно получило универсальный закон о правах человека и гражданина. Российская Федерация подписала эту декларацию лишь через четыре с лишним десятилетия после ее принятия. Поэтому нами она, видимо, пока еще не до конца осмыслена. 554 Авдеенкова, М., Дмитриев Ю. Понятие основ правового статуса человека и гражданина // Право и жизнь. - М. 2004. - С. 83.4В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, в частности, подчеркнуто: необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона. Деятельность прокуратуры, являющейся важнейшей структурой правоохранительной системы Российской Федерации, как раз и направлена прежде всего на обеспечение законности как необходимого условия реализации прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что значительный объем работы по защите этих прав и свобод выполняется прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов органами и учреждениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, включая содержание задержанных и заключенных под стражей. 555 Соломичев, В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. - М., 1998. - С. 56.5Во Всеобщей декларации прав человека зафиксировано, что каждый должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в ней (ст. 2). Соответственно, верховенство прав и свобод человека и гражданина признано в правовой системе Российской Федерации, Конституция РФ гарантирует эти права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (п. 1 ст. 17).В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (Закон о прокуратуре) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен в самостоятельное направление деятельности прокуратуры (Глава 2), чем подчеркнут приоритет общечеловеческих ценностей в современной России. Неслучайно, что в том же законе соответствующие права и обязанности прокуроров предусмотрены сразу вслед за их полномочиями по надзору за исполнением законов в целом, чем усилена правозащитная роль прокуратуры,556 Маршунов, М.Н. Комментарий к Закону «О прокуратуре Российской Федерации». - М.-СПб., 1998. - С. 70.6 подкрепленная достаточными полномочиями и опытом быстрого реагирования на нарушения законности (разд. III).Сущностью данного направления прокурорской деятельности является обеспечение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п. 1 ст. 26 Закона о прокуратуре).С учетом личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека и в Конституции Российской Федерации, Генеральная прокуратура нацеливает прокуроров на защиту в первую очередь прав, обеспечивающих человеку достойное существование: трудовых, жилищных, имущественных, экологических и иных. Первостепенное внимание уделяется прокуратурой защите этих прав от нарушений, носящих массовый характер, а также защите престарелых, инвалидов, несовершеннолетних, малообеспеченных и других лиц, которые не могут самостоятельно отстоять свои права.Восстановление прокурором нарушенных прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении его правовой защищенности от произвола и беззакония, от кого бы они ни исходили. Поэтому все сообщения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина должны оперативно и обстоятельно проверяться прокуратурой, чтобы своевременно принимались меры по выявлению, устранению и предотвращению в будущем подобных нарушений.В соответствии с Законом о прокуратуре основаниями для проведения прокурорских проверок являются заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении этих прав и свобод (п. 1 ст. 27).Заявителями могут быть граждане, должностные лица, государственные органы, другие организации, в том числе правозащитные. К иным сообщениям можно отнести информацию о нарушении прав человека, обнародованную средствами массовой информации.Сведения о нарушении прав и свобод человека и гражданина определяют необходимость прокурорского вмешательства. 557 Беркович, Е.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. - М., 1998. - С. 13.7 Если поступившая в прокуратуру информация не содержит всех необходимых для принятия того или иного решения данных либо когда сообщенные факты вызывают сомнения в их достоверности, прокурор должен провести проверку, основанием для которой является указанное сообщение.Вместе с тем установленное Законом о прокуратуре основание для прокурорского реагирования лишь в виде пассивного получения информации о нарушениях прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 21) сковывает инициативу прокуроров в выявлении таких нарушений, обрекая их на определенную бездеятельность, и, соответственно, снижает эффективность прокурорского надзора.К основаниям для проведения прокурорских проверок исполнения требований законодательства о правах человека надо дополнительно отнести указания вышестоящих прокуратур и обнаружение прокурорами фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина в ходе плановых или внеочередных проверок исполнения законов.Действующим законодательством кроме непосредственного вмешательства прокуратуры предусмотрены также другие формы защиты прав человека - посредством обращения в суд (ст. 46 Конституции) или в соответствующие вышестоящие органы власти. Поэтому прокурору надлежит разъяснять пострадавшему альтернативный порядок защиты его нарушенных прав, предполагающий личное обращение гражданина за их защитой в компетентный орган.Прокурору следует самому решить, какой порядок защиты прав и свобод является оптимальным для конкретного человека, и рекомендовать его последнему. Конечно, такая рекомендация не может быть бюрократической отсылкой гражданина в иные инстанции. В каждом случае должны иметь место реальная оценка ситуации с защитой прав человека и оперативное принятие прокурором обоснованного решения в соответствии с законом.Пресечение и предупреждение нарушений прав и свобод человека и гражданина должны осуществляться посредством предусмотренных Законом о прокуратуре общих полномочий прокурора: принесения протеста, внесения представления, вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, письменного предостережения о недопустимости нарушения закона (ст. 23 и др.). К сожалению, в Законе о прокуратуре отсутствует эффективно зарекомендовавшая себя в прошлом такая форма прокурорского реагирования на нарушения прав человека, как предписание об устранении нарушения закона.Прокурором посредством обращения в суд должны быть приняты меры по возмещению ущерба, причиненного нарушением прав и свобод человека и гражданина, если речь идет прежде всего о нарушении права на достойное существование человека, который в силу возраста, состояния здоровья, материального положения и тому подобных причин не в состоянии сам отстаивать это право. Здесь также важен безвозмездный характер помощи, оказываемой прокуратурой гражданам.В предоставленном прокурору законом праве обращения в суд для защиты прав и свобод человека, особенно нуждающегося в правовой и социальной защите, наиболее наглядно реализуется правозащитная роль прокуратуры, 558 Прокурорский надзор / Под ред. Ю.Е. Винокурова. - М., 2003. - С. 186.8 которая сегодня выходит на первый план. Для того чтобы эта ее роль была более значимой, в Законе о прокуратуре следует восстановить указание о том, что прокуроры всех уровней осуществляют высший надзор за законностью.Соответственно, в Конституции Российской Федерации должно быть воспроизведено аналогичное указание на осуществление прокуратурой высшего надзора за законностью. Сделать это нужно в особой главе Конституции, посвященной прокуратуре. Сейчас там ее деятельности посвящена лишь одна статья, причем включенная в главу «Судебная власть» (ст. 129). Последнее - нонсенс.Следует также предоставить Генеральному прокурору право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации, обеспечить независимость прокуратуры от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, с которыми Генеральный прокурор вынужден согласовывать кандидатуры на должности прокуроров республик, краев, областей, автономных округов, 559 Амирбеков К. Конституционные основы деятельности прокуратуры России // Право и жизнь. - М. 2002. - С. 194.9 регламентировать полномочия, организацию и порядок деятельности прокуратуры не просто федеральным законом, а федеральным конституционным законом, каковым определяется деятельность Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|