о мнению К. Б. Толкачева, механизм реализации прав граждан состоит из двух подсистем: подсистемы обеспечения реализации прав, подсистемы действий (актов поведения) граждан по пользованию благами, закрепленными правами. 335 Толкачев, К. Б. Место органов внутренних дел в механизме реализации личных конституционных прав и свобод граждан: Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. - М., 1982. - С. 69.5 В структуре механизма реализации прав граждан выделяются два основных элемента: 1) осуществление, или непосредственная реализация права; 2) обеспечение (гарантирование) непосредственной реализации права.Для понимания действия механизма правового обеспечения конституционных прав и свобод граждан нужно: раскрыть роль государства в этом деле; показать соотношение охраны и защиты норм права в сфере прав и свобод как стадий процесса их реализации; охарактеризовать формы и способы реализации указанных прав; раскрыть систему гарантий данного процесса.Особенность реализации конституционных прав и свобод заключается в том, что субъект постоянно должен пользоваться правами и свободами (например, жизнью, здоровьем, свободой), то есть благами, неотъемлемыми от него. Ему, как правило, не надо предпринимать активных усилий по достижению результатов, предусмотренных конституционными правами, поскольку их осуществление выражается в определенном фактическом состоянии субъекта, который непрерывно пользуется благами в виде прав и свобод и при этом само это пользование прямо не связано с действием или бездействием. 336 Рудинский, Ф. М. Личность и социалистическая законность. - Волгоград, 1976. - С.49.6 Исключение составляют лишь те случаи, когда гражданин вынужден прибегать к защите (например, необходимой обороне). Но в целом его конституционные права и свободы обеспечиваются специальной деятельностью государства, направленной на охрану и защиту его благ.Характер многих конституционных прав и свобод, неотъемлемых от человека, делает ненужной какую-либо активную юридическую деятельность гражданина, направленную на их получение. Они и так принадлежат ему с момента рождения. Реализация конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. И только при необходимости гражданин сам предпринимает активные, юридически значимые действия по осуществлению, защите своих конституционных прав и свобод.Конечно же, здесь речь идет лишь о юридическом аспекте обеспечения основных прав и свобод. В реальной жизни человек сам, руководствуясь инстинктом самосохранения и здравым смыслом, постоянно заботится о своих правах и свободах. От него самого во многом зависит, насколько комфортным будет его существование. Тем не менее государство возложило на себя обязанность создавать, насколько это возможно, условия осуществления конституционных прав и свобод гражданина. Реализуя эту обязанность, оно стремится свести к минимуму посягательства на конституционные права и свободы, а если уж они совершаются, то быстрее прореагировать.Необходимо отметить и другой аспект обеспечения государством конституционных прав и свобод граждан. Ограничение их возможно на федеральном уровне федеральным законом. Субъектам Российской Федерации такое право не предоставлено. Однако Российская Федерация также ограничена в вопросах умаления прав и свобод человека сферами правового регулирования, его целями. Так, в ч.3 ст.55 Конституции РФ закреплено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Ограничения прав и свобод человека существуют не только в конституционном законодательстве Российской Федерации. Аналогичные положения имеют место и в законодательстве многих стран мира.По мнению А. С. Мордовца, суть правового ограничения состоит в побуждении индивидов к социально полезному поведению, с одной стороны, и сдерживании социально вредного поведения - с другой. Таким образом, ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина со стороны Российского государства предполагают решение следующих задач: 1) поддержание правопорядка; 2) обеспечение личной безопасности; 3) обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства; 4) создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; 5) учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан. 337 Мордовец, А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 2006. - С.17.7Охрана и защита государством конституционных прав и свобод граждан от противоправных посягательств являются стадиями в процессе их реализации. Именно в этом и состоит специфика реализации прав и свобод.В научной литературе термины «охрана», «защита» и «обеспечение» получили различное толкование. Поэтому возникает необходимость уточнения их содержания. Следует согласиться с мнением, что понятие «обеспечение» является родовым по отношению к понятиям «охрана» и «защита». 338 Григорян, Л. А. Конституция СССР - правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел // Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел: Труды Академии МВД СССР. - М., 1982. - С. 14.8 Оно включает в себя всю систему политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных мер и условий, направленных на наиболее полное пользование личностью социальными благами. Понятия «охрана» и «защита» рассматриваются либо как тождественные, 339 Боброва, Н. А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж, 1984. С.95.9 либо «защита» выступает как более узкое понятие по сравнению с «охраной», либо каждое из них наделяется самостоятельным содержанием. 440 Ростовщиков, И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. - Волгоград, 2006. - С.77.0Представляется верной позиция, в соответствии с которой под охраной понимаются взаимосвязанные меры, осуществляемые государственными органами и общественными организациями, направленные на предупреждение нарушений прав, устранение причин, их порождающих, и способствующие нормальному процессу реализации личностью своих прав и свобод. Под защитой же имеется в виду принудительный (в отношении обязанного лица) способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами в целях восстановления нарушенного права. 441 Воеводин, Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. - М., 1972. - С.111.1Особое внимание следует обратить на стадию охраны основных прав граждан. Ведь специфическая функция охраны права состоит в ее превентивном характере, поскольку на всех стадиях ее существует возможность нарушения этого права. От эффективности охраны основных прав и свобод граждан зависит полнота их реализации (например, права на жизнь, здоровье и физическую свободу и необходимость применения мер защиты данных прав). «Мудрый законодатель, - отмечал К. Маркс, - предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказать за него». 442 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. - С.131.2Поэтому для обеспечения беспрепятственного пользования конституционными правами и свободами особое значение имеет деятельность по предупреждению посягательств на них. Поскольку в любой момент осуществления права возможно его нарушение, постольку необходима защита. Именно на стадии защиты нарушение должно быть ликвидировано, а право восстановлено.Однако исследователи отмечают, что в науке и практике нет единства взглядов на роль предупреждения, профилактики нарушений прав и свобод граждан. Так, И. В. Ростовщиков отмечает, что профилактику традиционно рассматривают в рамках средств и мер защиты (охраны) прав и свобод.443 Ростовщиков, И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. - Волгоград, 2006. - С. 89.3 Отличаясь от защиты прав и свобод, она не всегда связана с уже совершенными конкретными нарушениями и обычно проявляется в виде мер общей и перспективной превенции. По его мнению, предупреждение посягательств на права и свободы личности есть особая разновидность гарантий их реализации, которая, в принципе, действует как через социальные, юридические, организационные факторы обеспечения прав и свобод (иногда даже путем применения поощрительных норм), так и через собственно правоохранительные мероприятия компетентных органов. 444 Ростовщиков, И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. - Волгоград, 2006. - С. 91.4Надо подчеркнуть, что только государство и его органы обладают таким правом, государственно-властными полномочиями, силами и средствами по осуществлению в масштабах всей страны, на территории всего государства мер по охране и защите конституционных прав и свобод. Практически у любых общественной организации или формирования, массового правозащитного движения отсутствуют необходимые полномочия, силы и средства для того, чтобы обеспечить полноценную охрану и защиту даже конституционных прав и свобод человека и гражданина.В связи с этим представляются оправданными исследования, проведенные с целью выявить сущность, содержание, основные тенденции в практике государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан. В исследованиях составной частью общего представления о содержании и дальнейшем развитии государственно-правовой реформы является особая концепция государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан. Эту концепцию необходимо рассматривать как систему взглядов, представляющих собой совокупность конструктивных идей, выражающих тенденции возможного развития государственной власти и управления и обеспечения государством конституционных положений о правах и свободах человека и гражданина.Возникает вопрос, так ли уж необходимо особое внимание к этому направлению правоохранительной и правозащитной деятельности государственных органов. Высказывается мнение, что выделить из всего комплекса государственной деятельности подсистему государственно-правовой охраны основных прав и свобод невозможно, так как вся деятельность государства и его органов как бы представляет или должна представлять в широком смысле охрану и защиту прав и свобод граждан. Более того, утверждается, что, к примеру, защита средствами правосудия некоторых социальных прав граждан якобы нереальна, ибо она противоречит складывающимся в стране рыночным отношениям и интересам предпринимателей.445 Кашепов, В. П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. - М, 2007. - N 2. - С.68.5Необходимо отметить, что потребность в государственно-правовой охране конституционных прав и свобод граждан закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, многоукладности экономики, приватизации государственной и общественной собственности, значительного увеличения числа граждан, располагающих различными формами и видами собственности и нуждающихся в ее правовой охране и защите. Возрастание конфликтности и социальных противоречий в общественной жизни, признание ценности и неприкосновенности личности, охраны достоинства граждан и их коммуникаций, с одной стороны, и упразднение ряда ранее существовавших институтов социального контроля, способствовавших реализации прав, - с другой, - все это факторы, определяющие необходимость усиления значения юридических форм охраны и защиты прав и свобод. Правовая форма охраны конституционных прав и свобод граждан становится реально действующей альтернативой тоталитарным, патерналистским методам этой охраны и защиты, господствовавшим в недавнем прошлом.Государственная статистика последних лет свидетельствует о процессе непрерывного роста количества обращений граждан в государственные органы за охраной и защитой своих прав и свобод. Это подтверждают данные работы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за три года. В 1998 г. в его адрес поступило 6 978 жалоб и обращений граждан (начиная с мая 1998 года), в 1999 г. - 22 815, в 2000 г. - 24 985. 446 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году. - М., 2001. - С.239.6В последние годы существенно увеличилось количество обращений граждан о нарушениях их прав и свобод, поступающих в адрес Администрации Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, аппарата Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, других федеральных судов, Прокуратуры РФ, МВД России.Дальнейшее совершенствование системы государственных гарантий основных прав и свобод граждан предполагает уяснение некоторых теоретических положений, определяющих сущность и особенности института государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан, лежащего в основе концепции механизма охраны.Государственно-правовая охрана конституционных прав и свобод человека и гражданина (согласно ст.45 Конституции РФ) упрощенно понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц. Конституция предусматривает определенную обязанность, принимаемую на себя государством. Ей соответствует право человека и гражданина требовать государственной охраны от посягательств на его конституционные права и свободы. Государственная охрана конституционных прав и свобод человека и гражданина - это институт конституционного права. Он представляет юридический комплекс, с помощью которого государство обязано обеспечить соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных, прежде всего, в Конституции РФ.Российская Федерация присоединилась к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. Это означает, что наше государство должно создать такие условия, при которых право на юридическую охрану и защиту устанавливается компетентными государственными органами, постоянно развиваются возможности государственной охраны и защиты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|