Связи с общественностью как стратегическое направление деятельности органов территориального общественного самоуправления на примере ТОС Петровского микрорайона г. Барнаула
66 РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал в г. Томске «Рекомендовать к защите» Заведующий кафедрой речевой коммуникации канд.филол.наук. О.В. Орлова _______________________ «___»_____________2006г. РОМАНЕНКО СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОС ПЕТРОВСКОГО МИКРОРАЙОНА г. БАРНАУЛА Дипломная работа студента заочного отделения «Связи с общественностью» группы 203/6 тм Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Бобрус О.Н. Томск 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Органы общественного самоуправления (история вопроса) 1.1 Возникновение и развитие органов общественного самоуправления 1.2 Место ТОС в аспекте других органов самоуправления 1.3 Современное состояние органов местного самоуправления в РФ, основные причины, сдерживающие его развитие. ГЛАВА 2. Основные направления PR-деятельности в работе органов общественного самоуправления 2.1 Понятие PR-деятельности и ее направлений 2.2 Особенности PR-деятельности органов местного самоуправления ГЛАВА 3 Связи с общественностью как стратегическое направление деятельности ТОС Петровского микрорайона 3.1 Описание аналитической базы и методов исследования 3.2 Публичные слушания как одна из наиболее значимых форм участия граждан в решении вопросов местного значения 3.2.1 Исследование общественного мнения по вопросу деятельности ТОС 3.2.2 Разработка и реализация проекта «Публичные слушания» ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Актуальность дипломной работы обосновывается тем, что местное самоуправление представляет собой неотъемлемую часть гражданского общества и является важнейшей формой народовластия. Оно наиболее приближено к населению и позволяет решать вопросы местного значения с учетом конкретных условий муниципального образования. Возрастание интереса к связям с общественностью в России неслучайно. Желание создать благоприятную среду в социуме, доброжелательное отношение населения к власти - не только следствие, но и условие развития демократии и гражданского общества. Развитие демократических институтов предполагает не монолог власти, а ее диалог с населением: как с частными лицами, так и с объединениями граждан. В результате такого диалога власть стремится к реализации интересов всех групп населения, а на практике - формирует благоприятное общественное мнение. Бытует мнение, что связи с общественностью относятся либо к управлению фирмой, либо к политике, либо к предвыборным кампаниям. Но они характерны и для системы муниципального управления, поскольку именно на этом уровне происходит открытое ежедневное общение органов и должностных лиц местного самоуправления с общественностью. Связи с общественностью - одна из функций управления, способствующая установлению, упорядочению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и общественностью. Разделение управления государством на систему государственной власти и самоуправление местных сообществ принципиально изменило положение местных органов власти. Управление муниципальным образованием является особым видом управления, специфика которого определяется многообразием и сложностью управляемого объекта и, главным образом, общественным характером управления. Общественный характер управления определяется тем, что механизм формирования решений неизбежно включает в себя такие демократические процедуры как гласные взаимодействия между местной властью и населением, администрацией и различными организациями. Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьезным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые, в свою очередь, сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства. Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов и населения, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса. Определение методов и условий эффективной организации местного самоуправления в интересах преодоления кризиса, стабилизации и повышения качества жизни различных слоев населения на основе стимулирования внедрения перспективных нововведений, организационных и информационных технологий требует углубленного анализа, развития теории самоуправления как с точки зрения выявления экономической сущности и построения современной концепции местного самоуправления, так и с точки зрения функциональных особенностей ее реализации. Именно применение технологии связей с общественностью позволяет осуществить информационное сопровождение и продвижение идей социального характера, «способствуя адаптации человека к новым условиям и принятию новых приоритетов». Надо честно признать, что как бы ни были приближены к населению органы местного самоуправления, они не могут быть в курсе всех вопросов, связанных с использованием всех имеющихся ресурсов. Местные власти вынуждены обращаться к общественному и частному сектору в поиске новых, неформальных путей решения социально-экономических проблем. Состояние разработанности проблемы. Проблемы местного самоуправления до настоящего времени рассматривались преимущественно с точки зрения экономики, социологии и права. Несмотря на значительный рост публикаций по проблемам местного самоуправления дефицит исследований существующих в этой области социально-психологических проблем является очевидным. К числу наиболее актуальных социально-психологических проблем можно отнести проблему формирования у граждан политической культуры «участия» и социальной активности в решении проблем местного значения. Решение этой проблемы требует определения социально-психологических условий реального, а не формального участия граждан в решении вопросов государственного и местного значения. Создание таких условий устранит невостребованность инициативы и общественной активности граждан. В работах А.В. Брушлинского, Д.Б. Эльконина, Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Д.И. Фельштейна социальная активность определяется как уровень активности, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности в субъект социального действия и общественных отношений. Цель дипломной работы - выявить формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, способы повышения социальной активности населения в рамках PR-деятельности органов местного самоуправления. Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи: 1. Систематизировать и обобщить теоретический материал по выбранной теме. 2. Изучить нормативно-правовое законодательство в сфере взаимодействия местной власти и населения. 3. Раскрыть сущность форм участия и проявления социальной активности жителей муниципалитета, запуск механизмов «самоорганизации» населения. 4. Разработать методику проведения опроса и публичных слушаний на территории ТОС Петровского микрорайона. Теоретико-методологической основой дипломной работы выступили подходы к положениям о способах активизации населения на решение общественно значимых проблем В.А. Моисеева, систематизированные в издании «Паблик рилейшнз - средство социальной коммуникации». А также исследования классической информационной модели К.Шеннона, где в качестве управляющей подсистемы выступает субъект «PR», а в качестве управляемой - общественность. Кроме того, теоретической основой выступило положение о рассмотрении личности как субъекта социального действия. В этой связи, при рассмотрении личности как субъекта социального действия, многими авторами, например, В.Л. Хайкином, подчеркивается связь активности с личностным ростом индивида и его социализацией. В этой связи социальная активность рассматривается как синтетическое качество личности, характеризующее активное отношение к общественно значимой деятельности и как форма проявления потребности в социальном участии. Также в качестве основы выступило положение о социальной ответственности. В России традиционно больше внимания уделяется вопросам социальной ответственности как помощи социально ущемленным слоям населения, другими словами, спонсорству и меценатству. Проблема состоит в том, что постепенно общество начинает осознавать, что социальная ответственность предполагает собой не только благотворительность. Дело в том, что каждый бизнесмен негласно обязан вести социально ответственную деятельность, которая должна затрагивать все ключевые группы. Любое дело всегда причиняет какой-то вред какой-то из сторон. Так, например, строя крупные гипермаркеты, компании отнимают зачастую у населения поля, леса, озера, карьеры и т.д. Они должны восполнить людям потери, построив, как вариант, рядом бесплатный развлекательный комплекс для детей (качели и карусели, к примеру), площадку для выгула собак, да мало ли чего еще! Было бы желание, правда? Однако все это, к сожалению, в идеальной модели. В реальной жизни компании не стремятся таким образом привлечь сердца своих потенциальных клиентов и других ключевых групп, теряя из виду социальную ответственность. А ведь это мощный инструмент PR. В соответствии с заявленной целью и поставленными задачами данной дипломной работы использованы следующие методы: 1. Анализ литературных источников, печатных СМИ, Интернет-источников; 2. Метод анализа вторичных данных; 3. Сравнительный метод; 4. Анализ социологических исследований и опросов. Объектом данного исследования является PR деятельность Предметом исследования являются факторы и условия использования социальной активности населения в контексте целей и задач PR-деятельности органов местного самоуправления. Наше дипломное исследование построено на предположении о том, что инициация социальной активности населения является стратегически важным направлением деятельности PR-структур органов местного самоуправления. Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что сделана попытка представить инициацию социальной активности населения в качестве необходимого элемента муниципального управления, выявить роль PR-служб в деятельности органов местного самоуправления в новых законодательных условиях. Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что сделанные выводы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций дальнейшего развития PR-деятельности органов местного самоуправления по привлечению населения к решению вопросов местного значения на территории ТОС Петровского микрорайона. Структура работы: Дипломная работа включает в себя введение, первую и вторую, третью главу, заключение, список литературы и приложения к практической работе. ГЛАВА 1. Органы общественного самоуправления (история вопроса) 1.1 Возникновение и развитие органов общественного самоуправления Местное самоуправление и управление в России имеет свои особенности на различных этапах ее истории. В русских городах X-XII века широкое распространение получило вече - как высшая власть, наделявшая полномочиями главных должностных лиц. Деятельность древнерусского веча обычно сводилась к призванию со стороны князя, к разработке законодательства, решению вопросов войны и мира. В Новгороде в период расцвета самоуправления к этому прибавилось избрание и смещение посадников, тысяцких и владык, назначение воевод в городе и в провинции, контроль за деятельностью должностных лиц, внешние сношения, торговые соглашения с Западом, пожалование земель, установление торговых правил и льгот, установление повинностей населения и контроль за их отбыванием, контроль за судебными сроками и исполнением решений и, в исключительных случаях, непосредственное разбирательство дел. Созывали вече князь, посадник, тысяцкий, владыка или рядовые граждане по своей инициативе. В Новгородской республике были представлены три элемента - демократический, аристократический и, в некоторой мере, монархический - в лице приглашаемого со стороны князя с сильно ограниченными полномочиями. Все органы управления (посадники, тысяцкие, владыки, боярский совет) черпали полномочия в вечевом решении, обращались к вечу за утверждением важнейших дел и в любой момент могли быть отстранены от власти волей веча. «Ни в одной другой русской земле жители не чувствовали себя столь политически активны, как в Новгороде и отделившихся от него Пскове и Вятке» Цит по: Кенни С. Демократия и организации, занимающиеся вопросами социального обеспечения. М.: Благотворительный гуманитарный фонд им. П.А. Флоренского, 1999.- с.77
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|