реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сущность государства

реферат

Сущность государства

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина Теория государства и права

Реферат

по теме: «Сущность государства»

Подготовил:

Слушатель 454 группы

Зайцев А.А.

Белгород

2008 г.

План лекции

Вступительная часть

Понятие и признаки государства. Плюрализм в понимании и определении государства: причины и характеристика основных подходов.

Государственная власть как разновидность социальной власти.

Сущность государства: основные подходы.

Основные закономерности эволюции государства.

Заключительная часть

Вводные замечания

Определить и объяснить основные характеристики государства, иначе -- указать его главные признаки и, тем самым, раскрыть приро-ду государства, сформировать его понимание (понятие), составляет одну из основных задач теории государства. Познать природу государ-ства - значит выявить главное и определяющее в его функциониро-вании и развитии, в его социальной ценности и назначении. Это значит понять государство в единстве всех многообразных и противо-речивых свойств, сторон и форм, как самостоятельный и целостный социальный институт.

Раскрытие природы государства на этапе его существования, функционирования и развития требует дальнейшего теоретического продвижения в этом направлении, предполагает анализ государства как политической организации зрелого, сформировав-шегося общества. Таким образом, современная теория го-сударства рассматривает два тесно взаимосвязанных, протяжных во времени процесса в государственной организации человечества процесс его существования, функ-ционирования и развития.

1. Понятие и признаки государства

Многогранность такого феномена, как государство, предопределяет множественность научных подходов к пониманию его сущности. Государство может рассматриваться с точки зрения социологии, политологии, этнологии и т. д. В юридической науке феномен государства также не имеет однозначной интерпретации. Термин "государство", как указывал Г. Кельзен, может употребляться в нескольких аспектах.

Во-первых, в юридическом смысле. Государство в данном случае может быть представлено как юридическое лицо, правовой феномен, как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается при этом "лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком"11 Kelsen H. General Theory of Law and State. New York. 1966. Р. 181.. Государство выглядит не иначе как такой образ действий и порядок поведения людей, который обычно называют правовым порядком.

Во-вторых, понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте государство должно рассматриваться как некая социологическая общность, социальная реальность, существующая независимо от правового порядка и правовой реальности. Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам22 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 1999. С. 65., в результате чего возникает несколько доминирующих в обществе групп и отношений.

В-третьих, понятие государства может определяться как "система норм", "нормативный порядок" или же как "политически организованное общество". Государство проявляется как политическая организация прежде всего потому, что оно устанавливает порядок использования силы, принуждения, власти11 Арзамаскин Н.Н. Общее и особенное в понятиях «государство» и «переходное государство» //Адвокатская практика. 2006. № 3. .

В российской литературе различных периодов также можно найти немало определений государства. Например, государство "как объективный факт нашей планеты" представлялось в виде "социального явления кооперативного выполнения за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни". Государство определялось и как организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и не только признающих эту солидарность, но и поддерживающих ее силой патриотической любви, достойными и мужественными поступками22 Ильин И. Путь к очевидности. М., 1993. С. 260.. Оно рассматривалось и в качестве союза свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.

Л.С. Мамут все имеющиеся представления о государстве предлагает свести в четыре группы. Первую, по его мнению, должны составить мысленные отражения признаков, выражающих публично-властную натуру государства. Вторую - мнения относительно его генезиса. Третью - взгляды, которые сфокусированы на внешний облик государства, на его композицию. Четвертую - соображения относительно его функциональных свойств, роли, выполняемой в жизни людей33 См.: Мамут Л. С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С. 7-54..

Как мы видим, в специальной литературе разрабатывается множество оп-ределений понятия государства, которые отражают следующие его аспекты:

-- государство как организация политической власти;

-- государство как аппарат власти;

-- государство как политическая организация всего общества.

Каждый из указанных аспектов заслуживает внимания. Дей-ствительно, понимание государства как организации политичес-кой власти подчеркивает, что среди других субъектов полити-ческой системы оно выделяется особыми качествами, представ-ляет собой официальную форму организации власти, причем единственную организацию политической власти, управляющую всем обществом. Вместе с тем политическая власть -- один из признаков государства. Поэтому нецелесообразно сводить к нему понятие государства.

С внешней стороны государство выступает как механизм осуществления власти и управления обществом, как аппарат власти. Рассмотрение государства через непосредственное воп-лощение политической власти в аппарате, системе органов -- также не раскрывает полностью его понятия. При таком рас-смотрении не учитывается деятельность системы органов мест-ного самоуправления и других.

Государство есть особая политическая реальность. Раскры-вая содержание понятия государства, следует подвести его под такое родовое понятие, как политическая организация. Если го-сударство до середины XIX века можно определять как полити-ческую организацию господствующего класса, то позднейшее, и особенно современное, государство -- это политическая орга-низация всего общества. Государство вновь пытаются определять как организацию или институт всех и для всех. В данном случае государство рассматривается как единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом11 См., например: Теория государства и права / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2005. С. 40; Протасов В.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001. С. 44.

. Государство сегодня - социальный организм, политический способ существования гражданского общества. Это, в свою очередь, означает, что государство призвано существовать не для подавления и угнетения. Назначение государства заключается в осуществлении солидарных интересов людей.

Таким образом, неоднозначность восприятия государства - его идеи, представления о нем, о его понятии, роли и назначении - обусловлена, прежде всего, самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается, а следовательно, уровнем развития общества, общественного сознания и мышления.

Государство становится не просто вла-стью, основанной на принуждении, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, груп-повые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реали-зует главное, что дает людям цивилизация, -- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности.

Определить общее понятие государства, которое бы отража-ло все без исключения признаки и свойства, характерные для каждого из его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Вместе с тем любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. К таким признакам относятся: государственная территория, институт гражданства, публичная политическая власть и государственный суверенитет.

Рассмотрим перечисленные признаки более подробно:

1. Наличие государственной территории

Понятие государственной территории сформировалось в «процессе исторически обусловленного и необходимого распределения географической среды между историческими группировками человеческого общества».11Барсегов Ю. Г. Территория в международном праве. М., 1958. С. 10.

В современной юридической науке под государственной территорией принято понимать пространственную сферу государственной юрисдикции, или, иначе говоря, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет. Причем внутренний суверенитет предполагает, что в пределах своей территории государство выступает в качестве субъекта, наделенного высшими властными полномочиями, обладающего возможностью издания императивных предписаний, обязательных для всех категорий населения и обеспечиваемых силой государственного принуждения. Внешний суверенитет государства закрепляет принцип неприкосновенности его территории, недопустимости насильственных действий, направленных на завладение государственной территорией либо ее насильственное расчленение.

Территория представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов, и в первую очередь естественных богатств, являющихся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т. д.). Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений, необходимых для существования и нормального функционирования государства.11  В научной и учебной литературе иногда встречаются попытки обосновать положение о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией. При этом в качестве примеров приводятся государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т. д. Однако все приводимые примеры вряд ли можно назвать удачными. Так, например, «государства кочевников» - это, по сути, ничто иное, как конгломерат племен, а Организация освобождения Палестины - это всего лишь политическая организация, еще только борющаяся за государственность представляемого ею народа.

Территория государства включает сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Кроме того, в теоретическом государствоведении существует разделение государственной территории на фактическую и юрисдикционную территории.

По мнению М.Ф. Орловой, территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Будучи пространственной сферой осуществления государственной власти, указывает она, территория государства предполагает территориальное верховенство его власти, то есть исключительное право государственной власти распространять свое действие на людей, предприятия, учреждения и организации в пределах территории государства. Таким образом, по ее мнению, территория как признак государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть 11 См.: Орлова М.Ф. Территория и границы субъекта Российской Федерации: На примере Астраханской области: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 14..

Фактическая территория - это пространственная сфера в пределах, определенных государственными границами.

«Составными элементами фактической территории являются:

1. Сухопутная территория, т. е. вся суша в пределах государственных границ.

2. Водная территория, охватывающая:

- внутренние воды, т. е. собственные воды государства (национальные реки, озера, каналы, внутренние моря);

- пограничные воды, т. е. воды рек, озер и каналов, по которым проходит государственная граница;

- территориальное море - полоса прибрежных морских вод, ширина которых согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., не должна превышать 12 морских миль.

3. Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем»22 Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997. С. 34-35, 82. .

Юрисдикционная территория - это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (пространство, в пределах которого действует национальное законодательство). Юрисдикционная территория государства складывается из фактической территории, а также территорий с «особым правовым режимом» - участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству, однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие правил, установленных в международно-правовых актах. В качестве подобных территориальных образований могут рассматриваться «зоны экстерриториальности»,  Там же С. 108-109. а также оккупированные территории. Там же С. 118.

2. Институт гражданства (подданства)

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.