реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сроки в избирательном процессе

реферат
p align="left">Р.Т. Биктагиров полагает, что широкий подход к определению содержания предвыборной агитации следует признать неудачным, так как он позволяет квалифицировать как предвыборную агитацию любую деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую граждан к участию в выборах, призывы к выполнению ими своего гражданского долга, в том числе и исходящие от избирательных комиссий. Как следствие, он считает неприемлемым воспринимать в качестве предвыборной агитации призывы, побуждающие граждан к участию в избирательной кампании или отказаться от голосования, дополнительно мотивируя это тем, что подобные действия противоречат демократическим принципам устройства государства, конституционным правам граждан участвовать в управлении делами государства, а также представляют собой воспрепятствование свободному осуществлению гражданами Российской Федерации своих избирательных прав.

Аналогичного мнения придерживается и В.Д. Мостовщиков, который считает, что включение в понятие «предвыборной агитации» такой цели означало бы, что законами допускается деятельность, побуждающая к отказу граждан от реализации активного избирательного права. Однако практика организации и проведения выборов свидетельствует, что «узкое» толкование предвыборной агитации способно приводить к возникновению таких противоречий, которые оказывают существенное негативное воздействие на весь ход избирательной кампании и ее результаты.

Говоря о понятии «предвыборная агитация», нельзя не отметить, что для характеристики деятельности, составляющей основу ее содержания, Федеральный закон использует также понятия «агитация при проведении выборов» (ст. 37) и «агитация на выборах» (ст. 40). Несмотря на то, что они употребляются как равнозначные, предпочтительнее выглядит оперирование термином «агитация при проведении выборов». Обусловлено это тем, что буквальное толкование понятия предвыборной агитации не может быть отождествлено ни с чем иным, как с агитацией, проводимой до выборов. Однако в соответствии со ст. 2 Федерального закона избирательная кампания, охватывающая собой период проведения выборов, начинается со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов. С этой точки зрения использование для характеристики агитационной деятельности, проводимой, как это предусмотрено ст. 38 Федерального закона, с момента регистрации кандидата (списка кандидатов), понятия «предвыборная агитация» выглядит не вполне корректно. Принимая во внимание то, что агитация при проведении выборов в своем юридическом значении является общепризнанной составляющей избирательного процесса (процесса выборов), а не предшествует ему, было бы целесообразно унифицировать ее законодательное определение как «агитации при проведении выборов», имеющей своей целью обсуждение политических, деловых, личных и иных качеств зарегистрированных кандидатов, предшествующей голосованию и обеспечивающей осознанный характер волеизъявления избирателей.

Сроки проведения предвыборной агитации закрепляются ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с ней предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Это требование еще повсеместно не соблюдается. Нарушения закона зафиксированы в 1999 г. в ходе выборов депутатов в Государственную Думу РФ в Республике Коми, Алтайском и Приморском краях, Мурманской, Сахалинской и Тульской областях Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности.// "Законность". N 7. 2000.

.

В процессе выборов в региональные органы власти отмечались факты размещения агитационных материалов в помещениях избирательных комиссий задолго до начала официальной агитации.

При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования.

Елизаров В. Г. считает, что следовало бы установить единый, равный по длительности для всех кандидатов (избирательных объединений) срок проведения предвыборной агитации, независимо от дня регистрации кандидата (списка кандидатов), достаточный для доведения агитационных материалов до избирателей, но при этом обоснованно ограниченный во времени (например, один месяц). Это, по его мнению, уменьшит перегруженность информационного пространства агитационными материалами, а также обеспечит возможность лучшего контроля за законностью ведения агитации Елизаров В.Г. Конституционно обоснованные ограничения свободы массовой информации в ходе избирательных кампаний и просчеты нового законопроекта // "Журнал российского права". N 4. 2002

. Нельзя не согласиться с этим утверждением.

Электоральная практика, однако, свидетельствует, что весьма распространенной в последнее время становится так называемая «агитация впрок», когда заблаговременно, еще до назначения выборов заинтересованные лица начинают «раскрутку» потенциальных кандидатов, используя средства массовой информации, издательскую деятельность и иные возможности. Противопоставить что-либо подобной «предвыборной агитации» с позиции избирательного законодательства нельзя, так как оно не распространяет свое влияние на предшествующие выборам политические отношения. Очевидно, что в этом случае мы имеем дело с самостоятельным видом политической рекламы, не являющейся, с юридической точки зрения, электоральной агитацией, вследствие чего правовой режим ее осуществления должен определяться не избирательным законодательством, а правовыми актами о политических партиях, СМИ и т.п. Тем не менее, не следует преувеличивать роль законов, которые сами по себе в одностороннем порядке не могут гарантировать объективность, непредвзятость и сбалансированность политической рекламы.

Что касается условий проведения предвыборной агитации, то Федеральный закон, прежде всего, указывает на следующие из них, имеющие принципиальное значение для различных участников избирательного процесса. Во-первых, государство гарантирует гражданам Российской Федерации, общественным объединениям и политическим партиям при организации избирательных кампаний свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 37). Это обеспечивается тем, что зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно определять форму и характер своей предвыборной агитации. При этом значительную помощь в выборе различных форм и видов (жанров) предвыборной агитации, в том числе через средства массовой информации, призваны оказать методические рекомендации, содержащиеся в инструкциях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, посвященных регламентации порядка предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний и печатных площадей в периодических печатных изданиях избирательным объединениям (блокам) и кандидатам при проведении различных избирательных кампаний. Именно в них раскрывается содержание таких видов предвыборной агитации, осуществляемых через средства массовой информации, как выступление, интервью, пресс-конференция, предвыборные дебаты, «горячая линия», «круглый стол», политическая реклама, а также оговаривается специфика их использования в процессе подготовки и проведения выборов. Вместе с тем, следует учитывать, что перечень видов предвыборной агитации, содержащийся в инструкциях избирательных комиссий, не может расцениваться как исчерпывающий и не лишает заинтересованных участников избирательного процесса возможности создавать и использовать иные жанры агитации на выборах. Во-вторых, законодательство предусматривает равенство участников избирательного процесса в осуществлении агитационной деятельности. В соответствии со ст. 34 Федерального закона все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, прямо установленных законодательством. Кроме этого, всем зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах. Наиболее подробно законодательство оговаривает условия проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации. К ним относится обязанность избирательных комиссий, средств массовой информации обеспечивать равные возможности проведения предвыборной агитации, устанавливать равные расценки за предоставление своих услуг всем участникам избирательного процесса, указывать при публикации результатов опросов общественного мнения организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, а также статистическую оценку возможной погрешности.

В отношении распространения агитационных печатных материалов законодательство предусматривает, что обязательным условием является предоставление их экземпляров или их копий в избирательную комиссию, соответствующего кандидата, или в нижестоящую избирательную комиссию в случаях, предусмотренных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Законодательство также устанавливает необходимость представления сведений о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших агитационные материалы, запрещая их тиражирование и распространение без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (блоков). Благодаря этому избирательные комиссии получают реальную возможность контролировать соблюдение правил предвыборной агитации при выпуске печатной продукции. Особо следует подчеркнуть, что агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов. При этом они могут сохраняться в день голосования на своих местах, если ранее были размещены вне зданий и помещений избирательных комиссий в предусмотренном законом порядке.

При проведении массовых агитационных мероприятий в соответствии со ст. 42 Федерального закона государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам и группам избирателей в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, а также на них возлагается обеспечение безопасности при проведении данных мероприятий. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (блоков) при проведении массовых мероприятий, в том числе при организации встреч кандидатов и представителей избирательных объединений (блоков) с избирателями-военнослужащими за пределами воинской части.

2.6. Голосование на выборах

Голосование является наиболее ответственной стадией избирательного процесса. Именно на ней находит выражение «развязка» всей избирательной кампании. Действующее законодательство подробно оговаривает условия и виды голосования, а также требования, предъявляемые к деятельности избирательных комиссий по обеспечению волеизъявления избирателей.

Условия голосования закрепляются в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. Основными из них являются следующие. Во-первых, каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Во-вторых, голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается в зависимости от уровня выборов федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. При этом территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей о времени и месте голосования не позднее, чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами, законами субъектов Федерации, но не позднее, чем за 5 дней до дня голосования. В-третьих, избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или заменяющего его документа, а в случае, если избиратель голосует по открепительному удостоверению для голосования на выборах, - также по предъявлении и открепительного удостоверения. В-четвертых, при получении избирательного бюллетеня, отвечающего требованиям ст. 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя данные об этих документах могут быть внесены в список членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В-пятых, голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов» (»Против всех списков кандидатов»). Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня и заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения (блока), доверенным лицом кандидата, избирательного объединения (блока), наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении, а в соответствующей графе списка избирателей указывается фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. В-шестых, избирательный бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования. В-седьмых, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам), их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению кандидатов, избирательных объединений (блоков) и иных заинтересованных субъектов, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.