реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сроки в избирательном процессе

реферат
p align="left">Уведомление соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата преследует три цели. Во-первых, эта стадия «легализует» статус кандидата, так как сопряжена с представлением в избирательную комиссию его письменного заявления о согласии баллотироваться на выборную должность. Во-вторых, уведомление является необходимым условием для начала сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата. В-третьих, после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения у кандидатов возникает обязанность создания собственных избирательных фондов для финансирования своей избирательной кампании.

Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации конкретизирует форму и содержание уведомления о выдвижении кандидата применительно к отдельным видам выборов, вследствие чего юридически неоправданными представляются любые не основанные на предписаниях закона требования к атрибутам такого уведомления, исходящие от избирательных комиссий. Помимо этого важно подчеркнуть, что в случае выдвижения избирательными объединениями (блоками) списков кандидатов сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения может быть начат только после заверения указанных списков избирательной комиссией, которая обязана принять соответствующее решение в течение трех дней с момента их получения.

Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (списка кандидатов), несомненно, является одним из наиболее трудоемких этапов всего избирательного процесса. Для его юридической характеристики особо значимым представляется то, что закон исчерпывающе определяет процедуру сбора подписей, предъявляемые к ним (подписям) требования и последствия несоблюдения установленных правил. Вместе с тем, в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, вместо сбора подписей или наряду с ним допускается внесение избирательного залога. Не следует забывать и о том, что стадия сбора подписей и (или) внесения избирательного залога может быть законами субъектов Российской Федерации полностью исключена из процедуры выдвижения при проведении выборов в органы местного самоуправления в муниципальных образованиях с числом зарегистрированных избирателей менее 10 тысяч человек.

После выполнения всех действий, связанных с выдвижением кандидата (списка кандидатов), надлежащим образом оформленные документы в любое время могут быть направлены инициаторами выдвижения или самим кандидатом в соответствующую избирательную комиссию. К числу документов, представляемых на регистрацию, относятся подписные листы, содержащие собранные в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) подписи избирателей в необходимом количестве или (и) документы, подтверждающие внесение избирательного залога. Кроме этого в случаях, предусмотренным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации должны представляться также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности, а также финансовые отчеты об использовании средств избирательных фондов кандидатов (избирательных объединений). Некоторые субъекты Российской Федерации, используя имеющуюся в их распоряжении возможность установления региональными законами дополнительных гарантий осуществления избирательных прав граждан, предусматривают расширенный перечень документов, представляемых на регистрацию.

Сроки выдвижения кандидатов играют исключительно важную роль в осуществлении всех составляющих данную стадию электорального процесса юридических процедур. Они выступают в качестве одного из основных связующих элементов избирательных действий всех участников выборов применительно ко всей избирательной кампании и каждому образующему ее этапу, предопределяют последовательность реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления Князев С. Д. «Очерки теории российского избирательного права» Издательство Дальневосточного государственного университета. 1999 г.

. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) должен составлять не менее 45 дней при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией России и избираемые непосредственно гражданами, не менее 30 дней - при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не менее 20 дней - при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований. Тем самым федеральное законодательство резервирует за стадией выдвижения кандидатов треть времени, отводимого на всю избирательную кампанию, что вполне соответствует сложности образующих данную стадию избирательных процедур.

Конкретизация указанных временных параметров выдвижения кандидатов (списков кандидатов) осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, посвященными регулированию выборов определенного вида и уровня, в рамках общих сроков, установленных основополагающим федеральным законом о гарантиях избирательных прав граждан. Вместе с тем, нельзя не учитывать, что наряду с общими сроками выдвижения кандидатов законодательство предусматривает для данной стадии избирательного процесса специальные (укороченные и увеличенные) сроки.

Укороченные (сокращенные) сроки выдвижения кандидатов не рассчитаны на проведение основных (очередных) выборов, а допускаются только при досрочных и повторных избирательных кампаниях. Действующему законодательству известны два варианта. Во-первых, избирательные сроки в обязательном порядке сокращаются на одну четверть при проведении досрочных выборов Президента России и депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Во-вторых, сроки избирательной кампании могут быть сокращены на одну треть применительно к любым повторным выборам по решению соответствующей избирательной комиссии. Из этого следует, что сокращение сроков выдвижения кандидатов (списка кандидатов) во всех случаях является пропорциональным следствием сокращения сроков всей избирательной кампании и может иметь как императивную, так и факультативную природу.

Увеличение сроков выдвижения кандидатов оговаривается ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 (ред. от 04.07.2003) // "Собрание законодательства РФ". 17.06.2002, N 24, ст. 2253.

». Она предусматривает, что в случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий. Не вызывает сомнения, что наличие данной нормы служит существенной гарантией для обеспечения реальной состязательности кандидатов и альтернативности выборов.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что практическое осуществление данной гарантии связано с целым рядом проблемных аспектов. Во-первых, совершенно непонятно почему решение вопроса об «отложенных» выборах привязывается законом ко дню голосования, если их безальтернативность может обозначиться уже на стадии выдвижения и регистрации кандидатов. Во-вторых, из содержания закона абсолютно неясно каковы должны быть минимальные сроки дополнительного выдвижения кандидатов и могут ли они изменять в большую или меньшую сторону период выдвижения кандидатов, предусмотренный соответствующими законами для основных (очередных) выборов. В-третьих, законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о том, из каких стадий (этапов) должны состоять «отложенные» выборы и сколько раз они могут быть отложены для дополнительного выдвижения кандидатов. Очевидно, что без заполнения указанных пробелов законодательства о выборах реализация пассивного избирательного права граждан при дополнительном выдвижении кандидатов будет сопряжена с чрезмерно широкими границами (масштабами) использования усмотрения в деятельности избирательных комиссий.

Действующее законодательство о выборах не требует проведения каких-либо промежуточных операций между выдвижением кандидатов и решением избирательными комиссиями вопроса об их регистрации, порядок которой детально регулируется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Прежде всего, законодательство предусматривает, что соответствующая избирательная комиссия в течение установленного срока, который не должен превышать 10 дней при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и 5 дней при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата (списка кандидатов) требованиям федерального закона, закона субъекта Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) либо об отказе в регистрации. С этой целью избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие (налоговые, правоохранительные и др.) органы с представлением о проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представляемых в комиссию при уведомлении об инициативе выдвижения кандидата (списка кандидатов) и регистрации.

В случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) избирательная комиссия обязана в течение суток выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения (блока), группе избирателей, избирателю копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут служить: существенное нарушение установленного законодательством порядка сбора подписей; недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов) или превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, если кандидатом, избирательным объединением (блоком) не был внесен избирательный залог; недостоверность сведений, представленных кандидатом при уведомлении об инициативе выдвижения и подаче заявления на регистрацию, если недостоверность этих сведений носит существенный характер; нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств; иные основания, предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Законодательные нормы, регулирующие процедуру отмены регистрации кандидата (списков кандидатов), по-прежнему несовершенны, поэтому соответствующие гарантии защиты избирательных прав граждан должны быть усилены. Нужен единый порядок вступления в силу решений суда об отмене регистрации кандидата, который бы позволил обеспечить соблюдение и требований Постановления Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2001 г., и принципа равенства кандидатов. Так, в период избирательной кампании по выборам глав муниципальных образований Иркутской области в марте - апреле 2002 г. суды отменили регистрацию кандидатов на должности мэров городов Ангарска и Усолье - Сибирское. Причем, если в первом случае решение суда было приведено к немедленному исполнению и его кассационная проверка состоялась через несколько месяцев после окончания избирательной кампании, то в г. Усолье - Сибирское кандидат, в отношении которого была применена данная санкция, смог принять участие в выборах Матейкович М. Необходимо усовершенствовать механизм судебной защиты избирательных прав граждан //"Российская юстиция". N 3. 2003

.

Целесообразно установить, что вопрос об отмене регистрации кандидата (списков кандидатов - за исключением федеральных) должен рассматриваться районными, городскими судами не позднее, чем за 10 дней до дня голосования с тем, чтобы кассационная жалоба на соответствующее решение могла быть подана и рассмотрена в верховном суде республики, краевом, областном суде не позднее, чем за три дня до дня голосования.

2.5. Сроки предвыборной агитации

Если выдвижение и регистрация кандидатов являют собой «завязку» избирательной кампании, то предвыборная агитация несомненно может быть охарактеризована как «кульминация» избирательного процесса. В современных условиях уже невозможно представить себе ни федеральные, ни региональные, ни муниципальные выборы без активной предвыборной борьбы за умы, настроения и, в конечном счете, голоса избирателей. Причем нередко страсти накаляются настолько, что действующим лицам избирательных кампаний удержаться в дозволенных законом рамках проведения предвыборной агитации бывает крайне затруднительно. Это обусловливает необходимость не только исключительно четкой и скрупулезной регламентации предвыборной агитации во всех ее проявлениях, но и закрепления адекватных форм реагирования на нарушения действующего в данной сфере законодательства и персональной ответственности лиц, виновных в их совершении.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под предвыборной агитацией понимается деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. Заметим, что данное определение предвыборной агитации гораздо шире по своему содержанию и объему в сравнении с тем, что содержалось в прежнем Федеральном законе от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (ст. 2). Оно охватывает собой не только деятельность, побуждающую избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов или против них, что было характерно и для прежнего законодательства, но и имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к участию в выборах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.