|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Современное социальное управление - состояние, тенденции изменения
|
|
|
лавный субъект управления делегирует многие распорядитель-но-организационные, регулятивные, нормотворческие, финансово-экономические функции разным субъектам управления, мотивируя реальное становление гражданского общества. Кузнецов О.Л., Ванюшин В.А. Россия и мировое сообщество в поисках идеала общественного устройства. М., 1999. С. 318Тем самым государство избавляется от ставших во многом рутинными функций управления, наполняет их новым содержани-ем, освобождая тем самым себя для решения наукоемких, творче-ских и трудозатратных работ: информационно-аналитических, стратегических. Без них решение глобальных и геополитических задач просто невозможно. Это существенным образом меняет всю систему государственного целеполагания, организующего и регули-рующего воздействия государства на общественную жизнедеятель-ность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования. Проблемная ситуация в этой области известна: командно-административная система разрушена, а новая не созда-на. Поэтому действия главного субъекта управления нередко носят спонтанный характер, управляемость общественными процессами резко снизилась, что наносит ущерб национальным интересам России.Характерно, что государство продолжает во многом по инерции наращивать свои организационно-распорядительные функции: растет аппарат управления, издаются законы и другие нормативно-пра-вовые документы, наращиваются силовые структуры, а эффективность государственного управления падает, в обществе увеличива-ются явления дезорганизации, деструктивности, следовательно, не-защищенности каждого гражданина. Причем в общественном мнении осознание этого тревожного положения есть. Оно прояв-ляется в резком отчуждении граждан от власти, в снижении их политической активности, в нарастании протестных движений, но в самой власти адекватных оценок сложившегося политического положения нет либо они явно ведомственные.§2.2. Целеполагание в социальном управленииПод социальным управлением, как нами установлено ранее, понимается целесообразное воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в состояние, соответствующее цели данной системы.На первой стадии управленческой деятельности ставится цель: определить параметры оптимального функционирования и развития объекта или модель его будущего состояния. Следовательно, те работы, которые должны выполнить субъекты управления в этой связи, и составляют содержание основополагающей функции уп-равления - «целеполагание».Целеполагание пронизывает и определяет все стадии управлен-ческой работы: информационную, организационную, регулирую-щую, координирующую, контрольную. Эта функция определяет содержание всех остальных, является их объединяющим стержнем и реализуется во всех сферах социального управления. Целеполага-ние лежит в основе главного принципа управления - системного подхода. Действительно, каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но каждая из них носит подчиненный характер относительно основной цели - общества в целом.Поэтому основная цель, например, территориального или муниципального образования и соответствующих видов управления, определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка. Если последняя определена как создание усло-вий, обеспечивающих достижение высокого качества жизни граж-данам, достойной жизни, свободного развития для каждого человека, то у социальных подсистем более «низкого» уровня других главных целей быть не может, могут быть только разные методы, сроки, этапы достижения главной цели общества в целом.Следует отметить, что в теории и практике социального управ-ления определение главных целей, согласование целей разных уровней исследовано крайне недостаточно, что приводит к огромным издержкам в практике социального управления. Особенно большая путаница существует в классификации целей по содержа-нию, по времени, по уровням управления. Цель нередко путается со средствами ее достижения.В этой связи специфика формирования и уточнения целей, построения иерархии подцелей, доведения их до соответствующего уровня приоритетности главной цели по отношению к целям «низшего» уровня - одна из важнейших задач управления, от решения которой зависит эффективность управленческой деятель-ности в целом. «Если мы ставим перед собой задачу совершенство-вания организации, - пишет известный американский специалист по управлению Дж. О'Шонесси, - не уточнив ее целей, мы рискуем предложить лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных резуль-татов». Кузнецов О.Л., Ванюшин В.А. Россия и мировое сообщество в поисках идеала общественного устройства. М., 1999. С. 383Что же лежит в основе подлинного целеполагания? Основой этого, считает большинство исследователей, является познание объективных закономерностей развития общества. Эти закономер-ности -- источник целей, вырабатываемых людьми, и чем точнее цели отражают требования закономерностей происходящих в об-ществе процессов и тенденций их изменения, тем эффективнее человеческая деятельность. Кроме закономерностей, важными целеформирующими факторами являются потребности, интересы и реальные возможности общества или любого из образующих его компонентов.Именно поэтому сам процесс целеполагания рассматривается, прежде всего, как деятельность по выявлению и анализу потребно-стей управляемого объекта в продукции, услугах, образовательном, интеллектуальном или информационном продукте с учетом реаль-ных возможностей их наиболее полного удовлетворения.В целеполагании всегда возникает задача - свести множество возникающих целей до минимума, из минимума выбрать главную приоритетную, исключить из веера целей те из них, которые выступают как средство достижения других целей, а также те, которые не влияют на выбор альтернатив. Полезно при наличии конфликтных целей одного уровня сопоставить их с целями более высокого уровня и выбрать те из первых, которые предпочтительнее с точки зрения вторых.Целеполагание - сложный процесс, включающий не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование. Завершающее звено целеполагания - програм-мирование деятельности по достижению сформулированных целей.Сформированные цели могут оказаться неприемлемыми. Поэ-тому необходимо прогнозирование их достижимости. Только после этого полученные цели, прошедшие проверку, корректировку, со-гласование на основе оценки сложившейся ситуации, могут быть переданы в блок программирования.Для выполнения этой сложной работы используются математи-ческие методы для моделирования комплексов целей. В настоящее время для согласования и корректировки целей применяются спе-циальные методы - диалоговые системы.Внедряемые сегодня на Западе системы социального управле-ния, в том числе и по результатам, не только направлены на достижение социального результата, но и управлен-чески-организационно обеспечивают его достижение, имеют глу-бокую технологическую проработку, которая способствует средствами планирования, нормативных документов проявлению и развитию доверия к работнику, готовности к сотрудничеству, ува-жения к творческим способностям людей. Поэтому за социальным диагностированием логически следует необходимость применения методов социальных технологий, которые обеспечивают практиче-скую реализацию социальных резервов, освоение социальных ситуаций путем принятия и осуществления конкретных социальных решений, их «подтягивания» до уровня решений «технико-технологических».В целом следует сказать, что в качестве определяющих, главных целей общества, его отдельных подсистем всегда были, а сегодня осознаются все в большей мере обеспечение высокого качества жизни людей, изменение в лучшую сторону их образа жизни, материального и духовного благосостояния.§2.3. Корпоративный метод социального управленияГлавное преимущество корпоративного метода хозяйствования перед капиталистическим и социалистическим состоит в том, что богатства одних не создаются за счет других. Суть проблемы не в том, чтобы отнять богатство для бедных, а в том, чтобы всех сделать богатыми, хотя и в разной мере, с учетом способностей каждого. Бедные становятся более состоятельными, богатые становятся еще богаче, а относительный разрыв между ними сглаживается. Соци-альная политика в условиях корпоратизма формируется не только из фискальных усилий государства, не только за счет перераспре-деления доходов, а, прежде всего за счет предоставления каждому реальных возможностей получения лучших условий приложения своих сил. Каждый гражданин становится совладельцем собствен-ности: банка, страховой компании, негосударственного пенсионно-го фонда, словом, всех материально-финансовых средств, социальных институтов, способных обеспечить ему современное качество жизни. В этих условиях прекращается неограниченное злоупотребление собственностью, имуществом, деньгами, капита-лом, которые становятся объектом социального регулирования, что, в свою очередь, формирует стимулы для творческого труда каждого, способные обеспечить человеку высокую производительность труда, отличное качество и надежность изготовляемой продукции.Корпоратизм способствует рациональному использованию ре-сурсов регионов, которые сегодня «заморожены». В настоящее время в России наиболее невостребованными и ослабленными оказались ресурсы территорий, прежде всего, социально-экономи-ческие, научно-технические, духовно-культурные. Отсюда вполне понятно, что для выхода из кризиса первоочередной задачей рос-сийского общества является подъем территорий, максимальное включение «регионального фактора». Принципы корпоратизма по-зволяют поднять управленческий статус территорий, правильно распределить ресурсы, властные полномочия. На их основе может быть разработана, наконец, эффективная федеральная политика регионального развития.Достойный для России выход один - в приоритетном порядке включить в сферу управления и распоряжения общественными делами свой интеллектуальный ресурс. Афонин Ю.А., Иванов В.Н., Мельников С.Б. и др. Россия: объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение жизни каждого. М.- Самара, 2002. С. 401В России основой всех преобразований всегда была великая цель, идеальный образ того общества, к которому необходимо стремиться. Это во многом определяло успех тех или иных перемен и устойчивость таких целевых скрепов, объединяющих общество.У России есть все предпосылки для освоения корпоративного способа организации общественной жизни: уже действуют практи-ческие первые образы такой организации хозяйства, есть опыт, «школа» социализма и капитализма, разработаны высокие техноло-гии, имеются фундаментальная наука, образованное население. По существу, рождается новая общественная формация, утверждающая баланс интересов в и открывающая простор инициативе разных субъектов социального действия. Корпоратизм - это синтез новейших достижений капи-талистического и социалистического образа жизни, вбирающий в себя жизнеспособные элементы двух способов производства.Именно Россия открыла миру «третий путь» - модель народо-творческого развития. Системные проблемы России. Путь в XXI век /Рук. авт. кол. Д.С. Львов. М., 2002. С. 174 Это открытие проверено исторической прак-тикой многих стран, разработавших и реализовавших прорывные проекты выведения стран из разрухи и кризиса. Российский корпоратизм преодолел столетние преграды феодализма и сегодня с помощью японских, немецких, шведских и других усилий далеко вышел за пределы России, опередив экономическую, социальную, политическую и духовную направленность развития большей части человечества. Афонин Ю.А., Иванов В.Н., Мельников С.Б. и др. Россия: объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение жизни каждого. М.-- Самара, 2002. С. 423Взяв идеологию корпоратизма на вооружение, Россия имеет хорошие перспективы на достижение прочного гражданского со-гласия, своего рода общественного договора, базирующегося на столь необходимом нашему обществу единстве совести и разума.И еще, что очень важно подчеркнуть, корпоративная культура позволяет создать в будущем современный тип управленческой и организационной культуры. При такой культуре управления даже кризисные явления могут быть обращены на пользу граждан и обновление их жизни, если интеллектуальные силы общества вклю-чены в осмысление его причин, найдены пути адекватного воздей-ствия на созревшие перемены. Есть основания считать, что Россия превратится в страну, быстро реагирующую на внутренние и внеш-ние трудности, своевременно разрешающую нарастание конфлик-тов, в страну высоких образцов технической и управленческой культуры, опирающуюся на приоритет нравственных ценностей.Выбрав свой путь, совершенствуя свои цивилизационные исто-ки, Россия имеет хорошие шансы на стабилизацию положения, а потом и на развитие. В этом ей следует в большей мере опереться на свой исторический выбор, отклонения от которого всегда при-носили России беды и невзгоды.Глава 3. Тенденции изменения в социальном управленииФормирование гражданского общества на принципах корпора-тизма поставит под контроль государство, публичную власть, которые все в большей мере будут выполнять свою главную функцию, - защиты безопасности общества, каждого гражданина на основе закона, а не перераспределения ресурсов и обеспечения хозяйственной жизни. Многие функции государственного управления будут делегированы гражданам, территориям, хозяйственным союзам и ассоциациям на основе подлинного самоуправления, что позволит значительно сократить государственный аппарат и поставить его под контроль гражданского общества.Став государственной и подконтрольной обществу, сама идео-логия и власть выступают все в большей мере не только как инструмент захвата и удержания ее, а как метод становления таких властных отношений, когда власть населения, наконец, станет преобладающей над публичной властью. Власть будет создаваться населением, и защищать его интересы на всех уровнях. Это единственный способ изменить государственно-правовое отчуждение, существующее в обществе. Государственно-правовое регулирование может быть организовано на основе Гражданского договора, при котором каждый гражданин, семья, трудовая ассоциация часть прав отчуждают в пользу сообщества для решения общественно значимых дел. Схематично этот процесс можно представить таким образом: Государственное и муниципальное управление. Справочник /Отв. ред. Н.И. Гла-зунова. М., 2003. С. 281
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|