|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Современное социальное управление - состояние, тенденции изменения
|
|
|
Современное социальное управление - состояние, тенденции изменения
35 Работа на тему:Современное социальное управление - состояние, тенденции измененияСодержание- Введение 3
- Глава 1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания 5
- §1.1. Современное состояние социального управления 5
- §1.2. Сущность и содержание социального управления 10
- §1.3. Социальное управление - главное средство воздействия 12
- Глава 2. Государство - главный субъект социального управления 15
- §2.1. Государственное управление как отрасль социального управления 15
- §2.2. Целеполагание в социальном управлении 19
- §2.3. Корпоративный метод социального управления 22
- Глава 3. Тенденции изменения в социальном управлении 25
- §3.1.Новые доктрины социального управления 27
- §3.2. Публичность социального управления 28
- §3.3. Поиск пути общественного развития - главная задача социального управления 29
- Заключение 35
- Литература 37
ВведениеПеред мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, - создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способ-ных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния об-щества, принимать упреждающие решения, эффективно исполь-зовать имеющиеся ресурсы. Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства в том числе. Это сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные, политиче-ские, экономические, духовные, биологические и техногенные ка-тастрофы, способные погубить жизнь на планете Земля. Мировое сообщество, как считает наука, пока не отвечает на грозные вызовы XXI века. Системные проблемы России. Путь в XXI век /Рук. авт. кол. Д.С. Львов. М., 2002. С. 184 Но отвечать придется, поскольку альтернатива такова: либо жизнь в состоянии непредсказуемых катастроф, катаклизмов, потрясений, возможных взрывов, либо поиск сбалансированного устойчивого развития, потом, возможно, и гармоничного, - иного не дано. Выбор очевиден - управление процессом, а значит, и преимущественные инвестиции мирового сообщества, каждой от-дельной страны в сферу управления: финансовые, образовательные, интеллектуальные, информационные и др.Роковая ошибка современной российской политики состоит в том, что все сводится к захвату власти. Кузнецов О.Л., Ванюшин В.А. Россия и мировое сообщество в поисках идеала общественного устройства. М., 1999. С. 102 Между тем, суть политиче-ского руководства при наличии власти - управление обществен-ными делами, привлечение к этому всего общества, его общественных институтов и всех граждан, делегируя им властные функции, ресурсы и вместе с ними развивая самодеятельность, самоуправление людей, организуя работу общества на пути соци-ального прогресса.Научиться управлять - это значит овладеть наукой и искусством воздействия на объект управления, не подавляя творческий потенциал общества, а способствуя его пробуждению и развитию. Политическое управление - частный случай управления. Главный субъект управления - общество в целом, политическое управле-ние - его часть. Если часть не подчиняется целому, кризис власти и управления неразрешим.Следовательно, избежать управленческих ошибок, цена которых для общества по мере его усложнения все возрастает, можно только в одном случае - если опереться на теорию управления, общие законы и принципы науки. Ее основы начали складываться со времен античности, когда люди, общественные институты искали эффективные способы управления общественными делами в раз-личных сферах: производстве, торговле, военном деле, политике, дипломатии и т. п.Исторический опыт свидетельствует, что уже древнегреческие, древнекитайские государственные и хозяйственные деятели владели такими секретами управления, которые не утратили значимости. Традиции управленческой мысли обогащаются новыми принципа-ми в эпоху Ренессанса, промышленной революции, особенно в конце XX века, когда разворачивается управленческая революция и появляется современная модификация теории управления - ме-неджмент.Глава 1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания§1.1. Современное состояние социального управленияФеномен управления известен еще с античных времен и изучал-ся многими общественными науками, призванными изучать общество и законы его развития. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1999. С. 260 Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значитель-но позже и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограни-читься понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содер-жания социального управления.В настоящее время на вопрос: «Что такое социальное управле-ние?» - непросто получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя и научных интересов. Одни авторы относят его к юридической науке, другие - к экономической или социаль-но-психологической, третьи - к социологической. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 2001С. 109-1131. С позиции менеджмента управление - это процесс проекти-рования и инновации социальных организаций, мотивации людей к деятельности для достижения целей организацииВ теории менеджмента управление в, большей мере исследуется с точки зрения конкретной ситуации, возникающей в практике управления, то есть как искусство управления.2. Экономическая наука склонна трактовать управление как способ получения экономического результата при наименьших производственных издержках.3. Правоведение трактует управление как государственное пра-вовое регулирование с помощью законов.4. Политология понимает управление как воздействие на обще-ство со стороны государства политическими методами и т. п.Существует множество позиций и других подходов, отражающих разнообразное отношение к управлению. Часто вместо слова управ-ление используются понятия: регулирование, руководство, админист-рирование, менеджмент, организация и т. п.Расплывчатость понятия «управление» создает значительные трудности для субъектов управления при выборе того или иного подхода при выборе социальных технологий управления. Органы управления нередко вынуждены руководствоваться собственным прошлым опытом или сложившимися в организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто и ущербным.В настоящее время все острее осознается необходимость разра-ботки современной теории управления. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1999. С. 205 Для этого необходимы, как минимум, во-первых, наличие достаточно четкого представления о предмете науки как самостоятельной отрасли научного знания, не относящейся ни к экономике, ни к политологии, ни к психологии, не растворяющейся ни в какой другой науке, во-вторых, выработка достаточно универсального определения социального управления.Подчеркнем в этой связи, что социальное управление как наука специально не исследует экономические, юридические, политиче-ские и другие стороны управления, предмет изучения - теория и методология их взаимодействия, основанная на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаи-мовлияния. В общей теории социального управления исследуются основные понятия, законы, принципы и методы взаимодействия разных социальных систем, сохранения их целостности, создания новых социальных образований на основе целесообразности, цен-ностно-нормативных представлений совокупного интеллекта, при-сущего обществу на данном историческом этапе развития.Поэтому задачей является обеспечение целостного представления о взаимодействии сложных социальных систем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.Давно назрел вопрос о выделении социального управления как самостоятельной учебной дисциплины. Сегодня она не покрывается имеющимися специальностями - «Система государ-ственного управления», «Муниципальный менеджмент» и «Государ-ственное и муниципальное управление», а является для них общеметодологической. Последние выступают лишь как частный случай социального управления в целом и базируются на его общих законах и принципах, без которых каждая из этих учебных дисцип-лин не может быть понята и усвоена в единой логике, без чего обучение представляется ущербным.Назрела необходимость формирования науки социального управления как единой, общей отрасли научного знания и учебной дисциплины. Она обусловлена, во-первых, все возрастающей по-требностью в целостном освоении окружающего мира, во-вторых, необходимостью системного воздействия на все сферы обществен-ной жизни в их интегральном качестве. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1999. С. 164Исследования показывают, что сегодня нет чисто экономиче-ских, социальных, политических или только духовных образований. Появились интегральные зоны, такие, как социально-экономическая, культурно-политическая, духовно-бытовая. Социальные изменения давно уже не носят линейного характера, хотя воздействия на них в обществе по-прежнему преимущественно односложны.Поэтому наука управления не может ограничиваться только воздействием на отдельно взятую сферу, она изучает общие законы и принципы не просто их взаимодействия, а целостного интеграль-ного воздействия во имя достижения цели общества - обеспечения безопасности своих членов и повышения качества их жизни.Социальное управление - предмет изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педаго-гики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей. Государственное и муниципальное управление. Справочник /Отв. ред. Н.И. Гла-зунова. М., 2003. С. 44 Поэтому структура науки, как считают некоторые исследователи, включает в себя разделы: социологии управления, философии управления, психо-логии управления, политики как искусства управления, экономики, культуры и права в аспектах управления.Глубокое нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Возможность такого кризиса постоянна по ряду причин: Афонин Ю.А., Иванов В.Н., Мельников С.Б. и др. Россия: объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение жизни каждого. М.-- Самара, 2002. С. 182 а) внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня очень подвижна, динамична; б) ее изменения зависят от очень многих взаимосвязанных факторов, учесть и предвидеть которые становится все труднее.Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управ-ления, который должен наиболее точно улавливать суть происходя-щих перемен в общественной жизни, являющейся не только объектом, но и субъектом воздействия. В общественной жизни наблюдается постоянное наращивание потенциала субъективности, складывающегося из коллективного интеллекта общности в целом, из его отдельных социальных организаций и составляющих их людей. Можно утверждать, что чем выше коллективный интеллект общества, его стремление к саморазвитию, тем все более точными становятся управленческие решения и эффективнее действия субъектов управ-ления: всего общества, органов управления, государства, отдельных людей, призванных адекватно отвечать на перемены во внутренней и внешней среде со стороны социальных организаций.Теория искусства социального управления основана на эмпи-рических обобщениях, на базе конкретного опыта управления, что позволяет создать образы управления, конкретные управленческие ситуации. Она не имеет универсальных закономерностей и прин-ципов, не предусматривает общих правил поведения, но позволяет талантливым управленцам находить неординарные решения в ус-ловиях неопределенности. В сочетании со знаниями общих законов и принципов управления теория искусства управления, основанная в большей мере на интуиции, индивидуальном восприятии, про-шлом опыте, позволяет получить оптимальный управленческий результат.Однако наука социального управления до сих пор не имеет самостоятельного статуса, не включена в перечень ни научных специальностей, ни специальностей, изучаемых в средних и высших учебных заведениях, что затрудняет формирование профессиональ-ных кадров управления, способных адекватно действовать в условиях кризиса, неопределенности, находить оптимальные управленческие решения. Между тем, как свидетельствует мировой и отече-ственный опыт, низкий уровень управленческой культуры, недостаточный запас «критической массы» управления способству-ют деградации частных видов управления, особенно экономическо-го, политического. В этих условиях формируется такая политическая и финансово-экономическая элита в обществе, которая не способна к системному восприятию мира, действует на «корыстных программах», а потому не только не способствует поиску достойных выходов из кризисных состояний, нарастающих потрясений и катастроф, а своими некомпетентными действиями только увеличи-вает число возникающих проблем, которые требуют своего своевременного и адекватного решения.§1.2. Сущность и содержание социального управленияВ окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, жи-вую природу и человеческое общество. Иванов В.Н., Чартаев М.А. Россия: к концепции развития общества и политической власти. М.- Н. Новгород, 1999. С. 148
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|