Социальная поддержка детей-инвалидов, как объект административно-правового регулирования на примере Тюменской области
9 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1.1 Правовая природа социальной поддержки детей-инвалидов 1.2 Состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидов 1.3 Система и структура органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕГИОНЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Актуальность настоящей курсовой. Анализ норм законодательства о социальном обеспечении позволяет сказать о преимущественном использовании законодателем дефиниции «социальная поддержка» в отношении детей-инвалидов, нуждающихся в помощи государства. Поэтому в настоящее время уже можно говорить о наметившейся тенденции к унификации терминологии в этой области законодательства. Представляется, указанная тенденция вполне могла бы повлиять и на выработку единого подхода к разграничению компетенции органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки. Безусловно, специфика законодательства о социальной поддержке детей-инвалидов осложняется и наличием массива нормативных правовых актов субъектов РФ. При этом их содержание, как правило, зависит от наличия денежных средств в бюджете субъекта РФ. Предоставляя ту или иную меру социальной поддержки детей-инвалидов, субъект РФ, очевидно, стремится к уменьшению расходной части своего бюджета. Такое обстоятельство не может не повлиять не только на количество и содержание мер социальной поддержки гражданам, но и на порядок и условия их предоставления. Таким образом, выбранная для исследования тема представляет несомненный интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, и подтверждает актуальность данного исследования. Настоящее исследование представляет собой попытку комплексного изучения нормативно-правовых основ социальной поддержки детей-инвалидов в его современном содержании, а также анализа перспектив развития. Объектом исследования курсовой работы являются урегулированные правом взаимоотношения органов, реализующих меры социальной поддержки гражданам, а также отношения, возникающие между этими органами и детьми-инвалидами в связи с предоставлением последним мер социальной поддержки. Предметом исследования курсовой работы выступают нормативно-правовые акты и реальные правоотношения, регламентирующие предоставление мер социальной поддержки гражданам, а также практика органов исполнительной власти региона Тюменской области. Целью курсовой работы является комплексное изучение правовой природы социальной поддержки детей-инвалидов, состояние и перспектив развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки этой категории граждан, детальный анализ правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов, обобщение имеющихся научных сведений и результатов практики органов исполнительной власти региона Тюменской области и выработка на их основе научно-практических предложений и рекомендаций по совершенствованию ее правового регулирования, устранению имеющихся пробелов и коллизий, а также определению направлений его дальнейшего развития. Для достижения данной цели курсовой работы предполагается решение следующих задач: - провести теоретический анализ понятия «социальная поддержка», правовых категорий «льгота», «гарантия», «социальное обеспечение», «социальная защита»; - охарактеризовать социальную поддержку детей-инвалидов как один из видов социального обеспечения; - определить состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидов в регионе Тюменской области; - выявить необходимость разработки и принятия единых государственных социальных стандартов социальной поддержки детей-инвалидов; - рассмотреть систему и структуру органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов; - исследовать правовой статус органов, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов в регионе Тюменской области; - проанализировать практику органов исполнительной власти Тюменской области в сфере социальной поддержкидетей-инвалидов; - разработать и обосновать предложения по совершенствованию компетенции органов, реализующих меры социальной поддержки граждан. Методологическую основу курсовой работы составляют методы и приемы научного познания. Основу исследования определили общенаучные (диалектико-материалистический, системный, функциональный, метод анализа, синтеза) и специальные (сравнительно-правовой, нормативно-логический, историко-юридический, структурно-функциональный, статистический и другие) методы познания. Применение названных методов позволило провести комплексное изучение административно-правовых основ социальной поддержки детей-инвалидов, выработать отдельные предложения и рекомендации по совершенствованию регламентирующих его норм. Методологической основой для выработки понятий послужили законы формальной логики и правила лингвистики. ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1.1 Правовая природа социальной поддержки детей-инвалидов В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. С помощью социальной политики реализуется одна из важнейших функций государства - социальная. В силу взаимозависимости политики и экономики можно с уверенностью сказать, что эффективность социальной политики государства предопределяется ростом его экономики. Полагаем, социальная политика государства должна быть направлена на сбалансирование экономических и социальных интересов государства для обеспечения его экономического роста. Анализ состояния социальной политики России позволяет рассматривать социальную поддержку в двух аспектах: широком и узком. Социальная поддержка в широком смысле слова - это форма выражения социальной политики государства, направленная на оказание социальной помощи нуждающимся гражданам (детям-инвалидам). В свою очередь, целью социальной поддержки детей-инвалидов является претворение в жизнь социальной политики государства. Узкий смысл социальной поддержки детей-инвалидов требует дополнительного исследования. В настоящее время законодатель не закрепляет определение данному термину Галагузова М.А. Социальная педагогика - М.: ВЛАДОС, 2000. В то же время, вводя новый термин в оборот, законодатель не потрудился определиться с его значением. Исследование показало, что в одних случаях он указывает на замену льгот и компенсаций мерами социальной поддержки, в других - он заменяет только термин «льготы» мерами социальной поддержки, в третьей ситуации под мерами социальной поддержки понимаются «социальные гарантии». При этом заметим, что в одном и том же нормативным правовом акте законодатель называет мерами социальной поддержки компенсации и льготы, в последующем заменяя льготы словами «возмещение вреда и меры социальной поддержки». В результате можно сделать вывод о недоработке законодательства в части определения термина «социальная поддержка» и ее мер Стахова А.А. Понятие правовой природы социальной поддержки граждан в Российской Федерации // Юристъ-правоведъ. 2006. № 3 (28). - 0,5 п.л.. Исследование норм международного права позволяет утверждать, что социальная поддержка как термин не используется в основных международных нормативных актах. Но, тем не менее, в них прослеживается закрепление отдельных мер социальной поддержки в качестве видов социального обеспечения. В то же время проведенный анализ показывает, что правовая природа социальной поддержки детей-инвалидов заключается в соблюдении принципа солидарности граждан и поколений и основана на перераспределении части средств в пользу данной категории граждан. Но мой взгляд, сущность социальной поддержки заключается в оказании государством помощи отдельным категориям граждан. Социальная поддержка детям-инвалидам является частью их социального обеспечения, наряду с инвалидным обеспечением или обеспечением пособиями, поскольку, по сути, социальная поддержка - это социальная помощь. Таким образом, в узком смысле социальная поддержка означает обеспечение детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, построенное на перераспределении части средств в целях оказания помощи детям-инвалидам. Мерой социальной поддержки является вид помощи, оказываемый государством таким категориям граждан Стахова А.А. Особенности правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих меры социальной поддержки граждан // Теория и практика административного права и процесса: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина. Краснодар, 2006. - 0,65 п.л.. 1.2 Состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидов Неопределенность законодателя по вопросу о понятии «законодательство» никак не может положительно сказываться ни на развитие отечественной юриспруденции, ни на практике правоприменения. Поэтому необходимо согласиться с учеными, выдвигающими предложение о необходимости единообразного нормативного закрепления понятия «законодательство», например, в Федеральном законе «О нормативных правовых актах». На мой взгляд, понятие «законодательство» правильнее было бы толковать именно в широком смысле слова. В пользу данного утверждения выступает положение о взаимосвязи права как системы общеобязательных, формально определенных правил поведения, и законодательства как системы нормативных правовых актов. Общепризнанно, что эти два понятия соотносятся как содержание (право) и форма (законодательство). Поэтому в целях настоящего исследования законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов трактуется в широком смысле. При этом необходимо обратить внимание, что законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов является составной частью как законодательства о социальном обеспечении детей-инвалидов (оно включается в его состав в качестве института, в некотором смысле дополняющего самостоятельный институт социального обеспечения о льготах и компенсациях), так и административного законодательства (в части, определяющей систему и структуру органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов, и их компетенцию). Законодательство носит системный характер. Можно предположить, что системность как свойство, присущее как в целом законодательству, так и, в частности, законодательству в сфере социальной поддержки детей-инвалидов, заключается в том, что нормы, образующие ее, представляют собой упорядоченную совокупность, что объясняется наличием иерархии среди них. Вместе с тем, градация норм, их соподчинённость, взаимозависимость и взаимообусловленность не исключает их единства. Единство это проявляется двояко: с одной стороны, это единство содержания - принципов правового регулирования, основных положений (понятий, терминов), с другой стороны: это и единство формы, взаимосвязь актов, составляющих законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов. С сожалением приходится констатировать, что данные положения во многом остаются теоретическими изысканиями, и не находят отражения в действующем законодательстве. Нормативные правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки детей-инвалидов зачастую характеризуются отсутствием единообразного применения терминов, страдают неточностью формулировок. В качестве примера можно привести факт отсутствия в законодательстве понятия социальной поддержки детей-инвалидов. В федеральном законодательстве закрепляются нормы, которые вызывают трудности у правоприменителей на уровне субъекта РФ. В некоторых случаях субъектам РФ предоставляются права в формировании регионального законодательства в сфере социальной поддержки детей-инвалидов, в то время как необходимо на федеральном уровне установить общие положения. Справедливости ради необходимо отметить, что постепенно законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов начинает выстраиваться в определенную систему. Принятые за последние два года нормативные правовые акты положили начало формированию федеральной и региональной системы законодательства в данной сфере, так как законодательство о социальной поддержке детей-инвалидов находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Однако полностью система законодательства еще не выстроена. Системный подход к организации общефедеральных и региональных актов позволит им взаимообеспечивать друг друга в процессе юридического регулирования, создавать единое правовое пространство. Следует согласиться с учеными, которые высказываются о необходимости разработать и принять специальный нормативный акт «О системе нормативных правовых актов». В то же время, представляется правильным встроить в качестве подсистемы (блока) в систему региональных актов также систему муниципальных правовых актов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|