p align="left">Задачи кадровой политики государства в области практической юриспруденции (персональные элементы инфраструктуры): подбор и расстановка кадров в центре и на местах; контроль за их деятельностью, что выражается в переаттестации работников юридического труда в установленном законом порядке (созданы квалификационные комиссии прокуратуры, суда, работников органов внутренних дел и др.); 3. повышение их квалификации (созданы и успешно функционируют соответствующие учреждения, в которых повышают свой профессиональный уровень прокуроры, адвокаты и другие работники юридического труда; проводятся мероприятия по изучению и обмену положительным опытом внутри страны и за рубежом). Одной из важных проблем кадровой политики государства в области юридической службы, организации юридической практики, повышения ее эффективности, является подбор и расстановка кадров в соответствии с деонтологическими принципами профессиональной ориентации и отбора, цель которых - проведение мероприятий, направленных на оказание помощи человеку в правильном научно обоснованном выборе профессии, укомплектование сферы приложения юридического труда. Осуществление подготовки и воспитания нового поколения юристов-практиков должно основываться на общечеловеческих ценностях, принципах гуманизма и демократизма, осознания свободы и прав человека как важнейшего достижения общества. Подход государства к деятельности юриста определяется такими основными факторами: 1. обеспечение интересов каждого юриста - его права на свободный выбор юридической деятельности, на возможность ее смены, перехода из государственной службы на работу в частный сектор экономики либо в состав лиц свободной профессии; 2. обеспечение интересов отдельных граждан (клиентов), а также их общественных объединений - коммерческих и некоммерческих - в получении необходимых услуг, проведении различного рода профессиональной юридической деятельности: расследовании преступлений, рассмотрении дел в судах, оформлении сделок с недвижимостью, правовом обеспечении предпринимательской деятельности (регистрация и др.). Взят курс на омоложение всех служебных звеньев. На ответственные посты выдвигаются грамотные, честные, преданные делу работники. Это делается особенно там, где происходит ослабление служебной деятельности, причиной которого являются устаревшие формы и методы работы. Процесс омоложения руководящих кадров является прогрессивным и необходимым, но он не должен происходить за счет ломки высокопрофессионального ядра. Образованные и опытные кадры важно не только выращивать, но и сохранять, поскольку без преемственности поколений невозможно овладеть профессиональным мастерством. Основные требования, предъявляемые государством к юристам при подборе и расстановке кадров: иметь определенный уровень профессионального образования и твердые гражданские установки, т.е. честно исполнять свой профессиональный и моральный долг - отстаивать истину; иметь необходимый уровень знаний Конституции Украины, законов и осознавать свое социальное назначение - стоять на страже законности и правопорядка, защищать социальную справедливость; иметь не только гражданство Украины, а быть гражданином своего Отечества, обладать самостоятельностью, способностью взять ответственность на себя и довести начатое дело до конца. Правильный подбор кадров по специальностям и соответствующее определение их функциональных особенностей имеют ведущее значение в кадровой политике государства. Квалификационный паспорт юриста и его структурная характеристика Квалификационный паспорт юриста представляет собой необходимую классификационную характеристику (профессиограмму) требований, которые предъявляются выпускнику юридической высшей школы. Это своеобразная типичная модель специалиста, служащая для вузов определенным ориентиром в подготовке кадров. Она включает определения, каким параметрам должен отвечать юрист, какими личными и профессиональными качествами он должен обладать (образование, опыт, возраст, состояние здоровья, психические качества, морально-этические установки и др.) Выпускник, получая высшее юридическое образование, должен обладать такими качествами юриста-профессионала: руководствоваться принципом верховенства права, знать и уважать законы; уметь организовать свою деятельность и самокритичнооценивать ее результаты, быть убежденным в необходимости постоянного профессионального самосовершенствования, уметь постоянно аккумулировать новую информацию; быть справедливым и гуманным, уважать нравственные ценности, способным нести ответственность за судьбу людей; уважать чужое мнение и уметь отстаивать собственное в случае глубокой убежденности в правоте, проявлять твердость и независимость в отстаивании своего суждения, не бояться смелых идей; обладать способностью поставить себя на место другого человека (клиента) и оценить ситуацию с этой позиции, быть способным к сопереживанию и милосердию; быть политически активным и психологически стойким, проявлять твердость моральных и идейных убеждений, культивировать в коллективе плюрализм мнений, дискуссию, инициативу; обладать чувством долга и ответственности за порученное дело, уметь создать команду единомышленников; быть собранным и уравновешенным, способным концентрировать и быстро переключать внимание. Общая структурная характеристика квалификационного паспорта юриста включает в себя: общие требования; систему знаний; систему умений. Разработка квалификационного паспорта юриста- специалиста в нашем Отечестве имеет небольшую историю. Каждому историческому периоду соответствовали свои представления о "моделях"юриста-профессионала. В 20-х годах н. ст. Народный Комиссариат Юстиции УССР разработал схему аттестации судебных работников. В ней обобщённо были представлены группы качеств, которым должны соответствовать претенденты на судебные должности. Схема включала: идейно - политические качества (знание основ марксизма, основ советского строя, знания в области права, жизненный опыт); умственные качества, связанные с характером и темпераментом (общее развитие, память, способность критически относится к материалам следствия, умение оценивать доказательства, судебно - следственное чутье, объективность суждений); моральные качества - честность, неподкупность, доброжелательность во взаимоотношениях с гражданами, способность сознавать собственные ошибки и просчеты, не поддаваться постороннему влиянию; административно - организаторские качества (умение планировать работу, умение руководить участниками судебного разбирательства). Надо отдать должное первым попыткам выделить основное в деятельности юриста. К сожалению, данная схема квалификации юриста (судебного работника) осталась на бумаге и не получила воплощения в практику подбора юридических кадров. На практике при подборе судей предпочтение отдавалось лицам, обладающим, главным образом, идейно - политическими качествами, что объясняется господством тоталитарного мышления, для которого высшей ценностью выступала власть и ее идеология, а не человек. Немалый вклад в разработку "Модели специалиста - выпускника школы..." был внесен Киевской высшей школой МВД(1981). Предложенная структура качеств выпускника включала: 1. общие качества - знание, умение и навыки, свойства специалиста; 2. конкретные аспекты их проявления: а) идейно - политические; б) профессиональные; в) организационно - управленческие; г) нравственно - этические; д) социально - психологические. Определенным переломным моментом в разработке профессионального паспорта юриста стало утверждение Министерством высшего образования СССР "Квалификационной характеристики юриста" по специальности 1801 "Правоведение" (9.12.1982 г.). Ценность его состоит в том, что здесь чётко было определено значение квалификационной характеристики для профессионального назначения юриста и дан перечень квалификационных требований (что должен знать и уметь юрист), предъявляемых к нему при осуществлении кадровой политики в сфере юридической практики. Не менее важное значение этого документа состоит в определении четырех специализаций: 1.государственно - правовой; 2.хозяйственно - правовой; 3.судебной и прокурорско-следственной; 4.следственно-криминалистической. В соответствии с этими специализациями были построены типовые учебные планы всех юридических вузов страны. Новый важный шаг в разработке модели квалификационного паспорта юриста был сделан Харьковским юридическим институтом (ныне Национальная юридическая академия Украины). В квалификационной характеристике выпускника юридического вуза по специальности "Правоведение" (1989) было выделено две части: общая - содержит исходные положения о профессии юриста; особенная - содержит социальную характеристику деятельности юриста-профессионала по таким специальностям: юрисконсульт, судья, прокурор, помощник прокурора, следователь, адвокат. Университетом внутренних дел МВД Украины (г. Харьков) в 1994 - 1997 годах была утверждена квалификационная характеристика специалиста - выпускника таких специальностей - следственно-криминалистическая (следствие в органах внутренних дел), информационно-аналитическая (обеспечение деятельности Органов внутренних дел), оперативно- экономическая - финансы и кредит, бухгалтерский учет и аудит, административный менеджмент, информационные системы в менеджменте, практическая психология, социальная работа, правоохранительная деятельность. Как правило, квалификационная характеристика излагается по трем пунктам: 1. Общие требования: выпускник должен совмещать широкую фундаментальную, научную и практическую подготовку, досконально владеть своей специальностью, быть способным к быстрому освоению новых направлений в правоохранительной деятельности, беспрерывно пополнять свои знания, оценивать исторические и современные процессы в экономике государства, обладать диалектическим мышлением, профессионально и компетентно решать задачи по охране общественного порядка, свободно владеть письменно и устно государственным языком, иметь развитое чувство профессионального достоинства и социальной ответственности, а также испытывать потребность в постоянном самообразовании и профессиональном совершенствовании; Должен знать: законы, правовые дисциплины и дисциплины специализации, принципы и функции профессионально - правовой деятельности, ее методику и тактику, свои полномочия, государственный язык, национальный язык региона и его национальные традиции; Должен уметь: применять на практике знания права, принимать решения и организовывать их выполнение, организовывать свою деятельность, заниматься самообразованием с целью повышения своей квалификации, владеть табельным оружием, пользоваться вычислительной техникой, автотранспортом и машинописью и др. Позитивная значимость этой квалификационной характеристики заключается в конкретизации применительно к каждой специальности объема знаний и практических навыков (умений) выпускника. Выпускнику юридического вуза должны быть созданы условия для формирования профессионализма по таким видам культуры: - психологическая культура предполагает знание психического состава личности, умение пользоваться психодиагностикой в процессе общения при рассмотрении юридического дела; - политическая культура означает знание политической стратегии и тактики государства, ведущих политических партий и движений, умение пользоваться всеми способами политической деятельности и быть политически активным; - профессионально-правовая культура предполагает глубокое знание системы права и законодательства, умение пользоваться всей совокупностью правовых средств при разборе любого юридического дела; - этическая культура означает усвоение гуманистических принципов морали, умение ими руководствоваться в процессе профессиональной деятельности; - эстетическая культура выражается в служебном этикете, языке общения, внешнем облике юриста, эстетическом виде оформляемых им документов и др.
Страницы: 1, 2
|