реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Роль юридической профессии в политике государства

реферат

Роль юридической профессии в политике государства

Роль юридической профессии в политике государства

Роль Министерства юстиции в осуществлении правовой политики государства

Правовая политика государства - система правовых принципов, теорий, концепций, идей, положенных в основание правовой деятельности государства в целях обеспечения нормального функционирования гражданского общества, его политической системы, и определяющих степень взаимных обязанностей и ответственности государства и личности.

Правовая политика государства - это разновидность и составная часть единой политики государства наряду с экономической, внешнеэкономической, бюджетной, налоговой, таможенной, валютной, налоговой и др. Без правовой политика государства невозможно реализовать его многообразные задачи и функции.

Правовая политика государства находит выражение в программно-правовых документах (напр., программа проведения правовой реформы), проектах (напр., проекты Конституции), концепциях (напр., концепции гражданского, уголовного, административного и других кодексов), заявлениях, в законодательных актах, в том числе, тех, которые касаются правоприменительной сферы - сферы приложения труда юриста-специалиста (суд, прокуратура, милиция, нотариат и др.)

Правовая политика государства зиждется на конкретном понимании права и закона, правовых принципах. В Украине основополагающим непререкаемым требованием правовой политики является принцип верховенства права, закрепленный в ст. 8 Конституции страны. Это означает, что правовая политика Украины имеет гуманистическую направленность - общегосударственную целевую установку на охрану и защиту прав и свобод человека, на ответственность не только личности перед государством, но и государства перед личностью. Как писал украинский юрист начала ХХ века Б. Кистяковский, "право только там, где есть свобода личности". Эта целевая установка, соответствующая международным документам о правах и свободах человека, призвана пронизать все правовое поле государства, прежде всего такие формы его деятельности, как создание законов и иных нормативно-правовых актов, применение законов, охрана права и др.

Определив ориентацию своего развития - построение демократического, социального, правового государства и став членом Совета Европы, Украина призвана проводить правовую политику внутри страны и за ее пределами в соответствии со своим правовым статусом. Немалую роль в формировании государственной правовой политики, прежде всего в сфере защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, и ее реализации играет Министерство юстиции Украины.

Министерство юстиции Украины является центральным органом исполнительной власти, который создает Президент Украины с целью организации осуществления государственной правовой политики. Сегодня в Украине Министерство юстиции действует на основе Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины 18.09.1996 года (к сожалению, до сих пор не принят закон о Министерстве юстиции).

Задачи Министерства юстиции состоят в:

разработке проектов законов, их изменений и дополнений к ним; в проведении работы по систематизации законодательства и подготовке предложений по его кодификации;

обеспечении организационной деятельности судов без вмешательства в судебную деятельность (проведение переподготовки и повышения квалификации судебных работников и др.);

руководстве нотариатом, судебно-экспертными учреждениями, в общем руководстве органов записи актов гражданского состояния и адвокатуры;

организации правового обучения населения;

регистрации политических партий, других объединений гражданина территории Украины, в контроле за соблюдением ими своих уставов;

государственной регистрации нормативных актов других министерств и центральных ведомств государственной исполнительной власти, органов государственного управления и контроля, которые касаются прав и интересов граждан;

осуществлении (в установленном порядке) международных связей по правовым вопросам и др.

Эта деятельность сосредоточена в 5департаментах:

1. правовой политики.

Отделы этого департамента:

-разработки программ и концепций;

-аналитический;

-внедрения законодательства соответственно стандартам Совета Европы;

2. проектирования нормативных актов.

Управления этого департамента:

- конституционного и административного права;

- гражданского права; финансового права;

- трудового, социального и экологического права;

- права на правосудие, охрану правопорядка и оборону.

3. юридических услуг.

Управления этого департамента:

- правовой экспертизы ведомственных нормативных актов с двумя отделами:

а) правовой экспертизы ведомственных нормативных актов по вопросам гражданского законодательства;

б) правовой экспертизы ведомственных нормативных актов по социальным вопросам, обороны и правопорядка;

- правовой экспертизы уставных документов объединений граждан;

- лицензирования правовой деятельности;

- по вопросам гражданского состояния граждан;

- инспекционная служба с двумя отделами:

а) методологического руководства юридическими службами;

б) контроля за осуществлением правовой и уставной деятельностью.

4. судебного.

Управления этого департамента:

- выполнения судебных решений в составе двух отделов:

а) исполнения решений;

б) исполнения решений иностранных судов и арбитражей.

- организационного обеспечения деятельности судов в составе двух отделов:

а) по организации осуществления административных функций председателями судов;

б) судебной статистики.

- кадрового обеспечение судов общей юрисдикции;

- экспертного обеспечения правосудия;

- международного права и международного сотрудничества.

Управления этого департамента:

- международно-правовой помощи и сотрудничества в составедвух отделов:

а) международных договоров о правовой помощи;

б) программ двустороннего сотрудничества.

- правового сотрудничества с международными организациями в составе двух отделов:

а) многосторонних договоров и гуманитарных вопросов;

б) программ многостороннего сотрудничества.

- международно-правовой экспертизы в составе двух отделов:

а) первый отдел международно-правовых вопросов;

б) второй отдел международно-правовых вопросов.

В областях при государственной администрации имеются управления юстиции, которые выполняют свои задачи на местном уровне и подчиняются непосредственно Министерству юстиции. Главное управление юстиции Крыма также подчиняется непосредственно Министерству юстиции Украины.

Для рассмотрения научных рекомендаций и других предложений о главных направлениях развития правовой системы Украины в Министерстве создаются научный, научно-консультативный советы и другие органы совещательного и координационного характера. Так, с 1994 года при Министерстве юстиции действует Центр правовой реформы и законопроектных работ.

Министерство юстиции (Минюст) в пределах своей компетенции на основе и во исполнение действующего законодательства издает приказы, организует и проверяет их исполнение. Министерство юстиции в необходимых случаях принимает вместе с другими органами государственного управления и общественными объединениями совместные акты по межотраслевому управлению.

Как видим, Министерство юстиции является главным органом, который разрабатывает концепции государственной правовой политики и правовых реформ; организует и координирует деятельность по подготовке проектов законов, кодексов; производит их экспертизу на предмет соответствия Конституции Украины и требованиям законопроектной технике; осуществляет экспертизу нормативных актов областных Советов народных депутатов, а также Киевского и Севастопольского городских Советов, касающихся прав, свобод и законных интересов граждан; обеспечивает реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее сохранением в центральном аппарате Министерства и подчиненных ему органах, учреждениях, организациях; обобщает практику применения законодательства, разрабатывает предложения по усовершенствованию законодательства; организовывает исполнение актов законодательства и др.

За время построения независимого Украинского государства Министерство юстиции сыграло и продолжает играть большую и эффективную роль в осуществлении правовой политики государства.

Кадровая политика государства в сфере практической юриспруденции

Кадровая политика государства в сфере практической юриспруденции (кадры - от фр. "cadre" - рамка, которое возникло от лат. - четырехугольник - кадр, куда вносился список работников государственных учреждений) - это система, связанных между собой процессов профессионально-правовой ориентации: прогнозирования и планирования кадровых потребностей, отбора, подготовки, переподготовки, расстановки, воспитания юристов - специалистов. Кадровая политика в правовом государстве является важным условием эффективности юридической практики (сферы практической юриспруденции), т.е. работы суда, прокуратуры, милиции, нотариата, адвокатуры и т.п., которая должна проводиться в соответствии с четким и однозначным положением Конституции Украины: "Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью" (ст.3).

Общеизвестно, что успех любого дела в значительной степени зависит от людей, которые его выполняют, - от их профессиональной и психологической подготовки, преданности делу и понимания своей роли и места в коллективных действиях, уровня личной дисциплинированности, ответственности за порученный участок работы. Выработка этих необходимых качеств возможна при условии правильной организации и осуществления подбора, подготовки, расстановки и воспитания кадров - важнейших функций кадровых аппаратов министерств.

Политика государства включает комплексный подход к решению кадровых проблем при комплектовании и при морально-психологической подготовке к юридической практической деятельности. Она должна учитывать:

интересы различных государственных служб на высшем и региональном уровне в обеспечении юридическими кадрами;

индивидуальные особенности каждого выпускника;

условия, в которых будет осуществляться их юридическая деятельность;

приоритетность задач, стоящих перед тем или иным правоохранительным органом - прокуратурой, судом, милицией, службой безопасности, а также перед гражданским обществом, нуждающемся в обслуживании гражданина, в охране и защите прав и свобод личности (нотариат, адвокатура и др.).

Правильно организованная кадровая политика в сфере практической юриспруденции является гарантией дальнейшей эффективной деятельности правоприменительных и правоохранительных органов государства.

Основные направления кадровой политики государства в сфере практической юриспруденции:

полнота охвата всех правовых услуг, которые необходимы обществу (в том числе в сфере правового обслуживания экономики, где профессиональная деятельность юристов еще недостаточно эффективна вследствие неразвитой предшествующей ей деятельности);

взаимодействие и взаимоподдержка различных направлений юридической деятельности, их оптимальное соотношение в достижении необходимого уровня профессионализма;

создание инфраструктуры, единой для всех видов юридической деятельности (нельзя изменить работу суда или прокуратуры, не проводя изменений в работе милиции, и наоборот).

Инфраструктура юридической деятельности включает такие элементы:

1. материальные (сооружения, дороги, средства связи и др.);

2. институциональные (нормы, принципы, способы управления и др.);

3. персональные (количество и качество профессионализма людей, занятых юридической деятельностью).

Следует учесть, что эффективность юридической деятельности в значительной степени определяется состоянием инфраструктуры. Ее совершенствование, прежде всего ее информатизация, - одно из важных направлений правовой политики Украины. В этой связи можно приветствовать создание Совещательного совета по вопросам информатизации при Верховной Раде Украины, целью которого является содействие Верховной Раде в разработке политики в сфере информатизации, при подготовке и утверждении задач Национальной программы информатизации с учетом новейших достижений и технологических решений (См. Постановление Верховной Рады № 77/98-ВР от 4.02.1998г.).

Развитие инфраструктуры требует от каждого юриста совершенствования навыков ее использования. От качества работы юристов-практиков зависит правопорядок в государстве. А правопорядок - показатель престижа юридической профессии.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.