p align="left">47. Обязательства - правовые оковы, в силу которых мы принуждаемся что-нибудь исполнить согласно законам нашего государства. Сущность обязательства состоит не в том, чтобы сделать нашим какой-либо телесный предмет или какой-нибудь сервитут, но чтобы связать перед нами другого в том отношении, чтобы он нам что-нибудь дал, сделал или предоставил. 48. Латинами признавались жители тех латинских общин, которые первоначально входили в конфедерацию «Латинского союза», а также тех, которые были присоединены к Риму в результате войн и дипломатических акций, посредством которых вся Италия оказалась под властью Рима. 49. Патроны - бывшие хозяева вольноотпущенников. 50. Вольноотпущенные -- это люди, отпущенные на свободу из законного рабства. 51. римские граждане (cives romani) - граждане, которые обладали всеми политическими и имущественными правами. 52. Латины -- жители других городов, союзники, им гражданство давалось выборочно. 53. Перегрины -- иностранцы, вначале были бесправными, но с развитием товарооборота стали правоспособными по преторскому праву и с III в. н.э. император Каракалла предоставлял им права подданных Римского государства. 54. Рабы (servus) -- как вещь, говорящее орудие; союз раба и рабыни был отношением физическим, дети от этого союза считались имуществом хозяина. 55. Позорная персона (turpis) признавалась общественным мнением (не судом) бесчестной по своему общественному поведению и ограничивалась в области наследства. 56. Персона (intestabilis) -- лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся дать показания в качестве стороны или свидетеля, признанное неспособным участвовать в судебном процессе и совершении сделок (Законы XII таблиц). 57. Ипотека -- наиболее прогрессивная форма залога, когда предмет залога не передавался кредитору ни в собственность, ни во владение, и должник мог свободно пользоваться заложенным имуществом. 58. Залог -- это право пользования и, при определенных условиях, распоряжения чужой вещью с целью обеспечения обязательств. Кредитор, которому заложена вещь, имел право в случае неисполнения должником своевременно обязательства распорядиться данной вещью. 59. Actio mixtae -- иски, которые осуществляли и возмещение убытков, и наказание ответчика (например, за повреждение вещи взималась не ее стоимость, а высшая цена, которую она имела в течение года). Личные иски, направленные на получение вещей или совершение действий, назывались condictiones. 60. Actiones poenales -- штрафные иски, цель которых заключалась в частном наказании ответчика. 61. Actiones rei реrseccutoriae -- иски для восстановления нарушенного состояния имущественных прав, здесь истец требовал только утраченную вещь или иную ценность, поступившую к ответчику. 62. отыскание клада -- по римскому праву половину клада получал нашедший, другую половину собственник земельного участка, где был найден клад. 63. приобретательская давность -- это приобретение права собственности на вещь в результате продолжительного добросовестного владения вещью. 64. оккупация, когда обращаются в собственность никому не принадлежащие вещи (вещь ничья натурального происхождения принадлежит первому захватившему); 65. Суперфиций -- это право на пользование общегородской землей с правом наследования, если это выгодно городу. Лицо, получившее вещь от собственника на хранение (пользование), не признавалось как владелец, а было держателем на чужое имя (детентор алиено номино), т.е. имело волю обладать вещью от имени другого. 66. Законное владение -- когда лицо имело право владеть вещью (например, собственник). 67. Незаконное владение означало, что лицо, владеющее вещью, не имеет права ею владеть. 68. Владение (посессио цивилис) -- это фактическое обладание вещью. Однако римское право признавало владением не любое фактическое обладание вещью, и различало в связи с этим собственно владение и держание. 69. статус либеро -- право вольноотпущенника стать римским гражданином, т.е. освободиться от рабства после выполнения поручения; 70. Квиритское право -- право господствовать над другими, низшими, располагавшимися на окраинах города и полиса общинами -- ремесленниками и землепашцами. 71. Эдикты магистратов -- это специальные акты (программы), которые издавались республиканским магистром при вступлении в должность. 72. эдикты -- одни из видов императорских распоряжений, носили общий характер и обращались к населению 73. рескрипты -- распоряжения императора по отдельным делам и вопросам 74. мандаты -- инструкции, дававшиеся чиновникам 75. декреты -- решения императора по спорным делам 76. Обычное право -- это совокупность неписаных правил поведения (обычаев), которые сложились в Древнем Риме в результате их неоднократного традиционного применения и санкционирования государством. 77. Система римского права -- это определенный порядок группировки (расположения) правовых норм частного римского права. В теории выделяют две системы группировки правовых норм. 78. Римское право -- правовая система, возникшая в Древнем Риме и развивавшаяся вплоть до падения Византийской империи, а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением. 79. Законы Двенадцати таблиц -- кодификация государственного закона от народа в Древнем Риме. Законы Двенадцати таблиц -- плод специально созданной комиссии из 10 человек и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. 80. Претор -- государственная должность в Древнем Риме. В ходе исторического развития Древнего Рима содержание и функции этой должности менялись. 81. Римский Форум -- площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции. 82. Сенамт (лат. senatus, от senex -- старик, совет старейшин) -- один из высших государственных органов в Древнем Риме. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н. э.); 83. Примнцепс (лат. princeps -- первый) -- первый в списке древнеримских сенаторов (принцепс сената (princeps senatus)), обычно старейший из бывших цензоров. Официально он не имел особых полномочий и прав, кроме почётного права первым высказывать своё мнение в сенате по запросу консулов. Тем не менее в эпоху республики некоторые принцепсы сената пользовались большим авторитетом и нередко оказывали сильное влияние на политику (например, Сципион, Помпей). 84. Проконсул -- государственная должность в Древнем Риме. Её занимали бывшие консулы. Первоначально проконсулы выполняли военные поручения вне Рима, а с образованием провинций осуществляли высшую юридическую, административную и военную власть в провинциях (с 27 до н. э. управляли в основном сенатскими провинциями). Полномочия проконсулам давались обычно на год. 85. Эдил -- должностное лицо в Древнем Риме, ведавшее общественными играми, надзором за строительством и содержанием храмов. Институт эдилов появился в 494 до н. э., изначально -- как низший римский магистрат из плебеев. Плебейские эдилы выполняли роль помощников трибунов. Впоследствии эдилы подразделялись на плебейских и патрицианских, или курульных, а в поздний период занятие этой должности уже практически не регламентировалось происхождением. 86. Комнсул -- высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме. Должность консула была коллегиальной, то есть консулов было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. Коллегия двух консулов была учреждена, согласно античной традиции, после изгнания царя Тарквиния Гордого. 87. Трибумн (лат. tribunus) -- должностное лицо в Древнем Риме. 88. Воемнный трибун (лат. tribunus militum) -- командная должность в римском легионе. В эпоху Республики в каждом римском легионе было несколько (обычно шесть) трибунов, которые должны были командовать легионом по очереди. Как правило, военные трибуны происходили из знатных семей. 89. Плебемйский трибун -- (лат. tribunus plebis) -- должностное лицо, согласно римской традиции с 494 г. до н. э. ежегодно избиравшееся из плебеев на собраниях по трибам. Должность народных трибунов была введена для защиты прав плебеев от произвола патрицианских магистратов. В период поздней республики ежегодно выбирали 10 трибунов. 90. Квемстор -- один из римскиx ординарных магистратов. Были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. 91. Комиций -- народное собрание в Древнем Риме. 92. Куриатные комиции -- собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. 93. Центуриатные комиции -- собрания по центуриям, объединявшим и патрициев, и плебеев по принципу имущественного ценза. 94. Трибутные комиции -- собрания всех граждан по территориальным округам -- трибам. Выросли из сходок плебса, где избирались народные трибуны и плебейские эдилы. 95. Диктамтор - чрезвычайное должностное лицо (магистрат) в период Республики (V -- 2-я половина I века до н. э.) в Древнем Риме, назначавшееся консулами по решению сената максимум на 6 месяцев при крайней опасности (внутренних неурядицах, военной опасности и т. д.), когда признавалось необходимым передать власть в руки одного лица. 96. Проскрипция-- в Древнем Риме -- список лиц, объявленных вне закона. За выдачу или убийство включённого в списки назначалась награда, за укрывательство -- казнь. Имущество проскрибированного подвергалось конфискации, потомки лишались почётных прав и состояния. 97. Доминамт -- форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату, установленная Диоклетианом (284--305 гг.), являющаяся открытой рабовладельческой диктатурой. 98. Нобилитет -- в Древнеримской республике правящее сословие рабовладельческого класса из патрициев и богатых плебеев. 99. Преторианская гвардия -- личные телохранители императоров Римской империи. Преторианцы были одними из самых умелых и прославленных воителей древнего мира. 100. Первый триумвират -- политический союз в древнем Риме. 101. ИНСТИТУЦИИ -- название элементарных учебников римских юристов, дающих систематический обзор действующего, в основном частного, права. 102. ПРЕТОР -- одно из высших должностных лиц Древнего Рима в период республики и в первый период империи. Превоначально (с 367 г. до н. э.) П. обладали административной, военной, а также судебной властью по уголовным и гражданским делам. 103. МУНИЦИПИИ -- в римском государстве италийские, а с III в. до н. э. и провинциальные города, свободное население которых получало в полном или ограниченном объеме права римского гражданства и самоуправление. 104. ПАНДЕКТНОЕ ПРАВО -- римское частное право, действовавшее в измененном виде на территории Германии в XIV--XVI вв.; свое название оно получило по главной части Свода Юстиниана -- пандект или Дигест. 105. ДИГЕСТЫ -- часть Свода Юстиниана; изданы в 533 г. в правление императора Юстиниана. Д. представляют собой систематическое собрание отрывков из сочинений римских "классических" юристов, в основном по вопросам частного права. Д. разделяются на 50 книг, каждая из которых делится на титулы, состоящие из фрагментов. 106. РЕЦЕПЦИЯ -- в теории права означает заимствование или воспроизведение. 107. ЭМФИТЕВЗИС (гр. emphyteusis, от emphyteuo -- прививаю, насаждаю) -- в римском праве и праве ряда государств -- особый вид наследственного долгосрочного пользования чужой землей (земельной аренды), включающий, в частности, право арендатора возводить на арендуемой земле сооружения, собирать урожай, передавать участок по наследству, право залога и, с определенными условиями, его дарения и продажи. Держатель участка обязан ежегодно платить собственнику заранее установленную арендную плату, вносить гос. налоги. 108. АГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО (лат. agnatio) -- в римском праве родство, основанное на подчинении власти главы семьи. 109. ПАТЕРФАМИЛИАС (лат. paterfamilias) -- в Древнем Риме отец семейства, домовладыка, глава семьи, самый старший восходящий мужского пола; должен быть римским гражданином. Вначале П. обладал пожизненной абсолютной властью, ограниченной лишь обычаем и нравами, над всеми членами семьи и над всем семейным имуществом; впоследствии отцовская власть ослабевает и в законе, и в обыкновении. 110. КОРРЕАЛЬНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО -- в римском праве обязательство, в котором несколько лиц -- "все и каждый порознь" отвечают по одному и тому же долгу. 111. НЕКСУМ (лат. nexum) -- в древнейшем римском праве (по Двенадцати таблиц законам) долговое обязательство под залог личной свободы, т. е. самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа кредитор был вправе арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что кто-нибудь (родные, близкие или посторонние) выкупит должника из неволи, уплатив за него долг. 112. АНТИКРЕЗ (гр. antichresis) -- в римском праве договор между залоговым кредитором и должником, согласно которому кредитор может брать плоды заложенной вещи, засчитывая или не засчитывая их в проценты или в сумму самого долга. 113. МАНСИПИРОВАТЬ -- в римском праве продавать, передавать вещь с соблюдением определенной формы, а также принимать лицо под власть главы семьи. 114. СЕНАТУС-КОНСУЛЬТ (лат. Senatus consultum, сокр. -- S. с.) -- 1) составная часть римского права, решение сената, принимаемое по запросу магистрата и носящее обязательный характер. 115. СТИПУЛЯЦИЯ (лат. stipulatio -- выспрашивание) -- в римском праве формальный, абстрактный устный контракт, устанавливающий обязательство, важнейший вид договора, С. заключалась посредством строгой словесной формулы, которой спрошенный отвечает, что даст или сделает то, о чем его просили. 116. ФИДЕОКОММИСС (лат. fidei commissum -- поручение на вере) -- по римскому праву управление имуществом по завещательному отказу, содержащему распоряжение о передаче имущества или его части другому лицу. 117. ФИДУЦИЯ (лат. fiducia) -- в римском праве вид залога, по которому товар передавался лицу на условии, что после того, как его требования будут удовлетворены, он возвратит товар. 118. СЕМЬ ПАРТИД (исп. Siete Partidas) -- всеобъемлющая кодификация, составленная в Кастилии в 1256--1263 гг. и заложившая основы национального испанского права. С. п. состояли из семи частей (отсюда название), каждая из которых была посвящена определенной сфере правового регулирования -- церковному праву и месту католической церкви в гос. и общественной жизни (часть 1), королевской власти и деятельности органов управления (часть 2), судопроизводству (часть 3), семейному праву (часть 4), договорному праву (часть 5) и, наконец, преступлениям и наказаниям (части 6 и 7). Некоторые разделы С. п. представляли собой более или менее самостоятельное переложение норм римского (часть 5) либо канонического (часть 1) права, но в целом это было столь полное, систематизированное и умело составленное собрание правовых норм, что со временем "Партиды" не только оказали существенное влияние на развитие собственно испанского законодательства, но и долгое время непосредственно применялись как основной источник права сначала в испанских колониях в Латинской Америке, а затем в возникших там независимых государствах. 119. ЦЕНЗОР (лат. censor) -- 1) Римский магистрат, избиравшийся, как правило, каждые 5 лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Основной задачей Ц. было проведение ценза и ревизия прежнего списка всадников и сенаторов. Ц. имел право исключать из списка имена и вписывать туда новые. Ц. наблюдали за семейными отношениями; кроме того, в их обязанности входили управление гос. бюджетом (отдача сбора налогов на откуп) и гос. имуществом, надзор за возведением и содержанием гос. построек (храмов, городских стен и т. д.). В императорскую эпоху функции Ц. исполняли сами императоры;
Страницы: 1, 2
|