реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реформирование российской государственной службы

реферат
p align="left">5. Принцип "выведения за штат" и перевода на хозрасчет значительной части функций госслужбы

Здесь содержится значительный резерв для сокращения и уде-шевления гос-аппарата, и отрадно, что первые шаги в этом на-правлении уже сделаны. Экономи-ческое приспособление гос-службы к условиям рынка предполагает как сокращение мас-штабов деятельности государства в сфере экономики, так и внесение в деятель-ность госорганов принципиальных струк-турных и организационных изменений. Наиболее значитель-ная по объему функция непосредственного управления обще-ственным производством должна сохраниться лишь по отно-шению к ограничен-ному числу не подлежащих приватизации предприятий, выполняющих такие пуб-личные и социальные функции, реализация которых не может быть обеспечена на коммерческих принципах, а также к естественным монополи-ям. В то же время многочисленные обеспечивающие и "техни-ческие" службы и функции "отсека-ются" от госслужбы и вы-водятся за ее пределы с переводом их на коммерческие нача-ла. Выполняющим их организациям придается особый статус полунезависи-мых "агентств" или учреждений (в отличие от госорганов). Материальную основу их существования состав-ляют договорные отношения с госорганами по выполне-нию госзаказов (здесь возможны элементы конкурса). Статус же работников этих учреждений, за исключением руководителя и, возможно, главного бухгалтера, ме-няется: они больше не яв-ляются госслужащими, а, следовательно, по отношению к ним действуют общие условия найма, вознаграждения и увольне-ния. Тарифная сетка, пенсионные и другие льготы сохраняют-ся лишь за работниками собственно аппарата госорганов, чис-ло которых благодаря такой перестройке значительно умень-шается. Скажем, в Англии за счет похожих реформ оно сокра-тилось при-мерно на треть. За счет этого не только компенси-руется повышение жалованья ос-тавшимся работникам аппара-та, которые занимаются действительно государствен-ными де-лами, но и достигается общее уменьшение суммарных затрат на гос-службу. К тому же сокращается "экономическое поле" для коррупции. Хорошим примером движения в этом направ-лении может служить недавнее решение о пере-воде на ком-мерческие принципы систем Военторга и Военстроя.

6. Принцип прозрачности

Государственная служба в демократическом обществе должна быть институ-том, открытым для общественного контроля. Граждане должны знать, как и по ка-ким правилам она работа-ет, иметь доступ к необходимым им нормативным мате-риалам и сведениям, участвовать в процессе решения затрагивающих их интересы вопросов. Это должно быть обеспечено правовы-ми средствами, административной, а при необходимости и су-дебной практикой и в целом является необходимым эле-мен-том действительно публичной (а не "государевой") службы. Разрушив мифоло-гию о "тайне государственной машины", такая открытость помимо всего прочего поднимет авторитет гос-службы в глазах общества, защитит ее от столь распростра-нен-ного у нас огульного ее очернительства, которое, как извест-но, часто сопутст-вует закрытости, дефициту информации. Ра-зумеется, речь идет не о секретной или конфиденциальной информации, а об открытости, не наносящей ущерба государ-ственным интересам. Мы сейчас не имеем возможности сколько-нибудь подробно рассматривать эту тему, а лишь ог-раничимся отсылкой к опыту США и ряда дру-гих стран, где за последние полтора-два десятилетия принят и проводится в жизнь ряд законов, обеспечивающих такую открытость в мак-симально возможных преде-лах.

7. Принцип ориентации на "клиента"

Он тесно коррелирует с предыдущим принципом, а его реали-зация позволит переместить конституционный принцип госу-дарственной защиты прав, свобод и законных интересов чело-века с политико-декларативного на инструментальный уро-вень, сделать его одним из реальных приоритетов деятельно-сти чиновников. Слово "клиент" в данном контексте употреб-ляется по аналогии с рыночными от-ношениями и находится в смысловой оппозиции слову "проситель", предполагаю-щему бесправность обращающегося. Разумеется, аналогия эта частична и отнюдь не предполагает понимания ее в слащаво-ре-кламном смысле "клиент всегда прав". Важен ее общий век-тор: чиновник прямо или косвенно служит гражданам. Это им-ператив гражданского общества в отличие от различных ва-риантов авторитаризма. Инструментально он проще всего ре-ализуется на уровне чиновников, непосредст-венно имеющих дело с гражданами (тех, кого по-английски называют street level bureaucrats). Применительно к ним не составляет сложно-сти непосредственно включить этот критерий в оценку их тру-да, например, через сроки рассмотрения дел, наличие и коли-чество жалоб и т.п. Но и деятельность бюрократов, работаю-щих на других уровнях, решающих задачи общего характера, можно и нужно оце-нивать по социальным последствиям их действий и принимаемых ими решений. В общем контексте совершенствования госслужбы этот принцип тесно коррелиру-ет с проблемами децентрализации, приближения к гражданам уровня принятия реше-ний, непосредственно затрагивающих их интересы, а также сокращения объема юрисдикции чинов-ников, особенно в вопросах, при решении которых значителен фактор личного усмотрения конкретного служащего ("могу дать, а могу и не дать"). В целом же это означает поворот гос-службы к людям.

8. Принцип этичности

Мы придаем очень большое значение этическим регуляторам человеческого поведения. Сейчас, в поголовном увлечении жесткими, предельно материализован-ными рыночными отно-шениями, мы как-то забыли о внеэкономических, мораль-ных мотивах человеческого поведения, о том, что "не хлебом еди-ным жив чело-век". В контексте обсуждаемого вопроса об ог-раничении бюрократического произ-вола и злоупотреблений это означает необходимость специального внимания к мо-раль-но-этическим качествам работающих в аппарате людей, к про-блемам админи-стративной морали, которым, кстати, в запад-ных странах с развитой рыночной экономикой придают боль-шое и самостоятельное значение. Практический подход к ре-шению данной проблемы мы видим в разработке и широком обсуждении в кру-гах работников госаппарата неформального Этического кодекса служащего.

Необходимость создания именно Этического, а не только нормативно-юри-дического кодекса обусловлена несколькими причинами. Во-первых, практически невозможно составить исчерпывающий перечень предписаний и запретов для слу-жа-щих на уровне юридических документов. Во-вторых, многие действия или воз-держание от тех или иных действий по своей природе не могут регулироваться юридическими нормами, а регулируются неформальными (но от этого не менее действен-ными) нормами групповой (в данном случае административ-ной) морали, а также индивидуальными нормами нравствен-ности. Этические нормы - это базовые детерминанты соци-ального поведения человека, которые постоянно проявляют себя в огромном разнообразии конкретных поведенческих ак-тов, лишь отчасти улавливаемых нормами права. В-третьих, профессиональная этика госслужащего обладает существенной спецификой, как, впрочем, и любая корпоративная этика. Ме-жду тем многие служащие имеют весьма смутное либо иска-женное представле-ние об этих нормах или же относятся к ним с пренебрежением. Те же, кто всерьез стремится руководство-ваться нормами служебной морали, заботится о своей репу-та-ции, вынуждены вырабатывать как бы собственную версию Этического кодекса путем проб и ошибок. Поэтому представ-ляется крайне важным разработать такой документ, который, не нося юридически обязывающего характера, задавал бы тем не менее систему нравственных ориентиров, давал рекоменда-ции по поведению в тех или иных "щекотливых" ситуациях и ясно обозначал бы область нравственных "табу" для служаще-го. Думается, сам факт возникновения такого Кодекса и его об-суждения в административных коллективах послужил бы повышению уровня ад-министративной морали, в чем наш ап-парат так нуждается.

Дух "общественного служения" должен лечь в основу но-вого неформального кодекса административной морали. О том, что это не утопия и не беспочвенные мечты, напомина-ют нам как некоторые эпизоды нашей собственной истории (на-пример, весьма быстрые позитивные изменения, происхо-дившие в среде россий-ского чиновничества в 60-е годы про-шлого века - в начале реформ Александра II), так и недавний опыт ряда западных стран.

3. Социальные аспекты реформирования государственной службы:

зарубежный опыт и Россия

Динамический процесс социальных изменений в конце XX века принципи-ально новых качеств и навыков от профессиональных государственных служащих и руководителей: они должны владеть современными средствами и мерами рефор-мирования государственных организаций, обладать способностью управлять инно-вационными процессами, преодолевать социальную и организационную инерт-ность бюрократических структур. Современный служащий государственной адми-нистрации должен иметь высокую профессиональную квалификацию, обладать высоким уровнем политической культуры. Ему необходимы глубокие знания тео-рии политики, теории управления, конфликтологии, теории принятия решений, со-циального прогно-зирования. Помимо этого, он должен в совершенстве изучить технику современного государственного администрирования, общую теорию ад-министративно-государ-ственного управления.

Такую профессиональную подготовку в странах Западной Европы и Аме-рики можно получить в университетах или колледжах по специальности «public admi-nistration». В качестве примера можно привести Американский университет в Вашингтоне. Здесь создана Школа государственных дел (The school of public affairs). Школа имеет три кафедры: правительства, права и общества, государст-венного управления. Студентам предлагаются программы по государственному управлению, политическим наукам, праву, управлению государственными финан-сами, развитию человеческих ресурсов. Подготовка докторов наук проходит по специальностям: политические науки, государственное управление, право. Все программы объединены одной целью - развить в каждом студенте способности ученого, специалиста и лидера.

В России в 1992 г. Роскадры совместно с Учебно-методическим объедине-нием вузов по направлению обучения «Менеджмент» разработали пакет докумен-тов об открытии новой специальности 07.18 (в настоящее время 0610) «Государст-венное и муниципальное управление». Комитет по высшей школе Миннауки Рос-сии включил ее в перечень специальностей высшего образования и предоставил право кадровым центрам готовить специалистов данного профиля.

Перефразируя А. Барбюса, можно сказать, что профессиональное политиче-ское образование поможет государственным администраторам «перевести» идеи и действия политиков с «государственного» и «политического» языка на язык граж-данский. Именно поэтому государственное администрирование признано всем ци-вилизованным миром в качестве особо важной для общества деятельности, родив-шейся на пересечении политической теории и практики.

В отличие от «идеальной модели» бюрократии по Веберу, современная мо-дель административно-государственной деятельности включает очень сложные ха-ракте-ристики. Постараемся выделить самые главные из них:

- применение современных методов социально-политической и социально-экономической диагностики, идентификации и распознавания образов, агрегирова-ния информации и ее компьютерной обработки (с использованием методов мате-мати-ческого моделирования социальных процессов при разработке управленческих решений на локальном, региональном и национальном уровнях);

- прогнозирование и учет в практической деятельности позитивных и нега-тивных тенденций в развитии общественных явлений, разработка мероприятий по локали-зации и устранению недостатков, определение потребности в изменениях и ново-введениях и осуществление практических действий по их реализации;

- анализирование, обобщение и интерпретирование социальных, политиче-ских и экономических показателей, характеризующих состояние района, региона, страны;

- организация и проведение эмпирических исследований по изучению соци-ально-политических и социально-экономических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких реше-ний;

- прогнозирование развития социально-политических, социально-экономи-ческих и организационных процессов в объектах управления, проектирование про-грамм нововведений и осуществление этих программ;

- применение рациональных приемов поиска, обработки, хранения и исполь-зования необходимой социальной, политической, экономической и научной инфор-мации.

Но на этом расхождения с «идеальной моделью бюрократии» по Веберу не заканчиваются.

Любой, кто имел дело с государственными служащими, может подтвердить, что бюрократия не является безразличной, предсказуемой и определенной, как она описана в идеальной модели Вебера. В системе государственной администрации, как и в любой другой организации, импровизация, отступление от формы и стрем-ление «пустить пыль в глаза» при принятии решений являются обычными вещами. Государственные служащие обладают психологией и редко действуют в стериль-ных условиях, которые подразумеваются у Вебера.

Далее, бюрократия, по Веберу, служит высоко стратифицированному автори-тарному обществу, - такому, в котором средний гражданин «не возражает» бюро-крату. Демократические страны Европы и Америки в конце XX столетия - это уже совершенно другое общество, в котором и обыкновенные граждане, и законода-тели, не смущаясь критикуют государственную администрацию или призывают создавать комиссии по расследованию, для объяснения действий высо-копостав-ленных государственных служащих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.