реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реализация права граждан на оружие в РФ

реферат
p align="left">Что же касается оружия, изъятого, найденного либо добровольно сданного на законных основаниях, то оно должно подлежать передаче органами внутренних дел на ответственное хранение юридическим лицам, занимающимся музейным хранением, до решения вопроса о его экспертизе, оценке и дальнейшем использовании по согласованию с федеральными органами по сохранению культурных ценностей и в области федерального имущества. Оружие, имеющее культурную ценность, должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Глава II. КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ

2.1 Контроль и лицензирование оружия

Огнестрельное оружие необходимо, в том числе для обеспечения выполнения своих функций отдельными негосударственными предприятиями и организациями, поскольку с 1991 г. государство делегировало гражданам право оказания определенных услуг в сфере частного сыска и частной охраны, что нашло свое воплощение в активном развитии частной детективной и охранной деятельности.

Вместе с тем бесконтрольное обращение с оружием может создать угрозу безопасности личности, общества и государства как при умышленных действиях человека, так и в случае неосторожного обращения с ним. Кроме того, правоохранительная деятельность, в том числе осуществляемая частными охранными структурами с использованием огнестрельного оружия, имеет определенный публично-властный характер и в этой связи нуждается в жестком контроле со стороны государства.

Федеральное законодательство Российской Федерации, возлагает осуществление контроля за ним на органы внутренних дел, а также на органы, выдающие лицензии на производство гражданского и служебного оружия и органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов, в части, касающейся их компетенции Об оружии: федеральный закон [от 13.декабря 1996 № 150-ФЗ (ред. от 29.03.2010)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 51. - Ст. 5681..

К числу субъектов, использующих и применяющих гражданское и служебное оружие, относятся предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами с особыми уставными задачами - негосударственные (частные) охранные структуры, полномочия которых по применению огнестрельного оружия О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации : закон [от 11 марта 1992 № 2487-1 (ред. От 24.07.2007) ] //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - .1992.- № 17.- ст. 888. Контроль за частной охранной деятельностью осуществляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, а также иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

В структуре административно-правовых режимов оборота объектов повышенной опасности особое место занимают правовые, организационные, материально-технические гарантии, которые при помощи различных правовых средств обеспечивают возможность реализации указанных режимов, создание таких условий, при которых неисполнение режимных правил неотвратимо влечет за собой невозможность осуществления оборота оружия, обеспечивает его своевременное изъятие, привлечение виновных должностных лиц к соответствующей ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной).

В связи с необходимостью совершенствования государственного контроля в сфере частной охранной деятельности требует более детального теоретического и прикладного осмысления вопрос о понятии и содержании контрольной деятельности за оборотом оружия в негосударственных (частных) охранных структурах, осуществляемой органами внутренних дел.

Правовой режим оборота оружия в самом общем виде можно определить как построенный по императивному типу и выраженный в комплексе взаимодействующих между собой дозволений, запретов и позитивных обязываний, порядок регулирования определенных отношений, направленный на достижение целей обеспечения общественной безопасности в процессе оборота в обществе предметов, являющихся оружием.

Сущность административно-правового регулирования оружия, таким образом, заключается в степени ограничения его свободного оборота, обеспечении нормального функционирования объектов их хранения, установлении органов административного контроля и надзора, которые обеспечивают реализацию соответствующих правовых режимов, параметров и содержания контрольной деятельности.

Содержание контроля за оборотом оружия в Российской Федерации Федеральный закон "Об оружии" не раскрывает, констатируя лишь, что должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право производить его осмотр, изымать и уничтожать оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, требовать от юридических лиц и граждан представления соответствующих документов или информации, а также давать предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия.

Правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации осуществляется Федеральными законами "Об оружии", "О лицензировании отдельных видов деятельности", Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", а также ведомственными нормативными правовыми актами МВД России, которые в совокупности формируют административно-правовые режимы различных стадий оборота оружия.

На основе названных Федерального закона "Об оружии" и Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. МВД России разработало Инструкцию О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации: Приказ Министерства внутренних дел [от 12 апреля 1999 № 288(ред. от 16.05.2009)] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-1999.- N 32 по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, подробно регламентировавшую деятельность органов внутренних дел в данной сфере.

Задачи органов внутренних дел в сфере оборота оружия вытекают из общих задач, возложенных на милицию. Весь процесс оборота оружия в обществе можно условно подразделить на легальный, т.е. происходящий в соответствии с нормативными предписаниями и контролируемый специализированными подразделениями милиции, и незаконный, или криминальный, осуществляемый спонтанно, связанный с использованием оружия, в том числе не подлежащего обороту, в криминальных целях, для причинения вреда законным правам и интересам физических и юридических лиц, для достижения различных антиобщественных целей и т.д.

Возможный контроль за незаконным оборотом оружия и его предупреждение - задачи, которые реализуются всеми структурами милиции, независимо от их функционального назначения (так называемый общий контроль). Не останавливаясь подробно на содержании этой деятельности, отметим, что она по своему содержанию и формам не отличается от остальной работы милиции, направленной на выявление, пресечение и раскрытие правонарушений.

Задачи органов внутренних дел в сфере легального оборота оружия вытекают (так называемый специальный контроль) прежде всего из общих задач, возложенных на милицию.

В системе органов внутренних дел контрольные функции по соблюдению правил оборота оружия возложены прежде всего на подразделения лицензионно-разрешительной работы, а также службу участковых уполномоченных милиции, информационные центры и другие службы.

В этой связи определенный теоретический и практический интерес представляет вопрос о необходимости такого контроля вообще и его отдельных составляющих.

Раздел XII упомянутой выше Инструкции определяет содержание контрольной функции, соответствующие полномочия сотрудников органов внутренних дел, порядок и периодичность проверок объектов и мест хранения оружия и патронов.

В качестве "инструментов" осуществляемого органами внутренних дел контроля за оборотом оружия называются:

- выдача лицензий на приобретение соответствующих видов оружия;

- регистрация и учет приобретаемого оружия;

- проверка условий хранения приобретенного оружия;

- изъятие оружия;

- аннулирование лицензий и разрешений.

Соглашаясь, по существу, с данным тезисом, тем не менее следует отметить, что данный перечень, как представляется, не полон. По нашему мнению, определенную роль в механизме контроля за оборотом оружия выполняют письменные предписания об устранении нарушений, временное ограничение доступа к объектам торговли и экспонирования оружия, письменные предупреждения, составление протоколов об административных правонарушениях.

В процессе лицензионно-разрешительной работы проверяются и устанавливаются следующие обстоятельства:

- соблюдаются ли нормативные предписания и установленный порядок в данной сфере;

- соответствует ли конкретная деятельность требуемым стандартам и параметрам, а также содержание принятых управленческих решений.

Конечная действенность контроля определяется его полнотой и своевременностью, оптимальным сочетанием мер убеждения и принуждения. В необходимых случаях контролер должен быть консультантом и даже методистом, выполняющим распорядительные функции. Не стоит забывать, что основное значение контроля - обеспечение нормального функционирования конкретной системы, в данном случае оборота оружия и взрывчатых веществ.

Что касается организации контроля за оборотом оружия в частных охранных структурах, то необходимо отметить, что его содержание и порядок осуществления в Законе Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" также не определены. Соответствующее детальное правовое регулирование указанной сферы производится ведомственными нормативными правовыми актами МВД России. В то же время, по нашему мнению, такой подход способствует многочисленным межведомственным конфликтам и необоснованным упрекам МВД России в стремлении к излишней активности и корыстной заинтересованности в установлении необоснованных и излишних правил контроля за оборотом оружия.

Учитывая, что оружие является необходимым инструментом охранной деятельности, следует отметить, что, по нашему мнению, законодательный акт, регламентирующий данную деятельность, должен содержать специальный раздел, посвященный установлению основных параметров оборота оружия в частных охранных структурах и определению порядка контроля за ним. В таких условиях органы внутренних дел смогут предметно и более эффективно осуществлять указанный контроль.

Эта мера, как представляется, также снимет ряд спорных ситуаций по поводу тех или иных, в настоящее время недостаточно нормативно урегулированных, моментов в обороте оружия, возникающих во взаимоотношениях органов внутренних дел и отдельных частных охранных структур.

Как представляется, любая контрольная деятельность, осуществляемая государством в целях обеспечения ее необходимой эффективности, изначально нуждается в подробном нормативном регулировании, в том числе на законодательном уровне. Прежде чем контролировать, надо четко и достаточно ясно определить, что конкретно будет проверяться, как, по каким правилам, кто будет проверять, в какие сроки и т.д. Причем в контрольной деятельности, кроме того, необходима система определенных "противовесов", чтобы ограничить количество возможных злоупотреблений со стороны контролирующих органов, сделать контрольную деятельность прозрачной, понятной и доступной осмыслению на уровне гражданских структур, общественных организаций и средств массовой информации.

Следует в связи с этим отметить, что законодательная инициатива в сфере регулирования частной охранной деятельности частично решает эту задачу. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" дополнил, в частности, Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об оружии" новыми положениями, направленными на дальнейшее совершенствование контроля за оборотом оружия, осуществляемого органами внутренних дел (вступившими в силу с 1 января 2010 г.). Данный нормативный правовой акт придает законодательное звучание ряду положений, имеющих принципиальное значение, которые ранее определялись ведомственным регулированием.

В частности, Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" дополнен новой ст. 11.5 "Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии". В ней к основаниям, влекущим приостановление действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности, отнесено нарушение правил оборота оружия, в случае если такое нарушение повлекло его утрату, хищение либо использование в преступных целях, выразилось в выдаче оружия лицу, не имеющему соответствующего разрешения, а также повлекло нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан либо иные тяжкие последствия.

Существенное изменение претерпели положения о периодичности плановых и внеплановых проверок и основания, определяющие необходимость внеплановых проверок. Установлено, что плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий могут проводиться не чаще одного раза в три года, причем на их проведение необходимо соответствующее распоряжение (приказ) начальника органа внутренних дел.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.