реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Принципы прокурорского надзора

реферат
p align="left">Ещё до судебной реформы 1864 года, Государственный совет Российской империи принял Основные положения о прокуратуре, в которых определялись государственное назначение прокурорского надзора, его содержание, задачи и полномочия прокуроров. Весьма чётко было сформулировано назначение прокуратуры: «…наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской империи». Основные положения о прокуратуре устанавливали принципы организации и деятельности прокуратуры, являвшиеся незыблемыми на протяжении всего существования Российской империи. К их числу были отнесены:

Единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора;

Осуществление «верховного» надзора в империи генерал-прокурором (он же министр юстиции);

Строгая подчинённость нижестоящих прокуроров вышестоящим;

Несменяемость прокуроров;

Независимость прокуроров при принятии ими любого решения от местных влияний.

Обеспечению независимости прокуроров от местных влияний в существенной мере способствовал установленный порядок их назначения и освобождения от занимаемой должности. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались рескриптом императора. Назначение на должности нижестоящих прокуроров и их освобождение составляли прерогативу генерал-прокурора Российской империи.

К установленному порядку формирования органов прокуратуры следует добавить и такое весьма существенное обстоятельство, как материальное обеспечение прокуроров. Юристы прошлого века говорили, что «нет ничего более дорогого в государстве, как дешёвый суд, и что мы не за вознаграждение работаем, но на него живём». Российское государство стремилось уберечь служителей законности и правосудия от вступления на путь взяточничества и казнокрадства. В этом были достигнуты определённые успехи, хотя и в то время имели распространение факты негативного характера. Необходимо иметь в виду, что прокуроры всех рангов назначались на соответствующие посты пожизненно. Прокурор, занимая опеделённую должность, мог быть уверенным в своём будущем.

Также необходимо учитывать такой фактор, как сословное представительство при формировании корпуса прокурорского надзора. Только представители дворянского сословия, главным образом дворянства потомственного, могли претендовать на вакансии прокурорских должностей. Уже в силу одного этого обстоятельства они являлись ревностными защитниками царского пестола.[18]

Весьма характерно, что в соответствии с судебной реформой 1864 года наряду с назначением и порядком деятельности прокуроров в уголовном процессе весьма чётко определялось то, что прокуратура не должна вмешиваться в деятельность суда, ущемлять или ограничивать самостоятельность судей при принятии ими решений по рассматриваемым ими делам. При этом уравнивались в правах прокурор-обвинитель и защитник. На прокурора возлагалось постоянное наблюдение за производством предварительного следствия судебными следователями; они были вправе возбуждать уголовные дела; в его обязанности входило «обличение обвиняемых перед судом», то есть поддержание обвинения; прокуроры приносили протесты на решения судов в кассационном и аппеляционном порядке; им вменялось в обязанность осуществление надзора за точностью и безотлагательностью исполнения судебных приговоров по уголовным делам.

После убийства 1 марта 1881года Александра II преемник Александр III принял меры к усилению судебной репрессии в отношении революционно настроенных масс; существенно ограничивались полномочия суда присяжных, и, наоборот, расширялась сфера коронного суда. Рескриптом Александра III была учреждена комиссия во главе с генерал-прокурором Н.В.Муравьёвым, которая в течение шести лет упорно работала над проектом закона об усилении прокурорского надзора, о превращении прокуратуры в сугубо карательный орган.[46]

Эта сторона деятельности прокуроров особо отчётливо проявилась после революции 1905 года. Органы юстиции России ответили на революционные выступления народа массовыми репрессиями, карательными экспедициями, военно-полевыми судами, политическими убийствами и погромами. Военно-полевые суды только с 19 августа 1906 года по 20 апреля 1907 года вынесли всвыше 1000 смертных приговоров. Военно-полевые суды за период с 1907 по 1909 г. осудили на смертную казнь 3196 человек. Ни о какой законности и справедливости в деятельности прокуроров не могло быть и речи.

Реакционным, сугубо карательным органом прокуратура России продолжала оставаться вплоть до ликвидации её вместе с рухнувшим царским самодержавием в 1917 году. Именно реакционная сущность царской прокуратуры, особенно проявившаяся в начале XX века, послужила основной причиной того, что в советской России прокуратура как государственный орган по надзору за точным и единообразным исполнением законов была создана только в мае 1922 года.[18,с.12-13]

1.2. Создание советской прокуратуры

1917 год стал переломным в жизни многих миллионов людей Российской империи. Февральская буржуазно-демократическая революция и Великая октябрьская революция уничтожили Российскую империю и создали новый тип государства, который вошёл в историю как советское государство. Уничтожив реакционную царскую прокуратуру, большевики создали советскую прокуратуру. Декрет о суде №1, принятый Советом Народных Комиссаров 24 ноября 1917 года, гласил: «Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора…» [85,с.23]

После нескольких лет борьбы за установление своей власти большевики подняли вопрос об укреплении законности в стране. Вождь советского государства В.И.Ленин подчёркивал необходимость строжайшего революционного порядка, борьбы с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией. Революционная законность рассматривалась им как одно из средств защиты завоеваний революции, советского государства от нападения врагов пролетариата и подавления их сопротивления, как одно из средств борьбы за революционное переустройство общества на социалистических началах, одно из условий успешного строительства социализма, охраны прав граждан.[69]

VI Всероссийский Чрезвычайный съезд Советов принял по инициативе Ленина постановление “О точном соблюдении законов”.[85] Отмечая, что за год существования, государство выработало основы законов республики, точное соблюдение которых необходимо для дальнейшего развития и укрепления власти рабочих и крестьян, съезд призвал всех граждан республики, все органы и всех должностных лиц Советской власти к строжайшему соблюдению законов РСФСР, изданных и издаваемых центральной властью постановлений и распоряжений.[20]

Основным орудием проведения в жизнь советских законов стал советский государственный аппарат. Контроль за соблюдением законов возлагался на Центральные Исполнительные Комитеты, Советы Народных Комиссаров и создаваемые ими органы. Важную роль в обеспечении законности играли Народный Комиссариат Юстиции, советские судебные учреждения, Народный Комиссариат Государственного Контроля, Рабоче-Крестьянская Инспекция.

С переходом советского государства к мирной жизни задача всемерного укрепления законности и обеспечение её единства ещё более возросла. Её решение потребовало проведения мер, направленных на дальнейшее развитие организационно-правовых гарантий точного исполнения законов. Усиления борьбы с их нарушениями.

Для этого нужно было создать специальный орган, который действовал бы от имени центральной верховной власти, содействовал бы укреплению единой законности на всей территории страны и правильно организовывал бы борьбу с преступностью. Осуществление такой функции по инициативе В.И.Ленина было решено возложить на советскую прокуратуру. Процесс организации прокуратуры и принципы её деятельности и организации отражены в работах В.И. Ульянова (Ленина): «О «двойном» подчинении и законности», «К населению», «Очередные задачи советской власти» и других [49,с.199].

Самым важным принципом организации и деятельности прокуратуры Ленин считал принцип законности. Ленин В.И. утверждал, что “…законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик”.[49,с.198] Он писал: «Трудна борьба с местничеством, с мелкособственническими привычками. Это нельзя сделать сразу, но пролетариат должен проводить эту истину в жизнь, ибо без этого построить социализм нельзя».[50,с.422]

Ленин, сыгравший без сомнения одну из руководящих ролей в организации прокуратуры на началах централизации, определил и главные принципы её деятельности: «Прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям»[49,с.198]

Попытки смотреть на прокурора, как на «своего» человека, и оказывать влияние на его действия и поведение были присущи не только тому времени, но и современности. Именно они представляют постоянную угрозу потери фактической, реальной независимости прокуроров. И, предвидя подобное, в 1922 году В.И.Ульянов (Ленин) предостерегал: «Нет сомнения, что мы живём в море беззаконности и что местное влияние является одним из величайших, если не величайшим противником установления законности и культурности» [ 51,с.200]

В трудах В.И.Ленина были сформированы следующие принципы организации и деятельности прокуратуры: принцип революционной законности, принцип централизации и единства, принцип гласности, принцип взаимодействия прокуратуры с другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, принцип независимости. [33]

В первые годы советской власти страна вообще обходилась без прокуратуры. В Белорусской ССР, как и в других союзных республиках, до 1922 года не было специального органа высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов. Эту функцию осуществляли Центральный исполнительный комитет (ЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК) БССР, Рабоче-крестьянская инспекция (РКИ), Наркомюст БССР, революционные комитеты, местные Советы и их исполнительные комитеты, народные судьи. Обвинение в судах поддерживали: члены коллегии правозащитников, коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе, коллегии обвинителей при революционных трибуналах, лица, призываемые к выполнению этой функции в порядке обязательной трудовой повинности, представители заинтересованных ведомств и учреждений, консультанты органов юстиции.[58]

Положение о Народном комиссариате юстиции СССР, утвержденное Президиумом ЦИК БССР 3 января 1922 года, предусмотрело при судебных органах республики должности прокурора Кассационного трибунала, прокурора Революционного трибунала и товарищей прокурора. Последние состояли при Совете народных судей, а также выполняли функции надзора за законностью в уездах.

В соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии в начале 1922 года были созданы органы охраны революционной законности (соответствующий отдел в аппарате Наркомата юстиции БССР и такие же отделы на местах).

В целях осуществления надзора за соблюдением законности и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью в Белорусской ССР 26 июня 1922 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре.[65]

Прокуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата юстиции. Главой прокуратуры по должности являлся Народный комиссар юстиции. Он был ответственным перед Президиумом ЦИК БССР и подчинен ему. В непосредственном подчинении Народного комиссара юстиции как прокурора республики находились помощники прокурора, назначаемые им из работников центра и из числа кандидатов, выдвигаемых местными органами управления (городскими и уездными исполнительными комитетами). Увольнение и отстранение помощников от должности производилось по усмотрению прокурора республики, перед которым они ежемесячно отчитывались о своей деятельности.

Прокуратура осуществляла надзор за точным исполнением законов путем проверки законности действий служащих государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан, опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения против виновных уголовного преследования, непосредственного наблюдения за деятельностью органов дознания и следствия, а также органов Государственного политического управления. В компетенцию прокуратуры входило также осуществление надзора за законностью и обоснованностью судебных решений и за соблюдением законности в местах лишения свободы.[59]

В компетенцию прокуратуры входило осуществление от имени государства надзора за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан. Надзор осуществлялся путем опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения уголовного преследования против виновных, проверки законности действий органов следствия, дознания и органов ГПУ. На прокуратуру возлагался надзор за законностью и обоснованностью решений судов и за соблюдением законности в местах лишения свободы. Прокурором республики являлся Народный комиссар юстиции, который был подотчетен и ответственен перед Президиумом ЦИК БССР. В соответствии со ст.3 Положения прокурору было предоставлено право требовать от всех действующих в республике административных учреждений и должностных лиц необходимые сведения и материалы. Эти требования являлись обязательными для исполнения. В непосредственном подчинении Прокурора республики находился входящий в состав Наркомюста БССР отдел прокуратуры.[69]

Местными органами Прокуратуры республики являлись окружные, уездные и участковые прокуратуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.