|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Представительные органы самоуправления
|
|
|
исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления этот Закон также относит принятие решения о проведении местного референдума (ст. 22), установ-ление льгот по уплате местных налогов и сборов (ст. 39). Пред-ставительные органы местного самоуправления обладают пра-вом законодательной инициативы в законодательном (предста-вительном) органе власти субъекта Федерации.Вопросы, составляющие предметы исключительного ведения представительного органа местного самоуправления, не могут передаваться другим органам и должностным лицам местного самоуправления.Это минимальный перечень полномочий представительного органа местного самоуправления, закрепленный федеральным законодательством. Другие полномочия определяются уставами муниципальных образований. Например, Устав Истринского района Московской области, помимо вышеперечисленных, на-зывает следующие: установление порядка создания, деятельно-сти и ликвидации предприятий, организаций и учреждений, на-ходящихся в собственности муниципального образования; ут-верждение договоров, подписанных от имени Истринского рай-она; определение порядка назначения и проведения районных народных обсуждений; толкование устава и решений, принятых Советом депутатов Истринского района.Однако практика показывает, что полномочия представи-тельных органов местного самоуправления, гарантированные федеральным законом, не дополняются на местном уровне. Ес-ли же уставом предусмотрена должность главы муниципального образования, то полномочия представительного органа, как правило, редко выходят за рамкиs гарантированные федераль-ным законодательством. Это свидетельствует о том, что реаль-ная власть на местах принадлежит главе муниципального обра-зования.В уставах и региональном законодательстве необходимо больше внимания уделять закреплению распорядительных пол-номочий представительных органов местного самоуправления, поскольку хотя они и не запрещены, но и не предусмотрены ни федеральным, ни региональным законодательством. Здесь уме-стно пойти по пути позитивного закрепления распорядительных и иных полномочий, не давая исчерпывающего перечня кон-трольных полномочий представительных органов в отношении исполнительного аппарата. Следует предусмотреть исключи-тельные полномочия представительных органов как производ-ные от полновластия населения на территории муниципального образования, в сущности, делегированные им местным населе-нием, которое вправе контролировать их исполнение.3. Организация работы представительного органа местного само-управления. Деятельность представительного органа местного самоуправления определяется регламентом соответствующего органа, в котором устанавливается порядок созыва сессии, ве-дения заседания и принятия решений. Регламенты часто публи-куются местной прессой.В советский период основной формой работы местных Со-ветов были сессии. Сессия (от лат. sessio -- заседание) -- это промежуток времени, в течение которого происходят пленарные заседания представительного органа и его комиссий. Регуляр-ность проведения сессий местных Советов жестко закреплялась союзным и республиканским законодательством. Например, в соответствии с Законом РСФСР от 29 июля 1971 г. “О район-ном Совете народных депутатов РСФСР” (в ред. от 3 августа 1979 г.) сессии районного Совета народных депутатов проводи-лись не реже четырех раз в год. Связано это было с тем, что проекты решений спускались сверху, а на сессии проходило формальное утверждение уже готовых решений. Сессии созыва-лись исполнительными комитетами Советов и длились один день.В настоящее время формы работы представительных органов местного самоуправления законодательно не определены. Орга-низационно-правовые формы работы предусматриваются в уста-вах муниципальных образований или регламентах. В этих актах довольно редко используется слово “сессия”, а говорится, как правило, о заседаниях.Главной формой деятельности выборного представительного органа местного самоуправления является его работа в пленар-ном составе. Содержание и эффективность пленарной, сессион-ной деятельности во многом предопределяет результативность других организационно-правовых форм деятельности депутатов (муниципальных советников, членов городских дум и собра-ний).Пленарная, сессионная деятельность является главной, ос-новной формой их функционирования, поскольку только на сессии муниципального совета (думы, собрания и т.д.) решают-ся вопросы исключительного ведения представительного органа муниципального образования. Это прямо закреплено в Законе об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с п. 4 ст. 15 которого представительный орган ме-стного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. Только здесь решается вопрос об избрании руководи-теля представительного органа, который в соответствии с уста-вом муниципального образования может быть главой муници-пального образования. Уставы некоторых муниципальных обра-зований предусматривают порядок утверждения структуры му-ниципального представительного органа, образования и упразд-нения постоянных комиссий и депутатских групп, принятия решений о досрочном прекращении полномочий представи-тельного органа местного самоуправления и его депутатов.По отдельным направлениям своей деятельности представи-тельный орган местного самоуправления образует постоянные комиссии -- основные рабочие службы. В комиссиях проходит вся подготовительная часть по выработке решений представи-тельного органа.В уставе муниципального образования или в регламенте ра-боты представительного органа указывается периодичность про-ведения заседаний (сессий) представительного органа. Напри-мер, сессии Совета депутатов Подольского района созываются не реже одного раза в два месяца, а председатель Тверской го-родской Думы назначает заседание не реже одного раза в квар-тал.4. Виды заседаний представительного органа местного самоуправ-ления. Заседания могут быть очередными и внеочередными, пленарными и проводимыми по комиссиям и комитетам, от-крытыми и закрытыми. Очередные заседания проводятся плано-во, в сроки, предусмотренные уставами муниципальных образо-ваний и регламентами работы представительных органов. Оче-редную сессию представительного органа созывает председатель думы (совета, собрания и т.д.) или глава местного самоуправле-ния, который может быть главой местной администрации. Пер-вая сессия созывается не позднее 14--20 дней после избрания представительного органа. Сессия правомочна при наличии не менее двух третей общего числа депутатов. Все вопросы на сес-сии представительного органа решаются на основе устава муни-ципального образования и регламента работы самого представи-тельного органа. Некоторые вопросы конституционного свойства решаются на сессии представительного органа квалифициро-ванным большинством, т.е. двумя третями общего количества (например, вопрос о самороспуске представительного органа). Руководители всех предприятий, учреждений и организаций не-зависимо от формы собственности, расположенных на террито-рии муниципального образования, обязаны по требованию представительного органа или главы местного самоуправления являться на сессию совета (думы) для дачи ответов на запросы депутатов и предоставления информации по вопросам, входя-щим в компетенцию данного органа. Неявка названных лиц без уважительной причины влечет ответственность, предусмотрен-ную за неисполнение решения представительного органа мест-ного самоуправления.Внеочередные заседания созываются при наличии необходи-мых для этого обстоятельств. Регламенты представительных ор-ганов предусматривают особый порядок созыва внеочередного заседания. Например, согласно регламенту Тверской городской Думы внеочередные заседания проводятся по предложению гла-вы города, председателя Думы, не менее одной трети числа из-бранных депутатов, постоянной комиссии и не позднее недель-ного срока. При созыве внеочередного заседания целесообразно извещать депутатов о повестке дня.Заседания могут быть пленарными, когда в работе принима-ют участие все депутаты одновременно, и проводимыми по ко-миссиям и комитетам, на которых депутаты предварительно обсуждают вопросы, планируемые к внесению на рассмотрение представительного органа. Правовые акты, как правило, прини-маются представительным органом местного самоуправления только после предварительного обсуждения проектов в комис-сиях, к ведению которых относятся данные вопросы.Заседания представительного органа в основном являются открытыми. На них могут присутствовать жители муниципаль-ного образования, представители общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления, должностные лица исполнительных органов местного само-управления, представители органов государственной власти, средств массовой информации и др. Закрытые заседания про-водятся в особых случаях. Список приглашенных на заседание определяется представительным органом. При этом следует отметить, в соответствии со ст. 7 Закона о прокуратуре прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органа местного само-управления, в том числе на закрытых.5. Принятие правовых актов представительным органом местного самоуправления. Правовые акты представительных органов обычно называются решениями. Представительный орган при-нимает решения коллегиально. Порядок принятия и вступления в силу решений представительного органа устанавливается в ус-таве муниципального образования и конкретизируется регла-ментом.Для принятия решения представительным органом необхо-дим кворум, который обеспечивается присутствием двух третей или половины числа избранных депутатов. В соответствии с регламентом рассмотрение проекта решения представительного органа местного самоуправления может осуществляться в не-сколько стадий (чтений). Например, при первом чтении проис-ходит обсуждение документа, принятие его за основу, при вто-ром -- вносятся поправки и изменения и документ принимается в целом.Многие решения представительного органа местного само-управления принимаются простым большинством голосов. Га-рантией исполнения этих актов является обязательность испол-нения решений представительного органа всеми расположен-ными на территории муниципального образования предпри-ятиями, учреждениями и организациями независимо от их орга-низационно-правовых форм, а также органами местного само-управления и гражданами (п. 1 ст. 44 Закона об общих принци-пах организации местного самоуправления).Внесение изменений и дополнений в устав муниципального образования обычно принимается квалифицированным боль-шинством в две трети голосов. Если это предусмотрено законо-дательством региона, акты представительного органа подписы-вает глава муниципального образования, ему может быть пре-доставлено право вето. Например, в соответствии со ст. 16 Уста-ва г. Тулы глава города обладает правом отлагательного вето на решения городской Думы, которое в течение семи календарных дней с момента принятия решения в письменном виде направ-ляется в городскую Думу. Вето главы города может быть откло-нено городской Думой на повторном заседании по рассматри-ваемому вопросу двумя третями установленной численности ее депутатов. В случае преодоления городской Думой вето главы города последний обязан подписать решение и обнародовать его в течение трех дней.В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона об общих принципах организации местного самоуправления нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, за-трагивающие права, свободы и обязанности человека и гражда-нина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).ЗаключениеРеализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации требует комплексного подхо-да к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определения приоритетных направлений на соответствующем этапе реализации государственной политики.Успешная реализация государственной политики в области разви-тия местного самоуправления в Российской Федерации должна привес-ти к созданию системы взаимодействия населения, местного само-управления и государственной власти. Эффективное функционирова-ние этой системы позволит обеспечить:- улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном об-разовании;- обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навы-ков общественного контроля за эффективностью их деятельности устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.Литература1. Бакушев В. В., Ивановский В. А., Молчанова Л.А. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта. -- М., 1998.2. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. -- М., 1996.3. Васильев В.И. Местное самоуправление. -- М., 1999.4. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. -- М., 1999.5. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. -- М., 1990.6. Еремян В.В., Федоров М.В. Местное самоуправление в России (XII--начало XX вв.): Учеб. пособие. -- М., 1998.7. Институты самоуправления: историко-правовое исследова-ние. -- М., 1995.8. Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России: Учебник. -- М., 1998.9. Комментарий к Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции”.М., 1999.10. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Россий-ской Федерации: Учебник. -- М., 2000.11. Местное самоуправление: Сборник нормативных правовых актов. -- М., 1998.
Страницы: 1, 2
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|