|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Представительные органы самоуправления
|
|
|
Представительные органы самоуправления
21 - Оглавление:
- Введение 3
- 1. Обязательность наличия представительных органов местного самоуправления. 5
- 2. Предметы ведения представительного органа местного самоуправления. 11
- 3. Организация работы представительного органа местного самоуправления. 14
- 4. Виды заседаний представительного органа местного самоуправления. 16
- 5. Принятие правовых актов представительным органом местного самоуправления. 18
- Заключение 20
- Литература 21
ВведениеМуниципальное право -- одна из отраслей российского пра-ва, поскольку призвана регулировать разнообразные обществен-ные отношения в самой многосторонней сфере -- в сфере мест-ного самоуправления. В настоящее время местное самоуправле-ние составляет одну из важных и необходимых основ конститу-ционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечи-вает защиту интересов лиц, совместно проживающих на опреде-ленной территории, жители которой неизбежно взаимодейству-ют друг с другом. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народо-властия.Местное самоуправление признается и гарантируется госу-дарством как форма самоорганизации граждан для решения во-просов местного значения, обеспечения повседневных потреб-ностей каждого члена общества и населения муниципального образования в целом.Муниципальное право занимает особое место в системе рос-сийского права и отличается от других отраслей права не только предметом регулирования, но и широкой сферой регулирова-ния, где проявляется его роль и значение.Нормы муниципального права, во-первых, упорядочивают и закрепляют наиболее важные общественные отношения в сфере местного самоуправления, во-вторых, охраняют урегулирован-ные правом общественные отношения, и наконец, способствуют развитию новых общественных отношений. Посредством норм муниципального права и на основе Конституции РФ, федераль-ных законов и иных нормативных актов реализуются важней-шие вопросы местного самоуправления: управление муници-пальной собственностью, формирование, утверждение и испол-нение местных бюджетов, установление местных налогов и сбо-ров, осуществление охраны общественного порядка, организа-ция и деятельность органов местного самоуправления. Кроме того, нормы муниципального права регулируют и иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципаль-ных образований и органов государственной власти.Все отмеченное позволяет говорить о важном месте муници-пального права в системе российского права и его влияния на ход общественного развития. Соответственно этому и наука му-ниципального права занимает важное место в системе правовой науки, а следовательно, и среди учебных дисциплин, изучаемых в образовательных учреждениях.Обязательность наличия представительных органов местного самоуправления. В соответствии с Европейской хартией мест-ного самоуправления право на местное самоуправление осуще-ствляется советами или собраниями, состоящими из членов, выбранных путем свободного тайного, равного, прямого и все-общего голосования. Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции РФ ор-ганы местного самоуправления могут быть как выборными, так и создаваемыми на других принципах. В системе органов, фор-мируемых в муниципальном управлении, ведущая роль принад-лежит представительным органам местного самоуправления. Они, состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни. В россий-ском законодательстве обязательность наличия выборных орга-нов местного самоуправления установлена Законом об общих принципах организации местного самоуправления, в соответст-вии с которым наличие выборных органов местного самоуправ-ления муниципальных образований является обязательным (п. 2 ст. 14).Однако в 1995--1996 гг. получила широкое распространение практика противодействия глав субъектов Федерации возникно-вению самостоятельной местной власти. В ряде регионов не принимались законы, устанавливающие порядок проведения муниципальных выборов; отсутствовали принятые в установ-ленном порядке уставы муниципальных образований, имелись другие нарушения. Выборы органов и должностных лиц мест-ного самоуправления не назначались и не проводились, так как отсутствовали соответствующие законы субъекта Федерации.Исходя из закрепленного в законодательстве принципа обя-зательности наличия выборных органов местного самоуправле-ния для устранения подобных ситуаций был принят Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. “Об обеспечении конституцион-ных прав граждан Российской Федерации избирать и быть из-бранными в органы местного самоуправления”. Этот Закон применяется при нарушении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправле-ния в случаях, если:- законодательным (представительным) органом субъекта Фе-дерации не принят закон, устанавливающий порядок проведе-ния муниципальных выборов;- представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образо-вания;- в муниципальном образовании отсутствует выборный пред-ставительный орган местного самоуправления;- полномочия органов местного самоуправления осуществля-ются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;- законом субъекта Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;- истекли установленные сроки полномочий выборных орга-нов и должностных лиц местного самоуправления;- выборы депутатов представительных органов или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе по-вторные или досрочные выборы, не назначены уполномочен-ным органом или должностным лицом в установленные сроки;- отсутствуют органы или должностные лица, уполномочен-ные назначать выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;- муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;- органы местного самоуправления упразднены или самораспустились в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;- в нарушение законодательства не реализуются конституци-онные права граждан, проживающих на территории муници-пального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.Дата выборов представительных органов местного само-управления может назначаться судом. Такие выборы уже назна-чались судом в ряде муниципальных образований Кемеровской, Брянской и других областей.В отдельных поселениях уставом муниципального образова-ния в соответствии с законами субъекта Федерации может пре-дусматриваться возможность осуществления полномочий пред-ставительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Реально это осуществимо только в неболь-ших муниципальных образованиях. Например, Закон Мурман-ской области от 18 ноября 1996 г. “О собраниях (сходах) граж-дан в Мурманской области” устанавливает, что в поселениях с числом избирателей до 500 человек полномочия представитель-ных органов местного самоуправления осуществляется собра-ниями (сходами) граждан, предусмотренными уставом муници-пального образования. Только в этом случае представительные органы местного самоуправления не избираются.Наименование представительного органа местного самоуправ-ления. В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муници-пальных образований в соответствии законами субъектов Феде-рации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Так, Московская областная Дума, принимая Закон “О местном самоуправлении в Московской области”, заложила в нем единое для всех муниципальных образований области на-именование органов местного самоуправления. В соответствие со ст. 16 этого Закона представительный орган местного само-управления называется Советом депутатов. Поясняется, что это сделано для удобства граждан, так как “приезжая из одного ре-гиона области в другой, они будут знать, как и к кому обратить-ся в случае необходимости”. Такая позиция не выдерживает критики: название органа не влияет на его полномочия, да и наши граждане не такие уж безграмотные. Представляется, что если структуру органов местного самоуправления устанавливает население, то оно должно и название представительного органа определять самостоятельно.Численный состав представительного органа местного само-управления. В уставе муниципального образования устанавлива-ется численный состав представительного органа местного са-моуправления. Его численность зависит от размеров муници-пального образования, исторических и иных местных традиций. В советский период, например, численный состав Советов на-родных депутатов был искусственно раздут. Так, в соответствии с Законом РСФСР о выборах народных депутатов местных Со-ветов народных депутатов 1989 г. в поселковые и сельские Сове-ты избиралось до 50 депутатов, в районные -- до 75, а в город-ские -- до 200 депутатов. Считалось, что чем шире состав Со-вета, тем больше трудящихся пройдут школу государственного управления на пути к коммунистическому самоуправлению. Однако это верно только отчасти. Деловое рассмотрение вопро-сов и организованная работа при такой численности Советов были значительно затруднены.В то же время сокращение численности представительных органов местного самоуправления приводит к снижению эф-фективности контроля за исполнительными органами. Предста-вительные органы вынуждены либо сокращать число своих ко-митетов (комиссий), либо включать одних и тех же депутатов в состав нескольких комиссий, что также препятствует их эффек-тивной работе.Ориентиры в определении численного состава представи-тельного органа местного самоуправления даны в Законе об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Так, если на день вынесения решения суда о назначении даты выборов депу-татов представительного органа местного самоуправления не принят устав муниципального образования, не установлен его численный состав, а также если на день вступления в силу За-кона об общих принципах организации местного самоуправле-ния представительные органы не избирались, выборы были признаны недействительными, несостоявшимися, или избрано недостаточное для осуществления полномочий представитель-ного органа число депутатов, то он избирается в составе:50 депутатов -- для муниципальных образований, имеющих численность населения более 500 тыс. человек;30 -- с численностью населения от 200 тыс. до 500 тыс. че-ловек;20 -- с численностью населения от 50 тыс. до 200 тыс. чело-век;10 -- с численностью населения от 10 тыс. до 50 тыс. чело-век;7 депутатов -- для муниципальных образований, имеющих численность населения менее 10 тыс. человек.В соответствии с Законом Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае” численность представительных (выборных) органов местного самоуправления установлена от 5 до 25 депутатов. Такое вмешательство в компетенцию муниципальных образований безусловно противоречит феде-ральному законодательству.Вопрос о численном составе представительного выборного органа местного самоуправления является весьма важным для эффективности его деятельности. Как правило, члены предста-вительных органов осуществляют свою депутатскую деятель-ность без отрыва от постоянного места работы. Вся их деятель-ность в представительном органе функционально не определена даже на уровне регламентов, временная нагрузка тоже нигде не обозначена.Видимо, научное обоснование численного состава муници-пальных представительных органов должно разрабатываться с учетом многих факторов при установлении единой цели: пре-вращение представительного органа в эффективно работающее учреждение.2. Предметы ведения представительного органа местного само-управления. В п. 3 ст. 15 Закона об общих принципах организа-ции местного самоуправления четко определены следующие предметы исключительного ведения представительных органов местного самоуправления: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; формирование порядка управления и распоряжения му-ниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.Полномочия представительных органов местного самоуправ-ления определяются уставами муниципальных образований. Причем основу их составляют предметы ведения местного само-управления и исключительные полномочия их представитель-ных органов, закрепленные федеральным законодательством. Выделение предметов исключительного ведения представитель-ных органов местной власти обеспечивает им возможность ока-зывать решающее влияние на руководство хозяйственным ком-плексом муниципального образования. Не случайно они выде-лены из общего перечня предметов ведения местного само-управления. Их содержание и значимость показывают, что вы-борный представительный орган местного самоуправления по-стоянно связан со всеми сферами жизнедеятельности местного населения, а его контрольные полномочия обеспечивают ему возможность проверять деятельность всех органов и должност-ных лиц местного самоуправления по исполнению ими своих обязанностей.
Страницы: 1, 2
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|