реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовые основы организации военной службы

реферат
оеннослужащие (слушатели и курсанты), отчисленные из военно-учебных заведений Министерства обороны РФ в связи с незаконным осуждением либо незаконным привлечением к уголовной ответственности, восстанавливаются на основании их рапортов в соответствующих военно-учебных заведениях Министерства обороны (и на тех же курсах, на которых они обучались до незаконного осуждения либо незаконного привлечения к уголовной ответственности) после решения вопроса о восстановлении их на военной службе.

Военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с совершением в отношении их незаконных действий органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда и не восстановленным на военной службе, при изменении в приказе правомочного должностного лица основания увольнения выплачивается единовременное пособие в соответствии с п.3 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Военнослужащим выдается вещевое имущество, которое им было положено по нормам снабжения и срокам носки, но не было получено ими в период прохождения военной службы, а также за время нахождения под стражей в связи с незаконным осуждением либо незаконным привлечением к уголовной ответственности. Вместо положенного к выдаче вещевого имущества разрешается выплачивать денежную компенсацию.

Квартирно-эксплуатационные органы обязаны возвратить в месячный срок жилые помещения офицеров, прапорщиков, мичманов при их незаконном осуждении. При невозможности возврата прежнего жилого помещения они предоставляют военнослужащему вне очереди, но не позднее трех месяцев со дня обращения, в том же населенном пункте равноценное благоустроенное жилое помещение с учетом действующих норм жилой площади и состава семьи.

В отношении гражданина, лишенного в связи с незаконным осуждением воинских или иных званий, а также орденов и медалей, по представлению суда, отменившего приговор с прекращением дела, в установленном порядке решается вопрос о восстановлении званий и возвращении орденов и медалей.

В случае постановления оправдательного приговора, прекращения уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления, а также прекращения дела об административном правонарушении органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суд обязаны разъяснить этому гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и возмещения иного ущерба, а также по его просьбе в месячный срок письменно поставить в известность о своем решении трудовой коллектив или общественные организации по месту жительства.

При исключении из списков личного состава воинской части представляется целесообразным следующий алгоритм действий увольняемого военнослужащего:

- получить обходной лист и рассчитаться по всем видам довольствия со всеми службами гарнизона (воинской части). При увольнении в запас с правом ношения военной формы обязательно взять аттестат на кортик (для офицеров ВМФ);

- проконтролировать запись в удостоверение личности в разд.II "Изменения в служебном положении" основания увольнения в запас со ссылкой на номер и дату приказа по личному составу;

- оформить денежный аттестат, обратив особое внимание на правильность указания должностного оклада, оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и единовременного пособия;

- при необходимости сняться с регистрационного учета по старому месту жительства. Документ о снятии с регистрационного учета иметь при себе;

- сделать отметку в удостоверении личности в разд. 12 о сдаче личного оружия;

- проследить за оформлением личного дела и его высылкой в военный комиссариат.

Первый экземпляр личного дела, который находится в воинской части, является пенсионным и высылается в областной (городской) военный комиссариат, назначающий пенсию. В первом экземпляре личного дела должны быть отражены следующие вопросы:

- в разд.12 послужного списка вносится приказ об увольнении в запас или отставку;

- в разд. "Дополнительные документы" подшиваются:

а) выписка из приказа по личному составу об увольнении;

б) свидетельство о болезни, если таковое имеется;

в) выписка из приказа по воинской части об исключении из списков личного состава воинской части;

г) расчет выслуги лет на пенсию, составленный и заверенный соответствующим финансовым органом;

д) аттестационный лист последней аттестации с отзывом и рекомендациями о предназначении увольняемого военнослужащего в военное время (п.8 Инструкции о порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны РФ от 6 апреля 2002 г. № 100).

1.3 Проблемы регулирования военной службы в рамках множественного гражданства: сравнительно-правовой анализ

Регламентация вопросов военной службы (подобных или связанных с ней обязанностей) является важным компонентом системы обеспечения механизма безопасности. При множественном гражданстве (бипатризме) военная служба влечет трудноразрешимые проблемы. Доктринальные подходы к данной проблематике отличаются значительным консерватизмом и мало изменились после 1945 г., а выводы отдельных исследователей требуют переосмысления и уточнения.

Военная служба может изменять гражданство, способствовать его приобретению, облегчая натурализацию проходящего ее лица, или, наоборот, вести к утрате гражданства, что позволяет отнести ее к числу самостоятельных источников бипатризма и его устранения. Бипатризм может затруднить исполнение воинской повинности, схожих с ней или заменяющих ее обязанностей, порождая претензии нескольких государств к бипатриду, осложняя призыв, вызывая возможные ограничения по службе. Существуют и другие проблемы регламентации правового статуса бипатрида в контексте военной службы, связанные непосредственно с его личностью и семьей (интернирование, плен, санкции, реализации социальных прав и т. п.). Этим объясняется тот факт, что данная проблематика издавна привлекает внимание государств, хотя широкое международно-правовое регулирование названных вопросов началось только в конце XIX в.

Еще древние демократии тесно связывали гражданство с военной службой1, определяя гражданство лица по признаку принадлежности к вооруженным силам конкретных стран. Классик международного права И. Блюнчли отмечал: "Воинская повинность по самой своей природе есть обязанность политическая и поэтому не может быть отделена от подданства". Это подтверждается тем, что по сей день ряд государств (США, Канада и др.) требуют принесения присяги верности стране при вступлении в гражданство и вооруженные силы. Требование верности объединяет военнослужащих и граждан, что порождает устойчивое неприятие множественного гражданства в контексте военной службы.

Данная концепция оказала серьезное влияние на право многих государств. Так, в конце XIX в. императорская Россия, аналогично Бельгии и Пруссии, запрещала иностранцам поступать на военную или гражданскую государственную службу. Правда, имелись некоторые исключения, которые в период становления империи были обычным правилом, например, в отношении медицинской государственной службы (принимаемая иностранцами присяга верности императору не содержала слов "своему истинному и природному", что подчеркивало их правовой статус и препятствовало бипатризму). Согласно главенствовавшей тогда правовой концепции соотнесения институтов гражданства и службы, "исключение иностранцев в настоящее время должно понимать в том смысле, что занятие государственной должности требует перемены подданства. Иностранный уроженец может занять должность, но ipso jure он делается подданным державы, на службу которой он поступил". При отсутствии права выхода из гражданства концепция порождала бипатризм: "Подданные одного государства, не прерывая отношений к своему отечеству, поступают на службу в другом государстве, в силу чего и вступают к нему в подданнические отношения". Так как наряду с гражданством военная служба составляет основу суверенитета многих государств, ряд из них связывают ее с гражданством, закрепляя в конституциях особый статус военной службы, относя ее к числу священных и почетных обязанностей граждан. Такой подход способствовал возникновению войн из-за претензий государств гражданства. В связи с этим бипатризм и иностранная служба до сих пор часто воспринимаются как угроза суверенитету. Так, советский ученый С. В. Черниченко отмечал: "Военная служба должна быть направлена на защиту суверенитета соответствующего государства. Выполнение же воинской обязанности в иностранном государстве несовместимо с суверенитетом государства, граждане которого привлекаются к ее выполнению".

Использование критерия военной службы для определения гражданства свойственно не только правовым доктринам, но и договорной практике. Отдельные договоры связывали вопросы гражданства возможных бипатридов с прохождением военной службы, а само понятие гражданства выводили на ее основе. Так, договор между Германской империей и Гондурасом от 12 декабря 1887 г. устанавливал, что "дети германца, родившиеся в Гондурасе от законного брака, должны считаться германскими подданными, дети же гондурасца, родившиеся в Германии -- гондурасцами; совершеннолетние сыновья должны, однако, доказать, что ими соблюдены законы, относящиеся к воинской повинности в собственном государстве, ибо в противном случае они могут быть рассматриваемы как подданные того государства, в котором они родились"10. Характерно при этом, что согласно германским законам начала XX в. лица, утратившие германское подданство вследствие пребывания за границей, их родственники по нисходящей линии назывались "фактическими подданными" и подлежали воинской повинности, если имели постоянное пребывание в Германии, что порождало квазибипатризм и создавало дополнительные проблемы.

Закрепление таких правил обусловлено тем, что военные потребности иногда влекут необходимость увеличения числа граждан или военнослужащих за счет иностранцев, что порождает условный и реальный бипатризм. Многие страны призывали на службу иностранцев (вспомним хотя бы исторический пример с М. В. Ломоносовым, которого забрали в гренадеры в одном из германских княжеств). Отметим, что иногда мобилизации без учета гражданства объясняются сложностью его определения в экстремальной ситуации. Однако для отдельных стран это часть их политики. Ради интересов конскрипции Наполеон предлагал установить во Французском гражданском кодексе феодальную систему определения гражданства jus soli. Территориальный принцип предоставления гражданства первоначально был изложен в проекте названного кодекса в следующей форме: "Всякий индивид, рожденный во Франции, является французом". Правда, эта идея сначала была отвергнута законодательным органом, но после развития широкого условного бипатризма воспринята вновь, обеспечив военные потребности, обусловленные нехваткой граждан14. Законами 1851, 1874, 1889 гг. Франция приняла в гражданство большее число родившихся в ней иностранцев, создав тем самым бипатризм со многими странами. В целях обеспечения потребностей мобилизации и объединения немцев и по ряду других причин законом от 22 июля 1913 г. Германия также санкционировала бипатризм. Этот закон критиковался российскими и советскими юристами как создающий возможности для военных угроз, межгосударственной напряженности, как имеющий яркий оттенок милитаризма (в измененном виде он сохранил свое действие и после 1945 г.).

Перечисленные правила не обеспечили названным странам победы в начатых войнах, но оказали влияние на международное право. Нормы мирных договоров с ними об оптации и населении можно рассматривать как часть системы снижения военного потенциала агрессоров и возможных угроз бесконтрольного расширения армий, ограничения подготовки военных кадров, прогноза и оценки развития мобилизационных мощностей. Признавая трудовой бипатризм (предоставление прав гражданства иностранным трудящимся), РСФСР, ССРБ, СССР в 1920-х гг. также допускали военную службу иностранцев. Участвуя под флагом войск ООН в военных действиях в Корее, США, изменив закон 1948 г. о военной службе, начали призыв иностранцев, хотя на родине те могли быть лишены гражданства и нести иную ответственность. В условиях "холодной войны" Посольство СССР в США, считая, что эти правила "находятся в грубом противоречии с общепризнанными нормами международного права", выступило в защиту наших граждан, указав на недопустимость "принудительного привлечения на военную службу в США иностранцев".

Отметим, что даже в случаях санкционируемой службы в иностранных армиях проблемы зачастую сохраняются. Так, венгерские граждане, поступившие или призванные в СС на основе германо-венгерских соглашений 1941, 1943 и 1944 гг., затем были лишены гражданства. Некоторые исследователи оспаривают правомерность такого акта и предлагают рассматривать эту ситуацию как двойное гражданство. Однако полагаем, что в данном случае бипатризм отсутствует в силу несостоятельности применения концепции "служащий -- гражданин". Следует отметить, что СССР после Второй мировой войны не считал взятых в плен французов гражданами Германии, хотя они и служили ей, и осуществлял их выдачу Франции как государству гражданства.

Как свидетельствуют многочисленные примеры, привлекаемые на военную службу бипатриды и их семьи попадают в довольно затруднительное положение, особенно если бипатризм возник вследствие оккупации. Так, при российской оккупации Греческого архипелага в ходе русско-турецкой войны 1768--1774 гг. многие греки, включая добровольно сражавшихся против Турции, перешли в русское подданство, не утратив подданства Порты. Возвращая земли и учитывая нависшую над бипатридами опасность, Екатерина II по просьбе греков высочайшим рескриптом от 28 марта 1775 г. позволила им с семьями переселиться в Россию. Порта протестовала против открытого вывоза ее подданных и через ее территорию, но военная юрисдикция взяла верх над гражданской и греки покинули Порту. Правда, впоследствии вернувшиеся в Константинополь "искать у Порты прощения…все там и погибли"21. Переселение в Крым способствовало будущему бипатризму России и Греции (законом Греции от 16 февраля 2000 г. лица греческого происхождения могут получить ее гражданство). Сходные ситуации возникали и позже, например в XX в. после войны во Вьетнаме, с прекращением действия договоров Южного Вьетнама о гражданстве. В ряде случаев соглашения о бипатризме могли бы облегчить положение лиц, вовлеченных в конфликт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.