реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовые основы государственного регулирования экономических отношений

реферат
p align="left">Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д. Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государственное регулирование экономики и составляют фундамент правового обеспечения такого регулирования.

Что же касается так называемой "экономической конституции РФ", т.е. Гражданского кодекса РФ, то его утверждение в качестве главного регулятора экономических отношений были связаны с переходом к рыночным отношениям и к гражданскому обществу, а, следовательно (по мнению сторонников радикальных реформ) и с уходом государства из экономики. Эти представления реализовывались в полной мере на начальном этапе экономических реформ. Сегодня не все однозначно оценивают подобные подходы, указывая на необходимость сочетания на том этапе либеральных и государственных подходов к реформированию экономики и критикуя избранный курс. Следует так же учесть, что разработчики действующего Гражданского кодекса РФ создавали его не как исключительно частноправовой акт, а исходили из необходимости вкрапления в него некоторых элементов публично-правового регулирования. Ни один, даже самый совершенный, кодекс не может решить все вопросы правового регулирования имущественных отношений. Характеризуя те сферы имущественных отношений, в которых на сегодня в российском праве присутствует государственное регулирование (публичный элемент), остановимся на более важных и традиционных для рыночных правопорядков областях.

Свобода договора. Что касается самого основного принципа хозяйственной деятельности участников товарооборота принципа "свободы договора", то он нашел свое закрепление в п. 1 ст. 1 ГК РФ, где, в частности, указано, что гражданское право базируется на признании свободы договора и недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела. В пункте 2 той же статьи этот принцип изложен в иной формулировке: субъекты гражданских прав свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в установлении любых, не противоречащих законодательству, условий договора. Из приведенных положений закона следует, что государство вправе определять те сферы правового регулирования предпринимательства, где допускаются отступления от этого принципа, устанавливать для хозяйствующих субъектов свои "правила игры", но в интересах нации и бизнеса в целом. Еще Г.Ф. Шершеневич отмечал: "Безграничная свобода договора, которая выставлялась недавно как необходимое условие гражданского быта и основной принцип законодательной политики, в последнее время подвергается утеснениям под возрастающим давлением общественных интересов". Подобные ограничения принципа "свободы договора" распространены и в других странах с развитой рыночной экономикой. Российский законодатель весьма активно использует эту возможность: уже сейчас перечень положений законодательства, которые содержат подобные ограничения, достаточно велик: публичный договор; договор присоединения; ограничения, связанные со специальной правоспособностью некоторых организаций и необходимостью лицензирования определенных видов деятельности; установление законодателем различного рода преимуществ для определенных субъектов; закрепление для определенных ситуаций необходимости заключения только определенных видов договоров и т.д. Характеризуя такие "отступления" в целом, можно сказать, что в конечном счете ограничение свободы договоров преследует одну из трех целей. Во-первых, это защита слабой стороны, которая начинается со стадии заключения договора и заканчивается его исполнением и ответственностью за нарушение. Во-вторых, это защита интересов кредиторов, угроза которым может оказать разрушительное влияние на гражданский оборот. В-третьих, защита интересов государства, в концентрированном виде выражающего интересы общества.

Контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности. Государство осуществляет подобный контроль путем государственной регистрации юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. До недавнего времени в Российской Федерации в качестве общего правила действовал нормативно-явочный порядок создания юридических лиц, суть которого заключалась в том, что регистрирующий орган осуществлял контроль за законностью содержания учредительных документов регистрируемого юридического лица и за соблюдением закона в процессе его создания. При условии соблюдения указанных требований юридическое лицо должно было быть зарегистрировано. Гражданский кодекс РФ в его первоначальной редакции предусматривал, что государственную регистрацию должны осуществлять органы юстиции на основании закона о регистрации юридических лиц. По прошествии более чем пяти лет с момента вступления Кодекса в силу в России появился специальный закон - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирующий процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательства. Его принятие, с которым порядок регистрации изменился на явочный, значительно снижающий вмешательство государства в упомянутую процедуру, сопровождалось одновременной корректировкой Гражданского кодекса в части определения федерального государственного органа, в компетенцию которого входит осуществление процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательства. Таким органом в настоящее время является Министерство по налогам и сборам РФ. Указанное обстоятельство можно оценивать по-разному. Оправданно полагать, что в задачи фискального органа в перспективном плане не должна входить государственная регистрация юридических лиц - это прерогатива органов юстиции, о чем свидетельствует мировая практика. В то же время решение о переходе на явочную систему регистрации представляется своевременным на современном этапе, принимая во внимание задачи законодательного регулирования, одна из которых состоит в ликвидации административных барьеров в экономике.

В Российской Федерации существует и разрешительный порядок регистрации некоторых юридических лиц - такого рода требование в виде предварительного разрешения антимонопольного органа предусмотрено для создания объединений коммерческих организаций (ассоциаций и союзов), коммерческой организаций, если суммарная стоимость активов ее учредителей превышает 100 тысяч МРОТ Законом РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Лицензирование отдельных видов деятельности. В соответствии со ст. 49 ГК РФ федеральным законом устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке. Законодательство о лицензировании формировалось в России постепенно: на начальном этапе экономических реформ специального законодательного акта, касающегося общих вопросов лицензирования предпринимательской деятельности, не было вообще. Первым опытом специального регулирования в сфере лицензирования стало ныне утратившее силу постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности". В 1998 г. 25 сентября был принят Федеральный закон N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (утратил силу), который вывел указанное регулирование на законодательный уровень, чем устранил противоречие, возникшее после принятия Гражданского кодекса. На законодательном уровне был установлен перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию, условия, порядок и сроки получения лицензий. Совершенствование законодательства продолжилось, и в 2001 г. 8 августа был принят новый одноименный Закон о лицензировании (N 128-ФЗ), который закрепил и развил принципиальные положения Закона 1998 г. Определенные виды деятельности, перечень которых установлен в ст. 1 упомянутого Закона, лицензируются в особом порядке на основании специальных законов.

Антимонопольное законодательство. В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который закрепляет свод основных правил, обеспечивающих поддержку конкуренции как главной действующей силы рынка и подавляющих монополистические тенденции в борьбе за получение прибыли в обход нормальных рыночных взаимоотношений сторон. Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенных товаров, дающие ему возможность оказывать решающее воздействие на конкуренцию в свою пользу. Указанные субъекты подлежат включению в специальный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Порядок формирования и ведения реестра утвержден постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154. Тем самым создаются более широкие возможности для контроля за деятельностью монополиста. Соглашения, заключенные монополистом с другими субъектами, имеющие целью ограничить конкуренцию, признаются законом недействительными. Государственный контроль за реализацией Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был возложен на Антимонопольный комитет РФ - ГКАП России, который с 1998 г. упразднен, и его функции в соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. N 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" были переданы сначала вновь образованному Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а впоследствии в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 - Федеральной антимонопольной службе. Законом установлены достаточно широкие полномочия этого государственного органа в реализации антимонопольной политики и достаточно серьезная ответственность за нарушение хозяйствующими субъектами положений данного Закона.

К сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование, необходимо отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары. Субъектом естественной монополии в соответствии с положениями указанного Закона является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Закон касается в основном взаимоотношений с потребителями и затрагивает такие сферы, как железнодорожные перевозки, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, транспортировку нефти, нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам. Закон предусматривает создание федеральных органов исполнительной власти для регулирования и контроля за хозяйственной деятельностью таких субъектов. Эти органы обладают полномочиями независимо от того, являются ли субъекты естественных монополий государственными предприятиями или акционерными обществами. Методами регулирования являются упоминавшийся ранее метод ценового регулирования, определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установление минимального уровня обеспеченности таких потребителей. Органы государственного контроля могут направить субъектам естественной монополии предписание о заключении договора, обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор или изменить его условия. Государственные органы осуществляют контроль за рядом сделок, совершаемых естественными монополиями, за осуществляемыми ими инвестициями и т.д.

Наряду с антимонопольным регулированием в Российской Федерации действует так называемое монопольное регулирование. Так, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами. Государственная монополия на такие виды товаров осуществляется посредством выдачи лицензий государственным унитарным предприятиям, которые обязаны совершать экспортно-импортные операции на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. В связи с этим Законом устанавливается правило о ничтожности сделок, совершенных с нарушением государственной монополии. Говоря о монопольном регулировании, необходимо назвать еще один Федеральный закон - от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах". Государство в этом Законе допускает и поощряет создание таких групп, являющихся, по существу, крупными монополистическими объединениями, состоящими из предприятий промышленного, страхового и финансового комплексов. Государство контролирует деятельность таких структур, в частности, через процедуру регистрации ФПГ, для совершения которой необходимо заключение соответствующего антимонопольного органа.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.