p align="left">В настоящее время государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании; центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Порядок деятельности этих дошкольных образовательных учреждений закреплен в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации 1 июля 1995 г. № 677. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее образование; основное общее образование; среднее (полное) общее образование. Порядок его получения регламентирован в ст. 19 Закона РФ "Об образовании". Кроме того, существуют образовательные учреждения профессионального типа, которые осуществляют подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации на основе профессиональных образовательных программ. Так, начальное профессиональное образование можно получить в профессионально-технических и иных училищах, учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатах и т.п. Среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. В системе образовательных учреждений страны существуют также учреждения специализированной направленности. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные учреждения имеются и для детей с общественно опасным поведением, которые функционируют на основании Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Как уже отмечалось, в РФ государство гарантирует гражданам бесплатность высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Обучение на платной основе допускается и в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.д., при соблюдении учебным заведением требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации. Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет; академия; институт; колледж. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального образования на конкурсной основе производится по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня, с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя со студентом: очная форма; очно-заочная (вечерняя) форма; заочная форма; экстернат. Допускается сочетание этих форм. Высшее учебное заведение, аккредитованное федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образца, действующий на всей территории Российской Федерации. Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому. Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования с целью повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации, получения ученой степени. Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или иных их законных представителей. Вместе с тем ст. 19 Закона "Об образовании" устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" под основным общим образованием понимается окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу, образовательного учреждения. Лицу, получившему такое образование (при успешном окончании процесса обучения), выдается документ государственного образца об уровне образования. Этот документ является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования (ч. 2 и 4 ст. 27). Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен. 3. Государственная политика Российской Федерации в области образованияНа Всемирной конференции по высшему образованию (Париж, 5-9 октября 1998 г.) было акцентировано особое внимание на том, что всем государствам, включая их правительства, парламенты и другие руководящие органы, необходимо разработать комплекс мероприятий перспективного и текущего характера по обеспечению требований Всеобщей декларации прав человека в сфере образования. Речь, в первую очередь, идет о разработке на национально-государственном уровне политики в области образования - автономного и самостоятельного направления деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества по обеспечению потребности населения в образовании и образовательных услугах в соответствии с их способностями и профессиональным выбором. Основной задачей образовательной политики любого государства является создание такой системы образования, которая бы, с одной стороны, социально, ментально и культурно отражала потребности вполне определенного общества и государства, а с другой - органично вписывалась бы в русло международной системы образования, отражая его общечеловеческие потребности и интересы. Основными предпосылками возникновения образовательной политики являются: глобальный переход человечества к индустриальной и постиндустриальной цивилизации, рационализация профессиональной деятельности человека; усиление взаимозависимости воспитания и образования, культуры и образования, ментальности и образования как способа сохранения и развития цивилизованности отдельных государств; альтернативный характер развития самого образовательного процесса, его комплексности, системность и структурность содержательного и организационного порядка; необходимость обеспечения общечеловеческих потребностей образовательной деятельности, обогащения совместным опытом предоставления образовательных услуг; информатизация общественной жизни и в целом - инновационный характер развития сферы образования. Именно с воздействием этих образовательных обстоятельств связано возникновение образовательной политики современных государств. Объектом образовательной политики является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее, высшее и т.п.). Можно выделить следующие основные структурные компоненты образовательной политики: государственная образовательная политика; образовательная политика институтов гражданского общества; региональная образовательная политика; муниципальная образовательная политика. По критерию объективной специфики своего содержания образовательная политика может подразделяться на: политику в области дошкольного образования; политику в области начального среднего образования; политику в области полного среднего образования; политику в области начального профессионального (профессионально-технического) образования; политику в области среднего профессионального образования; политику в области высшего профессионального образования; политику в области послевузовского профессионального образования; политику в области дополнительного профессионального образования. "Образование, - по Аристотелю, - есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определенных целей". Именно государство обеспечивает социокультурные и ментальные основы образовательного процесса. Оно определяет основные принципы образовательной политики и направления их реализации, создает стройную систему образовательной деятельности, определяет правовые нормы и механизмы регулирования этой деятельности, формирует процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, определяет объем минимума обязательных знаний, навыков и умений в подготовке специалистов любого профиля (государственный образовательный стандарт). Опыт стран, достигших в последнее десятилетие мощного экономического подъема, а вместе с ним и значительного уровня благосостояния людей, свидетельствует о решающей роли государственной образовательной политики как приоритетного направления в развитии общества и государства. Всякая образовательная политика исходит из того, что в ее основании лежат вполне определенные принципы, отражающие закономерные потребности развития и совершенствования личности. Образовательная политика каждого государства определяется в них, исходя из специфики данного этапа общественного развития, возможностей общества по обеспечению образовательной сферы, уровня зрелости общественных отношений и самой личности. Осуществление целей и задач современной образовательной политики свидетельствует о том, что этот процесс по-разному проходит в социально-стабильных и социально-конфликтных обстоятельствах. Общество переходного состояния диктует свои условия и факторы осуществления образовательной политики. Принципы и направления этой политики не могут быть аналогом тех, которые характерны для стабильных условий благополучно развивающихся государств. Образовательная политика может функционировать в автономном режиме с достаточной степенью самостоятельности как отдельная отрасль политики и политического процесса. Цели и задачи современной образовательной политики реализуются через требования ее принципов, которые воплощаются в деятельности органов государственной власти и управления, институтов и организаций гражданского общества. Современная стратегическая линия в сфере образования реализуется в основном посредством государственного протекционизма, государственного участия в управлении образованием, созданием его национальных систем, определением принципов и содержания их функционирования и развития. Тем самым образовательная политика приобретает статус государственной образовательной политики. Для современных систем образования характерен круг проблем, которые, по мнению международных экспертов, являются наиболее актуальными. К таковым, в частности, относятся проблемы: разрешение которых повышает качество современного образования, доводит его уровень до соответствия современным требованиям; которые рождены прагматичной ориентацией образования в ущерб развитию личности; которые возникают как результат недостаточной доступности образования для широких масс населения. Поскольку обозначенные проблемы носят системный характер, то их разрешение также возможно с помощью средств, носящих общезначимый и в целом общегосударственный характер. Иными словами, речь идет о воздействии на систему образования такой социальной силы, каковой является политическая власть во всех ее формах. Если иметь в виду то обстоятельство, что специфический объект воздействия (система образования) диктует и предопределяет столь же специфический характер воздействия, то становится более ясным и вопрос об управлении системой образования в обществе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|