реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Право в сфере образовательной деятельности

реферат
p align="left">В настоящее время государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:

детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Порядок деятельности этих дошкольных образовательных учреждений закреплен в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации 1 июля 1995 г. № 677.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее (полное) общее образование.

Порядок его получения регламентирован в ст. 19 Закона РФ "Об образовании".

Кроме того, существуют образовательные учреждения профессионального типа, которые осуществляют подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации на основе профессиональных образовательных программ. Так, начальное профессиональное образование можно получить в профессионально-технических и иных училищах, учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатах и т.п. Среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В системе образовательных учреждений страны существуют также учреждения специализированной направленности. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные учреждения имеются и для детей с общественно опасным поведением, которые функционируют на основании Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.

Как уже отмечалось, в РФ государство гарантирует гражданам бесплатность высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Обучение на платной основе допускается и в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.д., при соблюдении учебным заведением требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации.

Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений:

университет;

академия;

институт;

колледж.

Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального образования на конкурсной основе производится по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня, с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя со студентом:

очная форма;

очно-заочная (вечерняя) форма;

заочная форма;

экстернат.

Допускается сочетание этих форм.

Высшее учебное заведение, аккредитованное федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образца, действующий на всей территории Российской Федерации. Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому.

Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования с целью повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации, получения ученой степени.

Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или иных их законных представителей.

Вместе с тем ст. 19 Закона "Об образовании" устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" под основным общим образованием понимается окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу, образовательного учреждения. Лицу, получившему такое образование (при успешном окончании процесса обучения), выдается документ государственного образца об уровне образования. Этот документ является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования (ч. 2 и 4 ст. 27).

Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен.

3. Государственная политика Российской Федерации в области образования

На Всемирной конференции по высшему образованию (Париж, 5-9 октября 1998 г.) было акцентировано особое внимание на том, что всем государствам, включая их правительства, парламенты и другие руководящие органы, необходимо разработать комплекс мероприятий перспективного и текущего характера по обеспечению требований Всеобщей декларации прав человека в сфере образования. Речь, в первую очередь, идет о разработке на национально-государственном уровне политики в области образования - автономного и самостоятельного направления деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества по обеспечению потребности населения в образовании и образовательных услугах в соответствии с их способностями и профессиональным выбором.

Основной задачей образовательной политики любого государства является создание такой системы образования, которая бы, с одной стороны, социально, ментально и культурно отражала потребности вполне определенного общества и государства, а с другой - органично вписывалась бы в русло международной системы образования, отражая его общечеловеческие потребности и интересы.

Основными предпосылками возникновения образовательной политики являются:

глобальный переход человечества к индустриальной и постиндустриальной цивилизации, рационализация профессиональной деятельности человека;

усиление взаимозависимости воспитания и образования, культуры и образования, ментальности и образования как способа сохранения и развития цивилизованности отдельных государств;

альтернативный характер развития самого образовательного процесса, его комплексности, системность и структурность содержательного и организационного порядка;

необходимость обеспечения общечеловеческих потребностей образовательной деятельности, обогащения совместным опытом предоставления образовательных услуг;

информатизация общественной жизни и в целом - инновационный характер развития сферы образования.

Именно с воздействием этих образовательных обстоятельств связано возникновение образовательной политики современных государств.

Объектом образовательной политики является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее, высшее и т.п.).

Можно выделить следующие основные структурные компоненты образовательной политики:

государственная образовательная политика;

образовательная политика институтов гражданского общества;

региональная образовательная политика;

муниципальная образовательная политика.

По критерию объективной специфики своего содержания образовательная политика может подразделяться на:

политику в области дошкольного образования;

политику в области начального среднего образования;

политику в области полного среднего образования;

политику в области начального профессионального (профессионально-технического) образования;

политику в области среднего профессионального образования;

политику в области высшего профессионального образования;

политику в области послевузовского профессионального образования;

политику в области дополнительного профессионального образования.

"Образование, - по Аристотелю, - есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определенных целей". Именно государство обеспечивает социокультурные и ментальные основы образовательного процесса. Оно определяет основные принципы образовательной политики и направления их реализации, создает стройную систему образовательной деятельности, определяет правовые нормы и механизмы регулирования этой деятельности, формирует процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, определяет объем минимума обязательных знаний, навыков и умений в подготовке специалистов любого профиля (государственный образовательный стандарт).

Опыт стран, достигших в последнее десятилетие мощного экономического подъема, а вместе с ним и значительного уровня благосостояния людей, свидетельствует о решающей роли государственной образовательной политики как приоритетного направления в развитии общества и государства. Всякая образовательная политика исходит из того, что в ее основании лежат вполне определенные принципы, отражающие закономерные потребности развития и совершенствования личности. Образовательная политика каждого государства определяется в них, исходя из специфики данного этапа общественного развития, возможностей общества по обеспечению образовательной сферы, уровня зрелости общественных отношений и самой личности.

Осуществление целей и задач современной образовательной политики свидетельствует о том, что этот процесс по-разному проходит в социально-стабильных и социально-конфликтных обстоятельствах. Общество переходного состояния диктует свои условия и факторы осуществления образовательной политики. Принципы и направления этой политики не могут быть аналогом тех, которые характерны для стабильных условий благополучно развивающихся государств.

Образовательная политика может функционировать в автономном режиме с достаточной степенью самостоятельности как отдельная отрасль политики и политического процесса.

Цели и задачи современной образовательной политики реализуются через требования ее принципов, которые воплощаются в деятельности органов государственной власти и управления, институтов и организаций гражданского общества. Современная стратегическая линия в сфере образования реализуется в основном посредством государственного протекционизма, государственного участия в управлении образованием, созданием его национальных систем, определением принципов и содержания их функционирования и развития. Тем самым образовательная политика приобретает статус государственной образовательной политики.

Для современных систем образования характерен круг проблем, которые, по мнению международных экспертов, являются наиболее актуальными.

К таковым, в частности, относятся проблемы:

разрешение которых повышает качество современного образования, доводит его уровень до соответствия современным требованиям;

которые рождены прагматичной ориентацией образования в ущерб развитию личности;

которые возникают как результат недостаточной доступности образования для широких масс населения.

Поскольку обозначенные проблемы носят системный характер, то их разрешение также возможно с помощью средств, носящих общезначимый и в целом общегосударственный характер. Иными словами, речь идет о воздействии на систему образования такой социальной силы, каковой является политическая власть во всех ее формах. Если иметь в виду то обстоятельство, что специфический объект воздействия (система образования) диктует и предопределяет столь же специфический характер воздействия, то становится более ясным и вопрос об управлении системой образования в обществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.