реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ

реферат
p align="left">Кроме того, не надо забывать, что в случае несостоятельности кредитных организаций в первую очередь удовлетворяются также требования кредиторов -- физических лиц по заключенным с ними договорам банковского вклада и банковского счета Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организа-ций» (п. 1 ст. 49)..

Важные изменения внесены новым Законом в порядок удовлетворения требований кредиторов второй очереди. Ранее суммы, не выплаченные лицам, работающим по трудовому договору, до вступления в силу решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства включались в общую сумму задолженности перед кредиторами второй очереди. Теперь они отнесены к текущим требованиям.

Много споров вызывал вопрос об удержаниях из заработной платы. Президиум ВАС РФ в информационном письме от 14 июня 2001 г. № 64 уже разъяснил его. Теперь эта проблема урегулирована законодательно. Согласно п. 5 ст. 134 Закона при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в этот период, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, страховые взносы и т.д.), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.

Дополнительной гарантией реализации прав кредиторов, чьи требования не были признаны конкурсным управляющим и рассматриваются в арбитражном суде на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди, является норма п. 6 ст. 142 нового Закона. Так, конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований таких кредиторов.

2.5 Правовые особенности мирового соглашения

Согласно ст. 2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее -- Закон) мировое соглашение -- это процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Это один из наиболее выгодных для сторон способов прекращения производства по делу, позволяющий урегулировать взаимоотношения наиболее быстро и с наименьшими затратами. Преимущество заключается в том, что должник приобретает возможность продолжить свою деятельность, а кредиторы -- шанс получить удовлетворение в полном объеме, предоставив должнику отсрочку или рассрочку платежа.

В теории выделяют судебное и внесудебное мировое соглашение. Последнее отличается тем, что не утверждается судом и не влечет тех процессуально-правовых последствий, которые свойственны судебному мировому соглашению. Заключение внесудебного мирового соглашения также в конечном итоге ведет к прекращению дела о несостоятельности. Однако при этом непосредственным основанием прекращения дела будет заявление всех кредиторов об отказе от своих требований к должнику или об отказе от требования о признании должника банкротом (ст. 57 Закона о несостоятельности). Закон «О несостоятельности (банкротстве)» рассматривает судебное мировое соглашение как процедуру банкротства, поэтому далее речь будет только о нем.

Мировое соглашение -- прежде всего институт гражданского (в том числе арбитражного) процессуального права. По общему правилу, его заключение допускается в делах искового производства, где имеется спор о праве. Что касается дел о банкротстве, то они составляют самостоятельную категорию арбитражных дел, отличную от искового производства (гл. 28).

Мировое соглашение -- весьма интересный институт. С одной стороны, он относится к процессуальному праву и имеет целью прекращение производства по делу. Мировое соглашение утверждается в порядке, определенном процессуальным законодательством. С другой стороны, мировое соглашение -- это сделка, договор и как таковой может регулироваться нормами гражданского права. Связь мирового соглашения с гражданским правом проявляется и в том, что с его помощью достигаются не только процессуальные, но и материально-правовые последствия. Мировое соглашение обычно направлено на прекращение обязательств должника перед кредиторами. Иногда его даже рассматривают как самостоятельный способ прекращения обязательств Шилохвост О.Ю. Прекращение обязательств. Граждан-ское право России. Общая часть: Курс лекций./Отв. ред. Са-диков О.Н. -- М., 2001 г., с. 707.1, хотя это представляется не совсем обоснованным, ибо мировое соглашение само по себе не прекращает обязательства. Оно может прекратиться лишь в том случае, если в мировом соглашении предусматриваются действия, ведущие к прекращению обязательства -- например, проведение новации, замена уплаты основного долга отступным и т.п.

Заключение мировой сделки при банкротстве ведет к прекращению производства по делу о банкротстве, восстановлению должника в его правах, в частности в возможности самостоятельно, без постороннего контроля и каких-либо ограничений, управлять своим имуществом.

Хотя в Законе мировое соглашение именуется процедурой банкротства, представляется, что это понятие не может быть применено к мировому соглашению.

Мировое соглашение не предполагает проведения каких-либо мероприятий в рамках производства по делу о банкротстве, так как последнее прекращается в результате утверждения мирового соглашения. Исполнение мирового соглашения, а также возможные меры, которые включаются в него, законодательством о несостоятельности не регулируются. В отличие от процедур банкротства мировое соглашение не имеет законодательно определенной цели, кроме прекращения производства по делу. Оно может вести как к восстановлению платежеспособности должника, так и к его ликвидации, хотя в большинстве случаев мировое соглашение имеет целью спасение должника. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии производства по делу о несостоятельности, при проведении любой из процедур банкротства, независимо от их результативности. Введение иных процедур банкротства не может осуществляться столь произвольно. По общему правилу, сначала вводится наблюдение, затем могут быть применены восстановительные процедуры - финансовое оздоровление и внешнее управление. Процедура конкурсного производства вводится либо сразу после наблюдения, либо при неудачном завершении восстановительных процедур. Единственное исключение из данной схемы -- допускаемый ст. 146 Закона переход от конкурсного производства к внешнему управлению. При детальном анализе сущности мирового соглашения можно вывести и другие отличия от процедур банкротства, в частности, нет необходимости назначать специально уполномоченное лицо на исполнение мировой сделки -- арбитражного управляющего, нет законодательных сроков ее исполнения, контроля со стороны собрания кредиторов (оно перестает функционировать после прекращения дела о несостоятельности).

Изложенное позволяет сделать вывод, что мировое соглашение не является процедурой банкротства.

Таким образом, проявилась вторая сторона этого института: мировое соглашение -- вроде бы уже и не процедура банкротства, а таковой можно назвать лишь порядок заключения соглашения и его исполнения, это -- сделка. Именно так регулирует мировое соглашение гл. 8 Закона.

В силу особенностей дел о несостоятельности порядок и условия заключения, а также содержание мирового соглашения при банкротстве обладают значительной спецификой.

Прежде всего следует остановиться на субъектном составе. В соответствии с п. 1 ст. 150 Закона мировое соглашение может заключаться между должником, его конкурсными кредиторами и уполномоченными органами. Допускается возможность участия третьих лиц (п. 3 ст. 150 Закона).

Новелла действующего Закона -- допуск к участию в мировом соглашении уполномоченных органов. Закон о несостоятельности 1998 г. запрещал участие указанных органов в мировом соглашении, поскольку считалось, что публично-правовые требования не могут быть предметом коммерческого торга. В то же время в отношении этих требований не предусматривалось никаких преимуществ, в частности на должника не возлагалась обязанность удовлетворить указанные требования до заключения мирового соглашения, как это имело место в отношении требований кредиторов первой и второй очереди.

Участие уполномоченных органов в заключении мирового соглашения представляется вполне обоснованным, так как позволяет обеспечить интересы как должника, так и публичных образований. Возможность эта подкрепляется и другими нормативными актами. В частности, ст. 61 Налогового кодекса РФ допускает перенесение срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

На стороне должника в мировом соглашении, заключаемом в деле о банкротстве, может быть гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законодательством о банкротстве. Однако не все категории должников имеют право на заключение мирового соглашения. Такой возможности лишены кредитные организации (ст. 5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г.).

Арбитражный управляющий в мировом соглашении не участвует. В случае, если он уполномочен принять решение заключить и подписать мировое соглашение, он действует от имени должника, а не как самостоятельный участник сделки и для себя никаких прав и обязанностей не приобретает.

Круг третьих лиц, которые могут быть допущены к участию в мировом соглашении, не ограничен.

Решение об участии в мировом соглашении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Таким образом, как и ранее, обеспечивается явное преимущество залоговых кредиторов перед всеми остальными -- залоговый кредитор может «блокировать» мировое соглашение, даже если оно устраивает большинство конкурсных кредиторов и уполномоченные органы.

Поскольку решение о подписании мирового соглашения принимается собранием кредиторов, соглашение подписывает не каждый конкурсный кредитор в отдельности, а представитель собрания кредиторов или иное лицо, уполномоченное на это собранием кредиторов (п. 2 ст. 155 Закона).

Представителя собрания кредиторов следует отличать от представителей конкурсного кредитора или уполномоченного органа, голосовавших по вопросу о заключении мирового соглашения. Полномочия последних должны быть специально отражены в доверенности.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником -- гражданином, а если должник - организация, лицо, уполномоченное принять решение о заключении мирового соглашения, определяется в зависимости от вида процедуры. На стадии наблюдения и финансового оздоровления решение о заключении мирового соглашения принимает либо руководитель должника -- юридического лица, либо лицо, исполняющее его обязанности. Последний заключает мировое соглашение в том случае, если руководитель должника был отстранен от должности в соответствии со ст. 69 и п. 2 ст. 82 Закона.

При заключении мирового соглашения в период внешнего управления или конкурсного производства решение принимает соответственно внешний или конкурсный управляющий.

Мировое соглашение, как правило, представляет собой многосторонний договор. Хотя от имени конкурсных кредиторов соглашение подписывается одним лицом -- представителем собрания кредиторов, это не превращает соглашение в обязательство со множественностью лиц на стороне кредитора. В мировом соглашении в отношении каждого из кредиторов у должника возникают свои права и обязанности.

Особенность мирового соглашения при банкротстве как договора заключается в том, что в данном случае ограничивается провозглашенный ст. 421 ГК принцип свободы договора -- мировое соглашение распространяется не только на конкурсных кредиторов, голосовавших за его заключение, но и на тех, кто был против. Единственной гарантией служит то, что условия соглашения для них не могут быть хуже, чем для тех, кто голосовал за. То же самое относится и к уполномоченным органам.

Таким образом, мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр на дату проведения собрания, принявшего решение о заключении соглашения.

Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых не включены в реестр, а также кредиторы по текущим платежам и неденежным обязательствам вправе предъявить свои требования после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу без учета условий мирового соглашения в общем порядке (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Согласно ст. 156 Закона мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными, предусмотренными федеральным законом способами, если при этом не нарушаются права иных кредиторов, чьи требования включены в реестр.

В случаях, когда исполнение денежных обязательств представляется маловероятным либо требует значительного времени, можно освободить должника от обязательств путем замены предмета исполнения, избавления его от долга полностью или частично. Среди этих способов -- отступное (ст. 409 ГК), новация (ст. 414 ГК), которые могут быть использованы для замены денежного исполнения предоставлением какого-либо имущества, выполнением должником для кредитора каких-либо работ или оказанием услуг. Прощение долга (ст. 415 ГК) выражается в освобождении кредитором должника от исполнения обязанностей. Поскольку оно может рассматриваться как дарение, при включении его в соглашение необходимо учитывать существующие в законе ограничения и запреты на совершение дарения, в частности запрет дарения в отношениях между коммерческими организациями (п. 4 ст. 575 ГК).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.