реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ

реферат
p align="left">Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан осуществлять ряд действий, направленных на защиту интересов кредиторов и должника, в связи с чем он обладает определенными полномочиями (ст. 83 Закона). Из числа обязанностей административного управляющего следует обратить внимание на то, что согласно абз. 11 п. 5 упомянутой статьи освобожденный или отстраненный административный управляющий обязан обеспечить в течение трех дней передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей вновь утвержденному административному управляющему. В тех случаях, когда исполнить эту обязанность невозможно (например, в связи со смертью управляющего), передачу осуществляют лица, у которых фактически находятся соответствующие объекты. Следует также учитывать, что, поскольку в процедуре финансового оздоровления административный управляющий не заменяет руководителя должника (п. 1 ст. 82), бухгалтерская и иная документация, печати, штампы, материальные и иные ценности, как правило, находятся в ведении соответствующих органов управления должника или гражданина-должника. Поэтому в таких случаях административный управляющий может лишь содействовать передаче этих объектов, но не выступает субъектом этой обязанности.

При наличии плана финансового оздоровления должник обязан проводить предусмотренные в нем мероприятия с целью получения средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 84 Закона).

Закон предусматривает досрочное окончание и досрочное прекращение финансового оздоровления (ст.ст. 86-87 Закона). Первое имеет место при погашении требований всех кредиторов до окончания срока финансового оздоровления и влечет прекращение производства по делу.

Досрочное прекращение финансового оздоровления производится в связи с возникновением угрозы нарушения прав кредиторов или в случае нарушения их прав. Основания досрочного прекращения финансового оздоровления: непредоставление соответствующими лицами обеспечения в установленный законом срок или неоднократное либо существенное нарушение сроков, установленных графиком погашения задолженности.

В случае неисполнения обязательств должником в соответствии с графиком погашения задолженности его обязательства могут быть исполнены лицами, предоставившими обеспечение; тем самым нарушение должника устраняется и позволяет продолжить процедуру финансового оздоровления (ст. 89 Закона).

Неисполнение обязательств должника по окончании (прекращении) финансового оздоровления влечет реализацию обязательств лиц, предоставивших обеспечение. Гарант обязан уплатить сумму, предусмотренную банковской гарантией, поручитель -- сумму, определенную поручительством; за счет реализации предмета залога формируется сумма для погашения требований кредиторов, включенных в график погашения задолженности. В случае отказа лиц, предоставивших обеспечение, от исполнения своих обязанностей, требования к ним предъявляются в арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности должника (п. 5 ст.. 89 Закона). За счет средств, полученных от лиц, предоставлявших обеспечение, производятся расчеты с кредиторами.

В случае удовлетворения всех требований кредиторов производство по делу о несостоятельности должника подлежит прекращению. В случае удовлетворения всех денежных притязаний кредиторов требования к должнику лиц, предоставлявших обеспечение, предъявляются в общем порядке и в объеме, предусмотренном гражданским законодательством (п. 1 ст. 90 Закона), после прекращения производства по делу о банкротстве. В литературе указывается, что требования лиц-обеспечителей, исполнивших обязательства вместо должника, будут являться разновидностью регрессных (обратных) требований1.

В заключение краткого обзора некоторых вопросов новой процедуры следует заметить, что ее позитивное воздействие на экономику существенно умаляете крайне низкой юридической техникой как в целом нового Закона о банкротстве, так и соответствующие норм о финансовом оздоровлении. Значительное число пробелов, внутренних противоречий, неопределенность правового режима, коллизии с другим, прежде всего гражданским и налоговым, законодательством без сомнения будут препятствовать эффективному применению данной процедуры.

2.3 Правовые особенности внешнего управления

Внешнее управление -- восстановительная процедура, меняемая к должнику в рамках конкурсного процесса сведение мероприятий внешнего управления регламентируется нормами гл. VI Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее --Закон 2002 г. или Закон); известно оно было и ранее действовавшим законам -- «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. (далее -- Закон 1992г.) и от 8 января 1998 г. (далее -- Закон 1998 г.).

Внешнее управление -- важнейшая процедура, нацеленная на восстановление платежеспособности сотрудника. Достигается это рядом активных действий внешнего управляющего -- перепрофилированием производствa и его структурной перестройкой, взысканием кредиторской задолженности, продажей части имущества лютая бизнес) должника, изменением уставного капитала юридического лица -- должника (путем осуществления дополнительной эмиссии, замещения активов), прогнием других мероприятий. Поскольку все они нацелены на вывод предприятия из кризиса, то для их уса необходимо создать особые условия для функционирования должника. Это возможно, если установить мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Можно сказать, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов -- это одна из основных особенностей деятельности должника в течение внешнего управления, поскольку он продолжает функционировать. Безусловно, мораторий можно рассматривать как значительную льготу, применяемую в целях восстановления платежеспособности должника. В.Ф. Попондопуло, в части, совершенно справедливо отмечает, что правила оратории создают необходимые условия для реализацией внешнего управленияПопондопуло В.Ф. Закон «О несостоятельности (банкротстве) общая характеристика, комментарии. Комментария к Закону «О несостоятельности (банкротстве)». СПб, Петрополис ). 1998 г., с, 44..

Мораторий, о котором идет речь, это -- отсрочка исполнения определенных обязательств. Таким образом, в течение внешнего управления Должник получает законную возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, не исполняя определенные обязательства. На этом основании ученые делают вывод об установлении законом ограничений гражданских прав кредиторов по денежным обязательствам Ращевский Е. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Хозяйство и право, 2001 г., № 11; Юхнин А.В. В кн.; ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Постатей-ный комментарий./Под ред. Витрянского В.В. М., «Статут», 1998 г., с. 178..

Кредиторы должника в течение всего срока внешнего управления -- до двух лет -- оказываются, таким образом, в крайне невыгодном положении, вследствие чего очень важно определить, какие именно требования подпадают под действие моратория. Рассмотрим соответствующие положения в сравнении норм Закона 1998 г. (который применяется ко всем делам о банкротстве, внешнее управление в которых было введено до 3 декабря 2002 г.) и Закона 2002 г.

В силу п. 1 ст. 70 Закона 1998 г. (и п. 1 ст. 95 Закона 2002 г.) мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. То есть под мораторий не подпадают требования, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления -- независимо от даты возникновения обязательства (заключения договора). Цель установления такого правила состоит в том, чтобы исключить применение моратория к текущим требованиям кредиторов, то есть тех, с кем договоры заключались уже в течение конкурсного процесса (после возбуждения производства по делу о несостоятельности). Эти требования должны удовлетворяться по мере наступления срока их исполнения (без соблюдения очередности и пропорциональности) и не должны вноситься в реестр. Такие кредиторы не могут голосовать на собраниях кредиторов и имеют право настаивать на своевременном исполнении своих требований -- в том числе, заявить о неисполнении внешним управляющим своих обязанностей либо о недостижимости целей внешнего управления (поскольку у должника не хватает средств даже на удовлетворение текущих требований); предъявить соответствующий иск в суд и требовать обращения взыскания на имущество должника.

Исключение из моратория текущих требований кредиторов как защита их интересов, безусловно, целесообразна -- иначе контрагенты едва ли стали бы заключать договоры с таким должником. Сомнения вызывает необходимость отнесения к этой же группе (с таким же режимом) кредиторов, заключивших с должником договоры до возбуждения конкурсного процесса, но срок исполнения которых должником приходится на период внешнего управления. Логичнее было бы распространить мораторий на такие требования; это можно сделать, изменив в п. 1 ст. 95 Закона 2002 г. следующим образом: «Мораторий на удовлетворение требований распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до принятия заявления о банкротстве должника».

Существующая норма п. 1 ст. 95 Закона 2002 г. (вслед за п. 1 ст. 70 Закона 1998 г.) совершенно безосновательно ставит в неравное положение кредиторов, заключивших одновременно (до возбуждения конкурсного процесса) договоры с должником, если срок исполнения одного из них приходится на период внешнего управления -- такой кредитор получит льготный режим в виде исключения из-под моратория. Отметим, что такой режим был установлен Законом 1998 г.; Закон 1992 г. не регламентировал данный вопрос, а судебная практика пошла по пути применения моратория к обязательствам, возникшим до введения внешнего управления. Об этом говорилось в п. 16 Обзора практики применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) от 25 апреля 1995 г. № С1-7/ОП-237.

Мораторий не распространяется на требования, определенные в ст. 95 Закона:

1) требования кредиторов первой и второй очередей -- как подтвержденные вступившим в силу решением суда и исполнительными документами, так и не имеющие такого подтверждения (представляется необходимым к этой группе отнести требования субъектов, имеющих право требовать от юридического лица -- должника перечисления денежных средств, удержанных из заработной платы работников, в частности, алиментов, страховых взносов, профсоюзных взносов и т.д. -- поскольку Закон однозначно на этот вопрос (не отвечает, представляется необходимым внести в него соответствующие изменения). Обращает на себя внимание недостаток юридической техники Закона, который проявился в том, что нормы ч. 2 П. 2 и п. 5 ст. 94 частично дублируют и перекрывают друг друга, вследствие чего для правильного понимания ситуации их не, обходимо рассматривать в совокупности;

2) виндикационные требования, подтвержденные вступившим в законную силу до введения внешнего управления решением суда (соответственно, если решение суда вступило в законную силу после введении внешнего управления, на него распространяется мораторий, что представляется необоснованным);

3) требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, возникшие после принятия судей заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления.

В связи с этим заслуживает внимания позиция, в соответствии с которой мораторий на текущие требования не распространяется Городов О.А. В кн. Попондопуло В.Ф. Комментарии к За-кону «О несостоятельности (банкротстве)», цит. с. 202..

Исключения из принципа моратория означают, что требования указанных категорий субъектов удовлетворяются по мере их поступления -- то есть для них устанавливается режим, идентичный режиму текущих требований. При этом возможно обращение кредиторов в суд в порядке искового производства, т.е. во внеконкурсном порядке. Такие иски подлежат рассмотрению в течение внешнего управления. Позиция ВАС РФ состоит в том, что удовлетворение таких требований должно осуществляться с соблюдением очередности, установленной ст. 855 ГК РФ Постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2002 г. в 404/01. Вестник ВАС РФ, 2002 г., № 10,

Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999 г., № 7..

Кроме того, Президиум ВАС РФ обратил внимание на еще одно важное исключение (оно актуально и сейчас, поскольку правовая регламентация вопроса не изменялась) из принципа моратория: п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. № 43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в

арбитражной практике» разъясняет: «В соответствии со ст. 24 части первой Налогового кодекса РФ при перечислении в бюджет сумм подоходного налога, удержанных с заработной платы работников, должник выступает в качестве налогового агента. Поэтому мораторий на

удовлетворение требований кредиторов на случаи перечисления в бюджет сумм подоходного налога не распространяется».

Практика применения Закона 1998 г. выработала положение о необходимости индексации заработной платы при ее задержке из-за процедур банкротства, о чем сказано в постановлении Президиума ВАС РФ "Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за V квартал 1998 г. (по гражданским делам)» Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999, № 7..

Заметим, что Закон 2002 г. (в отличие от Закона 1998 г.) не упоминает в числе исключений из принципа моратория требований по уплате алиментов, что вызывает несогласие ученых. Между тем очевидно, что субъектом таких требований могут быть только физические лица, в отношении которых внешнее управление не проводится; следовательно, говорить об этом необходимо только применительно к главам крестьянских фермерских) хозяйств, что является частным случаем, о котором нет необходимости упоминать при установлении общих правил.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.