реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа

реферат
настоящее время действуют 3 части ГК РФ. Первая часть ГК РФ[11] содержит в себе 3 раздела: раздел «Общие положения», состоящего из подразделов «Основные положения», «Лица», «Объекты гражданских прав», «Сделки и представительство», «Сроки, исковая давность», раздела «Право собственности и другие вещные права» и раздела «Общая часть обязательственного права», состоящего из подразделов, посвященных общим положениям об обязательствах и общим положениям о договорах. Вторая часть Гражданского кодекса состоит из одного раздела «Отдельные виды обязательств», содержащего правила, регулирующие различные виды договорных и прочих обязательств. Третья часть Гражданского кодекса содержит в себе 2 раздела: «Наследственное право» и «Международное частное право». Правовое регулирование в сфере интеллектуальной деятельности (авторское право, право на открытие, а также право на изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец) осуществляется пока на основании норм «Патентного закона Российской Федерации» от 23.09.92 (в редакции от 30.12.2001) и Гражданского кодекса РСФСР, утвержденного Президиумом ВС РСФСР 11.06.64 (в редакции от 26.11.2001).

Применительно к регулированию отношений в сфере газовой отрасли, нормы ГК РФ имеют особое значение в направлениях формирования правил поведения участников процесса газоснабжения (рынка газа), регулирования цен и тарифов, в частности положения ГК РФ, устанавливающие общие правила договора, о соотношении договора и закона, о возможностях регулирования цен и тарифов, содержащиеся в первой части ГК РФ, а также нормы, устанавливающие правила заключения и выполнения отдельных видов договора купли-продажи - договора энергоснабжения и договора поставки, входящие в состав второй части ГК РФ.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена самим ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Государственное регулирование цен и тарифов основывается на ст. 424 ГК РФ, посвященной правилам определения (установления) цены договора. По общему правилу исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Таким образом, для регулирования отношений в сфере снабжения (поставок) газом нормы ГК РФ о договоре энергоснабжения имеют субсидиарный характер по отношению специальному законодательству и иным нормативно-правовым актам, действующим в данной сфере, и могут применяться в случае их не противоречия существу обязательства. Кроме того, для правильного применения норм гражданского законодательства следует отметить, что в соответствии с п.5 ст. 454 ГК РФ, к отдельным видам договора купли-продажи (в т.ч. к договорам газоснабжения, поставки товаров и поставки товаров для государственных нужд) общие нормы договора о купли-продажи применяются, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ о данных отдельных видах договоров, т.е. общие нормы о договоре купли-продажи в свою очередь также имеют субсидиарный характер по отношению к специальным нормам ГК РФ.

Несмотря на то, что в ст. 426 ГК РФ указано на возможность применения публичного договора в сфере энергоснабжения, договор энергоснабжения прямо не отнесен ГК РФ к публичному договору, как это предусмотрено для договоров розничной купли-продажи (ст. 492, п. 2), проката (ст. 626, п. 3), бытового подряда (ст. 730, п. 2), перевозки транспортом общего пользования (ст. 789, п. 2) и т.д. Соответственно к нему не применяются правила статьи 426 ГК РФ, что снижает правовую защищенность потребителей энергии и других видов топливно-энергетических ресурсов, а также пользователей услуг, предоставляемых энерго-, тепло-, газо- и другими ресурсо-снабжающими организациями.

Нормы ГК РФ, содержащиеся в параграфе 3 главы 30 ГК РФ (ст. 506-524) и устанавливающие правила заключения и исполнения договора поставки, являющемуся разновидностью договора купли-продажи, также представляют интерес, так как основным видом договоров, заключаемых в области газоснабжения (на рынке газа), является договор поставки газа, который в соответствии с абзацем 2 пункта 5 «Правил поставки газа в Российской Федерации» должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 ГК РФ. Правовые нормы, содержащиеся в статьях Главы 30 ГК РФ определяют:

· 30-дневный срок для урегулирования разногласий при заключении договора поставки, при пропуске которого виновная сторона обязана возместить другой стороне вызванные этим убытки (ст. 507);

· правила определения периодов поставок и возможности досрочной поставки (ст. 508);

· порядок отгрузки товаров и предоставления отгрузочной разнарядки (ст. 509);

· порядок доставки товаров и правила выбора вида транспорта (ст. 510);

· условия и порядок восполнения недопоставки товаров (ст. 511-512);

· порядок принятия товаров покупателем, в т.ч. на ответственное хранение, и выборки товаров (ст. 513-515);

· правила расчетов за поставляемые товары (ст. 516);

· правила возврата тары и упаковки (ст. 517);

· последствия поставки товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров (ст. 518-519);

· права покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнения требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании товаров (ст. 520);

· правила взыскания неустойки за недопоставку или просрочку поставки товаров (ст. 521);

· порядок погашения однородных обязательств по нескольким договорам поставки (ст. 522);

· условия и порядок одностороннего отказа от исполнения договора (ст. 523);

· правила исчисления убытков при расторжении договора (ст. 524).

Большинство норм, регулирующих условия заключения и исполнения договора поставки, являются диспозитивными, т.е. устанавливаемые ими правила действуют лишь постольку, поскольку стороны не договорились об ином. При этом во многих случаях для регулирования отношений по договору поставки предусматривается субсидиарное применение норм ГК РФ к специальным законам и иным правовым актам.

В случае осуществления поставок для государственных нужд применяются специальные нормы ГК РФ о поставках товаров для государственных нужд, предусмотренные параграфом 4 Главы 30 (ст. 525-534). Общие нормы ГК РФ о договоре поставке, содержащиеся в параграфе 3 Главы 30, и специальные законы о поставке товаров для государственных нужд применяются субсидиарно к специальным нормам (ст. 525, п. 2). Нормы ГК РФ о поставке товаров для государственных нужд вводят понятие государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд; устанавливают основания и порядок заключения государственного контракта; условия и порядок заключения договора поставки товаров для государственных нужд, а также отказа покупателя от заключения такого договора; правила исполнения государственного контракта; порядок оплаты товара по договору поставки товаров для государственных нужд; правила возмещения убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного контракта; возможности и последствия отказа государственного заказчика от товаров, поставленных по государственному контракту.

Закон «О газоснабжении в Российской Федерации», является основным нормативным правовым актом, действующим в газовой отрасли и единственным отраслевым законом, регулирующим взаимоотношения возникающие в нефтегазовой отрасли.

Несмотря на продолжающиеся споры о необходимости разработки и принятия единого отраслевого закона «О нефти и газе», включающего в себя особенности функционирования нефтегазовой отрасли, российский законодатель пошел по пути включения отдельных норм, которые должны были бы содержаться в таком законе, в нормативно-правовые акты общего характера. К основным вопросам нефтегазовой отрасли, требующим государственного регулирования, относят:

· вопросы недропользования (в частности, определение месторождений федерального значения, особенности заключения лицензионных соглашений и т.д.);

· вопросы налогообложения и таможенного регулирования (в частности, особенности взимания рентных платежей);

· вопросы собственности;

· вопросы доступа к инфраструктуре;

· вопросы определения направлений экспорта и т.д.

Если присмотреться подробно, то становится понятно, что большая часть перечисленных вопросов уже нашла свое отражение тем или иным образом в действующем законодательстве, либо находится в стадии разработки и принятия (например, закон «О трубопроводном транспорте»).

История разработки и принятия Закона «О газоснабжении» свидетельствует о том, что он носит ярко выраженный политический характер и направлен, в первую очередь, на защиту тех принципов и подходов к функционированию и регулированию газовой отрасли, которых придерживалось действовавшее в тот период времени руководство ОАО «Газпром».

Закон «О газоснабжении» является единственным действующим в настоящее время законодательным актом, регулирующим комплекс отношений в области газоснабжения и его следует считать основой специальной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере газовой отрасли (первичным законодательным актом).

Государство может регулировать либо только транспортные тарифы, либо только цены на газ (и транспортные тарифы для независимых производителей газа), но не то и другое вместе.

В настоящее время по ряду положений данный закон оказывает сдерживающее действие по развитию рынка газа. Интересно, что в 2001г. специальная комиссия, созданная по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина при Администрации Президента Российской Федерации и проводившая «инвентаризацию» всего действующего российского законодательства, сделала вывод о бессодержательности Закона «О газоснабжении» и предложила его отменить.

Большинство норм Закона «О газоснабжении» не содержат правовых механизмов их практической реализации. Многие используемые в нем понятия не раскрываются, отсутствуют критерии их точного определения. Значительная часть содержащихся норм дублирует положения других законов или ссылается на те из них, которые также не обеспечивают необходимого уровня правовой регламентации. Некоторые нормы содержат положения, внутренне противоречащие друг другу.

Нормы Закона «О газоснабжении», посвященные созданию и развитию «единого рынка газа в Российской Федерации», в действительности не выполняют заявленных целей. Более того, некоторые его положения непосредственно направлены на закрепление монопольной ситуации, сложившейся в отрасли на момент принятия Закона «О газоснабжении», создавая тем самым законодательные препятствия для развития рыночных отношений и повышения эффективности функционирования газовой отрасли.

В соответствии со ст. 21, Правительство Российской Федерации может либо регулировать тарифы на транспортировку газа, либо регулировать цены на газ для конечных потребителей и тарифы на транспортировку газа для независимых организаций.

Для того чтобы устранить законодательные препятствия реальному развитию рыночных отношений в сфере газовой отрасли и сформировать соответствующие правовые условия, обеспечивающие реализацию целей рыночных преобразований в газовой отрасли, которые направлены на повышение эффективности ее функционирования, потребуется внесение кардинальных изменений в Закон «О газоснабжении» или принятие его нового варианта.

Среди всего массива специальной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере газовой отрасли, основным (первичным) законодательным актом является Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». В силу того, что данный закон - это единственный первичный законодательный акт, регулирующий отношения именно в газовой отрасли, его рассмотрение требует подробного анализа, и поэтому он помещен в специальном разделе.

Закон «О газоснабжении» следует рассматривать, как политический документ, отражающий корпоративные интересы бывшего руководства ОАО «Газпром», и являющийся результатом противостояния между либерально-реформаторскими силами Правительства Российской Федерации, действовавшими в течение 1997-98 гг., и руководством ОАО «Газпром», которое опиралось на своих сторонников в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе.

Закон «О газоснабжении» состоит из 10 глав и 35 статей. Глава I, озаглавленная «Общие положения», состоит из 3 статей.

В соответствии со ст. 1, Закон «О газоснабжении» определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов. Положения Закона «О газоснабжении» основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации. Тем самым, на законодательном уровне установлено, что природный газ является стратегическим видом энергоресурсов, а также, что системы газоснабжения являются федеральными энергетическими системами, регулирование которых относится к предметам ведения Российской Федерации, а их использование и правовой статус должны устанавливаться нормами федерального законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.