Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа
ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕВведениеГлава 1. Теоретические основы правового регулирования договорных отношений по поставкам газа1.1 Газоснабжение как объект гражданско-правового регулирования1.2 Правовое положение субъектов газоснабжения1.3 Роль договора в регулировании отношений по поставкам газа1.4 Нормативно-правовая основа договорныx отношений по поставкам газаГлава 2. Анализ газовой отрасли РФ2.1 Крупнейшие российские нефтегазовые компании (Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ)2.1.1 ОАО «Газпром»2.1.2 НК «Роснефть»2.1.3 ОАО «Лукойл»2.2 Проект "Набукко"2.3 Газопровод Баку-Тбилиси-Джейхан3 Предложения по регулированию поставок газа3.1 Развитие рынка газа в Российской Федерации3.2 Концепция "единого экспортного канала"ЗаключениеСписок использованной литературыВведениеПредставленная работа посвящена теме «Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа».Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.Тема «Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем данной тематики.Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа» определяют несомненную новизну данной работы.Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическое значение изучения проблемы «Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.Целью исследования является изучение темы «Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:1. Изучить газоснабжение как объект гражданско-правового регулирования;2. Выявить правовое положение субъектов газоснабжения.3.Отразить нормативно-правовую основу договорных отношений по поставкам газа.4.Провести анализ газовой отрасли РФ.5.Отразить развитие рынка газа в Российской Федерации.Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа», круг вопросов и логическую схему ее построения. Источниками информации для написания работы по теме «Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.Глава 1. Теоретические основы правового регулирования договорных отношений по поставкам газа1.1 Газоснабжение как объект гражданско-правового регулированияВопреки часто встречающемуся мнению о практически полном отсутствии отраслевой нормативно-правовой базы, она достаточно обширна и несколько стихийна. Упомянутое мнение в основном сложилось потому, что отраслевые специалисты, как правило, оперируют лишь несколькими основополагающими документами, а юристы, как правило, «редко работают в этом поле по общим вопросам нормотворчества».Всю нормативно-правовую базу, в той или иной мере затрагивающую и регулирующую отношения в сфере газовой отрасли, удобно рассматривать с учетом следующей классификации:· по характеру (особенностям) взаимоотношений участников регулируемых правоотношений;· по предмету (цели) регулирования;· по содержанию правовых норм (направлениям регулирования);· по юридическому статусу нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения.В зависимости от характера (особенностей) взаимоотношений участников регулируемых правоотношений все нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в газовой отрасли, можно разделить на акты, регулирующие горизонтальные отношения в отрасли, и акты, направленные на урегулирование вертикальных отношений. Горизонтальные отношения в газовой отрасли существуют между равноправными участниками процесса газоснабжения (рынка газа), к которым относятся производители газа, поставщики газа, организации, оказывающие услуги по транспортировке и распределению газа, потребители газа. На регулирование таких отношений направлены нормативно-правовые акты, устанавливающие условия «входа» на рынок и «правила поведения» на нем участников рынка газа (процесса газоснабжения): доступ к газотранспортной системе и местным газораспределительным сетям, ценообразование, лимиты и расчеты за газ, сертификация газа, требования к промышленной безопасности, нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.Вертикальные отношения в газовой отрасли существуют между участниками рынка (хозяйствующими субъектами) и государственными органами, осуществляющими функции управления и регулирования. Нормативно-правовыми актами, регулирующими такие отношения, являются законы и прочие нормативные правовые акты, действующие в сферах управления государственной собственностью, регулирования недропользования, налогообложения, ценового (тарифного) регулирования, регулирования поведения участников процесса газоснабжения (рынка газа), регулирования внешнеэкономической деятельности в газовой отрасли, лицензирования видов деятельности. Следует отметить, что нормативно-правовые акты, регулирующие только горизонтальные или только вертикальные отношения в газовой отрасли, практически отсутствуют. Большинство актов содержат в себе нормы регулирующие оба типа взаимоотношений. Например, «Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» регулирует горизонтальные взаимоотношения между независимыми организациями и ОАО «Газпром» в сфере транспортировки газа по магистральным газопроводам, и одновременно вертикальные взаимоотношения представляющей федеральные органы исполнительной власти Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов, независимых организаций и ОАО «Газпром». Как правило, акты направленные на регулирование вертикальных отношений, создают правовую среду для участников горизонтальных отношений. Например, Закон «О недрах», устанавливая правила взаимоотношений государственных органов и хозяйствующих субъектов в сфере недропользования, тем самым фактически формирует взаимоотношения участников рынка газа в сфере газодобычи.По предмету (цели) регулирования нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в газовой отрасли можно разделить на 3 основных блока:1) нормативно-правовые акты (нормы) общего характера, которые не имеют в качестве предмета (цели) регулирования отношения только в газовой отрасли или в других инфраструктурных отраслях, а формируют общеэкономическую и общехозяйственную правовую среду, устанавливая в ней правила поведения для любых хозяйствующих субъектов;2) нормативно-правовые акты (нормы), регулирующие деятельность в сферах, имеющих стратегическое или социально-экономическое значение для государства. Такими сферами регулирования, непосредственно затрагивающими отношения в газовой отрасли, являются: регулирование естественных монополий; регулирование использования природных ресурсов (в первую очередь, недр), включая налоговое регулирование в данной сфере; установление особенностей приватизации и управления для отдельных предприятий и акционерных обществ, имеющих стратегическое значение для государства; введение особого порядка обеспечения некоторых объектов топливно-энергетическими ресурсами (в т.ч. природным газом), а также особого порядка прекращения или ограничения их подачи для отдельных категорий потребителей; регулирование цен на отдельные виды товаров и услуг. Для удобства обозначения и в силу отсутствия общепринятой терминологии, данный блок нормативно-правовой базы будем называть сферой регулирования ресурсообеспечивающих отраслей;3) отраслевая нормативно-правовая база, которая включает в себя нормативные правовые акты (нормы), непосредственно направленные на регулирование отношений именно в газовой отрасли.По содержанию (направлениям регулирования) правовые нормы, регулирующие отношения в газовой отрасли, можно сгруппировать в определенные совокупности норм, родственных по содержанию регулируемых ими отношений. Соответственно, весьма многочисленные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере газовой отрасли, а также содержащие их нормативно-правовые акты можно разделить на следующие виды (направления) регулирования:формирование правил поведения участников процесса газоснабжения (рынка газа), куда относятся вопросы регулирования доступа к магистральной и сетевой газотранспортной инфраструктуре, вопросы сертификации газа, правила установления лимитов и проведения расчетов за газ;· регулирование цен на газ и тарифов на его транспортировку, а также стоимости других услуг в сфере газовой отрасли;· лицензирование видов деятельности, включая установление требований в области промышленной безопасности;· налоговое регулирование;· таможенно-тарифное регулирование;· регулирование недропользования;· нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности;· управление государственной собственностью.Нормативные правовые акты, содержащие данные виды правовых норм, могут быть как актами специального характера, направленными на регулирование отношений именно в газовой отрасли, так и актами общего характера или актами, действующими в сфере регулирования инфраструктурных отраслей. Поэтому при рассмотрении нормативно-правовых актов общего характера и актов, регулирующих отношения в инфраструктурных отраслях, также как и при анализе специальной нормативно-правовой базы будет по возможности производиться их разнесение по видам регулирования (содержанию правовых норм).По юридическому статусу все нормативные правовые акты, включая рассматриваемые в рамках данной работы, делятся на:· акты международно-правового характера, к которым относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, имеющие приоритет над российскими законами[1];· законодательные акты Российской Федерации, включая Конституцию Российской Федерации, являющуюся основным законом и имеющую высший юридический статус[2], федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации[3] и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам[4];· подзаконные акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам[5]) и органов исполнительной власти Российской Федерации (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, принимаемые на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации[6] не должны противоречить федеральным законам[7]; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, издаваемые в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации[8]);· законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам[9].Необходимо отметить, что, в условиях высокого темпа изменений, происходящих в российской экономике, в целом отраслевая нормативная база сильно устарела. В последние принималось очень малое количество нормативных документов, касающихся вопросов функционирования отрасли. Такие критически важные для развития рынка газа в Российской Федерации документы, как «Правила доступа к магистральным газопроводам ОАО «Газпром» (утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1998 г. № 858) и «Правила поставки газа» (утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1998 г. № 162) можно назвать «безнадежно устаревшими».Важнейшим законодательным актом, регулирующим основополагающие отношения в жизни общества, включая отношения в сфере экономической деятельности, является Гражданский кодекс Российской Федерации. Можно смело утверждать, что ГК РФ является вторым по значению после Конституции Российской Федерации законодательным актом в стране. Гражданское законодательство составляет основу регулирования практически всех видов отношений, существующих в сфере экономической деятельности, в частности, ГК РФ устанавливает правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные отношения, а также иные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (ст. 2 ГК РФ). ГК РФ является стержневым актом, которому должны соответствовать все другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права (прямое указание на это содержится в ст. 3 ГК РФ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|