p align="left">Сначала доход измерялся просто в рублях, а позднее - в минимальных заработных платах. После того, как 1 мая 1992 г. Размер минимальной заработной платы был повышен до 1 тыс. руб., изменяется прогрессивная шкала ставок подоходного налога.|
Размер месячного дохода | Размер налога | | До 10-кратной минимальной заработной платы | 12%, превышающей месячную минимальную заработную плату | | От 10-кратной месячной минимальной заработной платы +1 руб. до 15-кратной минимальной заработной платы | 15%, превышающей 10-кратную месячную минимальную заработную плату | | От 15-кратной месячной минимальной заработной платы +1 руб. до 20-кратной минимальной заработной платы | 20%, превышающей 15-кратную месячную минимальную заработную плату | | От 20-кратной месячной минимальной заработной платы и выше | 30%, превышающей 20-кратную месячную минимальную заработную плату | | |
Данное изменение делает уступки населению с высоким уровнем дохода, а не малоимущим слоям. По-прежнему сохраняется курс на малые разрывы в расслоении населения по уровню дохода (20/10=2, т.е. в 2 раза). Однако максимальная ставка подоходного налога значительно сокращается (была 50%, стала 30%, т.е. уменьшилась в 1,67 раза). Далее в законодательстве происходят изменения, согласно которым наблюдается практика, что налог вводится с середины года, а его действие начинается с начала года. Исчисление и уплата налога началась с 1 января 1999 г., а утвержден он был только 9 мая 1999 г. Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной и натуральной форме, полученный в течение календарного года. Подоходный налог с облагаемого дохода, полученного в течение календарного года, и с облагаемого совокупного годового дохода взимается из сумм среднемесячных минимальных заработных плат, сложившихся в календарном году, в следующих размерах. |
Размер облагаемого совокупного годового дохода | Ставка налога | | До 240 среднемесячных минимальных заработных плат | 9% | | От 240 среднемесячных минимальных заработных плат + 1 руб. до 600 240 среднемесячных минимальных заработных плат | 15% с суммы, превышающей 240 среднемесячных минимальных заработных плат | | От 600 среднемесячных минимальных заработных плат + 1 руб. до 600 840 среднемесячных минимальных заработных плат | 20% с суммы, превышающей 600 среднемесячных минимальных заработных плат | | От 840 среднемесячных минимальных заработных плат + 1 руб. до 600 1080 среднемесячных минимальных заработных плат | 25% с суммы, превышающей 840 среднемесячных минимальных заработных плат | | От 1080 среднемесячных минимальных заработных плат и выше | 30% с суммы, превышающей 1080 среднемесячных минимальных заработных плат | | |
Первоначально создается впечатление, что законодатель идет навстречу малообеспеченным слоям населения, понизив ставку налога с 12% до 9%, однако следует отметить, что ставка налога 12% упраздняется вообще. И если доход хоть немного превышает 240 среднемесячных минимальных заработных плат, то ставка налога увеличивается почти в 2 раза (с 9% до 15%). Ранее ставкой 30% облагался доход выше, чем 20-ти кратная месячная минимальная заработная плата, то теперь доход увеличился до 1080 среднемесячных минимальных заработных плат, т.е. в 54 раза. Также если ранее допускался двукратный разрыв в доходах населения, то на данном этапе он составляет 4,5 раза (1080/240=4,5). И также стоит отметить, что если раньше большая группа граждан (участники Великой Отечественной войны; Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом славы трех степеней, инвалиды Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года; инвалиды с детства, а также инвалиды Й и ЙЙ групп; военнослужащие действительной срочной службы; лица, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.) полностью освобождались от уплаты подоходного налога, то теперь их доходы уменьшаются в размере десяти минимальных заработных плат за каждый месяц года, в течение которого либо за который получен доход. Вскоре минимальная заработная плата перестала использоваться в качестве норматива для расчета пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, сборов, штрафов и других платежей. Эти функции стала выполнять базовая величина, а шкала налоговых ставок налога приняла следующий вид. |
Размер налоговой базы за налоговый период | Налоговые ставки (суммы налога) | | 1. до 240 среднемесячных базовых величин | 9% | | 2. от 240 среднемесячных базовых величин + 1 руб. до 600 среднемесячных базовых величин | 21,6 среднемесячной базовой величины + 15% с суммы, превышающей 240 среднемесячных базовых величин | | 3. от 600 среднемесячных базовых величин + 1 руб. до 840 среднемесячных базовых величин | 75,6 среднемесячной базовой величины + 20% с суммы, превышающей 600 среднемесячных базовых величин | | 4. от 840 среднемесячных базовых величин + 1 руб. до 1080 среднемесячных базовых величин | 123,6 среднемесячной базовой величины + 25% с суммы, превышающей 840 среднемесячных базовых величин | | 5. от 1080 среднемесячных базовых величин + 1 руб. и выше | 183,6 среднемесячной базовой величины + 30% с суммы, превышающей 1080 среднемесячных базовых величин | | |
В 2009 году Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» претерпел, пожалуй, самые значительные изменения после того, как в 2005 году он был утвержден в новой редакции. Изменения, внесенные в него Законом Республики Беларусь от 13.11.2008 №449-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», касаются снижения ставок подоходного налога, порядка налогообложения индивидуальных предпринимателей, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, иных объектов налогообложения. [10]. С 1 января 2009 года применяются новые ставки подоходного налога, перечень которых приведен в статье 18 Закона в новой редакции от 13 ноября 2008 года. Законодатель ушел от прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, рассчитываемой в среднемесячных базовых величинах, применяемых к совокупному годовому доходу, полученному плательщиком в отчетном календарном году от всех источников. По новым правилам при исчислении подоходного налога применяются три ставки: 9, 12 и 15%. Все названные ставки налога являются автономными, применяются в зависимости от объекта налогообложения и условий исчисления подоходного налога по конкретному виду дохода, а также с учетом его происхождения. При выборе ставки категория плательщика в некоторых случаях также имеет значение. С вступлением в силу ОсНК появились некоторые изменения в налогообложении подоходным налогом физических лиц в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Анализу произошедших изменений будет посвящена следующая глава. Глава 2. Правовое регулирование взимания подоходного налога с физических лиц в 2010 году Основные изменения в порядке подоходного налогообложения с физических лиц в 2010 году. Основные использованные источники: Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 22 декабря 2009 года № 2-1-9/1120 «О разъяснении Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь»; Исчисление подоходного налога в 2010 году / Юрий Веремейко. // Заработная плата. - Мн., 2010. - № 2; О некоторых измерениях в исчислении подоходного налога в 2010 г. / Л.Т. Кухтин. // Планово-экономический отдел. - Мн., 2010. - № 3. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» (далее - Закон № 72-З) введена в действие с 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Особенная часть Налогового кодекса). Согласно ст. 2 Закона № 72-З Особенная часть Налогового кодекса применяется к отношениям, регулируемым налоговым законодательством и возникшим с 1 января 2010 г. По отношениям, регулируемым налоговым законодательством, возникшим до 1 января 2010 г., Особенная часть Налогового кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. В соответствии со ст. 43 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Общая часть Налогового кодекса) налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) и иными актами налогового законодательства преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. При этом налоговые льготы могут быть установлены в виде дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины). Вопросы исчисления подоходного налога изложены в гл. 16 ОсНК «Подоходный налог с физических лиц». Так, в данной главе изложен порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, который в целом соответствует порядку и принципам, ранее установленным Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц». Рассмотрим наиболее значимые изменения по вопросам исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц по сравнению с 2009 годом на основе анализа норм ОчНК и ОсНК. При этом сохранились субъекты налогообложения. Статья 152 ОсНК определяет, что ими являются физические лица, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 6 статьи 13 ОчНК. Бланкетность данной нормы позволяет сделать вывод, что это граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, а также лица без гражданства (подданства). Для физических лиц: - объект обложения налогом - доход за месяц; - налогообложение доходов физических лиц производится по единой ставке налога; - удержание налогов источником выплаты дохода в течение календарного года. Для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов: - объект обложения налогом - доход за квартал; - налогообложение доходов производится по ставке налога 15 процентов (для резидентов Парка высоких технологий - 9 процентов). В соответствии с дополнениями, внесенными в подпункт 2.14 пункта 2 статьи 153, расширен круг физических лиц, для которых работа в организациях, осуществляющих в соответствии с законодательством обязательное привлечение к труду или трудовую терапию (реабилитацию) физических лиц, в целях налогообложения будет признаваться местом их основной работы. К таким организациям, например, относятся лечебно-производственные мастерские. Для привлекаемых к такому труду физических лиц работа в данных организациях будет являться местом основной работы, и они смогут реализовать свое право на применение стандартного налогового вычета. В пункте 5 статьи 156 конкретизирована налоговая база подоходного налога с физических лиц с доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством о декларировании физическими лицами доходов и имущества, которая будет определяться как денежное выражение суммы такого превышения. При этом при исчислении подоходного налога не будут применяться следующие налоговые вычеты: - стандартные (статья 164); - социальные (статья 165); - имущественные (статья 166); - профессиональные (статья 168). С 1 января 2010 года для доходов, полученных в виде дивидендов, по которым источником является белорусская организация, порядок определения налоговой базы изменяется (статья 159). Для того чтобы исчислить подоходный налог с таких сумм необходимо определить налоговую базу в соответствии с пунктом 4 статьи 141 ОчНК, т.е. в аналогичном порядке, как и для определения налоговой базы по налогу на прибыль. То есть будет установлен механизм налогообложения подоходным налогом уменьшающий налоговую базу при начислении (выплате) дивидендов организацией-источником, на сумму поступивших ей дивидендов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|