реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование взимания подоходного налога с физических лиц

реферат

Правовое регулирование взимания подоходного налога с физических лиц

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности

Курсовая работа

На тему: Правовое регулирование взимания подоходного налога с физических лиц

Минск

2010

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и история подоходного налога с физических лиц

1.1 Исторический аспект взимания подоходного налога с физических лиц

1.2 Развитие правового регулирования подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь

Глава 2. Правовое регулирование взимания подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь в 2010 году

Заключение

Список использованных источников

Введение

Каждый человек в процессе жизнедеятельности получает определенные доходы, необходимые ему для благополучного существования. Одной из конституционных обязанностей граждан Республики Беларусь является участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56 Конституции Республики Беларусь). Предписание данной нормы соблюдается каждым гражданином нашей страны путем уплаты подоходного налога с физических лиц, который относится к прямым налогам, зачисляющимся в местный бюджет.

Актуальность данной темы на сегодняшний день заключается в том, что законодательство в сфере регулирования порядка подоходного налогообложения физических лиц с 1991 года неоднократно реформировалось, в том числе с 1 января 2009 года вступили в силу новые существенные изменения Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц», основным нововведением является которых переход от прогрессивной шкалы налоговых ставок к линейной (единой, «плоской»). В данный момент взимание подоходного налога с физических лиц регулируется Особенной частью Налогового Кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу с 1 января 2010 года.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы проанализировать новый порядок взимания подоходного налога с физических лиц, выявить причины и положительные стороны введения новых налоговых ставок данного налога.

Для достижения поставленной цели необходимо проследить историческое развитие подоходного налога, анализ последних изменений законодательства, регулирующего данный вопрос, а также обратиться к опыту других европейских стран, применяющих единый подоходный налог.

В данной работе использовались следующие методы исследования: общеисторический, сравнительно-правовой, логический, а также анализ собранных сведений.

Теоретической и методологической основой работы явились законодательные акты Республики Беларусь по подоходному налогообложению физических лиц (в основном нормы Особенной части Налогового Кодекса), нормативные и статистические данные, а также ряд учебников по финансовому и налоговому праву, помимо этого использовались периодические материалы и научные публикации.

Структура данной работы представлена следующим образом: введение, две главы, заключение и перечень используемой литературы.

Глава 1. Понятие и история подоходного налога с физических лиц

1.1 Исторический аспект взимания подоходного налога с физических лиц

Подоходный налог - один из основных налогов, формирующих бюджет современных государств. Он охватывает разнообразные источники доходов граждан, поскольку связан с различными сферами их деятельности. Подоходный налог обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста дохода населения [1, с. 273-274].

Рассматривая ретроспективу подоходного налога, можно придти к выводу, что по сравнению с другими налогами он появился не так давно. Он возник в условиях капиталистического общества в 18-19 вв., когда четко определились различия в видах и источниках доходов различных социальных групп: заработная плата рабочих, предпринимательский доход капиталиста, ссудный процент и т.д. На введение подоходного налога существенное влияние оказало рабочее движение, требование налоговой реформы с целью снижения налогового бремени, а также другие факторы. [2, с. 300-301]. Впервые рассматриваемый платеж был введен в Англии в 1798 г. в виде налога на роскошь (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.). С середины XIX века обложение личных доходов постепенно начинают вводить в другие страны. [3, с. 61]. Русский ученый И.Х Озеров объяснял причины введения подоходного налога в Англии «дефицитами», а затем общественными отношениями, ростом числа трудящихся, которые стали представлять уже крупную силу и были в состоянии заставить прислушиваться к их интересам…» [4, с. 362].

К изучению истории налогообложения обращались многие известные историки и юристы, такие как Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, В.Н.Татищев и др. Первым научным трудом в данной области считается опубликованная в 1818 г. книга Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов». При этом следует отметить, что вплоть до середины 18 в. термины «налог», «налогообложение» в России не применялись. Для обозначения фискальных платежей в русском языке использовалось слово «подать». Поэтому даже в начале 20 в. налоговая политика страны называлась «податной политикой». Впервые термин «налог» упоминается в работе историка А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России» в 1766 г. В законодательстве термин налог утвердился лишь в середине 19 в. [5, с.5].

Попытки введения налогов, имеющих характер подоходного, существовали еще в довольно раннем периоде. Так в 15 и 16 вв. существовали у нас так называемые «пятая» и «десятая» деньга, которые и были не что иное, как примитивная и грубая форма подоходного налогообложения. По-видимому, первоначально сборы эти были специальными налогами на торговых людей, а затем приняли общий характер, распространились на промышленников и вообще всех подданных; раскладывались они «по животам и промыслам»; следы их просуществовали до конца царствования Петра 1. По Татищеву, эти налоги были чрезвычайными и практиковались как экстренная мера во время войн. Затем есть еще и другой, более близкий к нам, пример существования подоходного налога в России. В 1810г. вследствие напряжения финансовых сил страны правительство решилось обложить помещиков особым процентным сбором со всех получаемых ими доходов. Как в Англии, в основе лежала собственная декларация плательщиков; правильность их утверждалась на доброй вере и чести; никакие доносы на утайку доходов или неправильное их показание не принимались. Налог был прогрессивный. В 1820г. этот налог был уничтожен, и с тех пор и до сего времени новых попыток в этом роде не делалось. [6, с. 567].

В царской Росси предпринимались попытки введения подоходного налога. Однако этому препятствовало крепостное право. После его отмены к этому вопросу вновь вернулись. Была изменена система промыслового сбора промыслового налога, введены земельный налог, подомовый налог. Активно применяются акцизные сборы. В начале 20 в. устанавливается новая система обложения доходов населения, взимаются налоги и сборы с предпринимательской деятельности, изменяется система сборов с крестьянских хозяйств, вводятся новые налоги (квартирный, гостиничный, с увеселительных заведений и др.). Закон о подоходном налоге был принят 6 апреля 1916 г. со сроком начала взимания в октябре 1917 г. Принципы подоходного налогообложения получили в нем яркое выражение. В связи с революционными событиями ввод в действие данного закона не состоялся [2, с. 301].

Позднее, в советский период в стране было введено и действовало законодательство о подоходном налоге с населения. Оно отличалось отсутствием равенства всех плательщиков перед законом: ставки зависели от социальной принадлежности. По пониженным ставкам облагались рабочие и служащие, а с остальных категорий плательщиков взимался повышенный прогрессивный налог. Подоходный налог незначительно влиял на материальное положение плательщиков, так как низкая оплата труда большинства работающих создавала весьма невысокое и одинаковое для всех налоговое бремя, которое было перенесено на предприятия. Административно-командная экономика с преобладание государственной формы собственности позволила создать всеохватывающую систему взимания налога у источника выплаты дохода. Подоходный налог, а также другие социальные взносы удерживались из фонда заработной оплаты труда, и граждане практически не участвовали в налоговых отношениях. После распада СССР порядок взимания подоходного налога существенно изменился, что связано с влиянием политических и социальных процессов, изменениями в экономике, переходом ее к рыночным отношениям [2, с. 301-301].

Введение подоходного налога обусловлено причинами, которые по-разному проявлялись в различных странах, но могут быть сведены к следующему. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. Идея подоходного налога - обеспечение равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов плательщика [7].

Как социальное явление налоги подвержены влиянию политических процессов, важнейшим из которых является развитие демократии как формы государственного устройства. Подоходный налог в качестве демократического института может существовать лишь при условии, что государство не выступает как аппарат, отчужденный от граждан-налогоплательщиков, а наоборот, является аппаратом, подчиненным гражданскому обществу. Важнейший признак такой подчиненности - наличие системы общественного контроля расходования средств, собранных посредством подоходного налога, и отчетности государственных служащих о произведенных ими расходах [7].

1.2 Развитие правового регулирования подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь

С 1 января 2010 года в Республике Беларусь введена в действие Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь. С момента введения ее в действие признан утратившим силу Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон), который ранее определял порядок налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, в т.ч. доходов от работы по найму в виде заработной платы, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, таким как подряд, возмездное оказание услуг и т.д. [8].

Однако порядок взимания данного налога многократно изменялся.

Сначала основными плательщиками подоходного налога, в соответствии с Законом от 21 декабря 1991 г. считались:

- рабочие и служащие

- приравненные по налогообложению к рабочим и служащим категории плательщиков (члены кооперативов, граждане, работающие на совместных предприятиях, их филиалах, отделениях, представительствах; граждане, работающие по трудовому договору в крестьянских и трудовых хозяйствах; адвокаты; граждане, включая священнослужителей, работающих в религиозных организациях).

Подоходный налог с заработков взимался исходя из месячного дохода по следующим ставкам:

Размер месячного дохода за минусом месячной минимальной заработной платы (руб.)

Ставка налога

до 3700

12% с суммы облагаемого дохода

от 3701 до 5200

15% с суммы, превышающей 3700руб.

от 5201 до 7200

20% с суммы, превышающей 5200руб.

от 7201 до 10200

30% с суммы, превышающей 7200руб.

от 10201 и выше

50% с суммы, превышающей 10200руб.

Данное законодательство допускало незначительное расслоение общества, поскольку верхний размер доходов менее чем в три раза превышал доходы наименее обеспеченного населения. Также следует отметить, что темпы роста ставки подоходного налога очень сильно опережали рост дохода (10201:3700= 2,75; 50:12= 4,17; то есть если доход вырастет в 2,75 раза, то ставка налога увеличится в 4,17 раза). Нужно учесть, что доходы граждан, получаемые по месту основной работы за выполнение работ по совместительству, а также за выполнение работ, не связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, подлежали налогообложению по ставкам в общеустановленном порядке по совокупности с основным заработком. Важный момент состоит в том, что большая категория граждан освобождалась от уплаты подоходного налога (участники Великой Отечественной войны; Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом славы трех степеней, инвалиды Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года; инвалиды с детства, а также инвалиды Й и ЙЙ групп; военнослужащие действительной срочной службы; лица, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.