реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое обеспечение лиц, содействующих правосудию

реферат
p align="left">Проблема защиты жертв, свидетелей преступления и лиц, содействующих осуществлению правосудия в последнее время приобрела у нас в стране крайне острый характер и стала серьёзным препятствием для эффективной борьбы с организованной преступностью.

Экспертами международного сообщества признано, что угрозы и насилие в отношении лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами, стали «наиболее распространёнными средствами подрыва системы уголовного правосудия»22 Выводы и рекомендации Совещания Специальной группы экспертов по уменьшению риска насилия в системе уголовного правосудия//Док. E/CN/]5/1994/4/Add.3.25february. 1994. Р10..

Защита указанных лиц отнесена к глобальным проблемам в сфере борьбы с преступностью33 Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. М., 1995. С. 187..

Эта оценка не является гиперболизированной, поскольку несообщение гражданами о преступлениях, уклонение от возлагаемых на них уголовно-процессуальных обязанностей действительно подрывают, а подчас и парализуют деятельность правоохранительных и судебных органов.

По данным В.В. Вандышева, изучившего более тысячи уголовных дел, посткриминальное воздействие осуществлялось в отношении 30% жертв преступлений, вследствие чего большинство этих жертв (64,4%) были вынуждены предпринимать меры, направленные на противодействие расследованию44 Вандышев В.В. Воздействие на жертву преступ-ления как средство побуждения её к участию в противодей-ствии расследованию//Человек против человека. СПб.. 1994. С. 156-157. . Поэтому вполне закономерно, что при проведении социологического исследования 100% опрошенных респондентов - потерпевших при ответе на вопрос: «Какие предложения по улучшению правового положения потерпевшего в уголовном процессе вы одобряете?» выбрали ответ: «Надлежащим образом обеспечить право потерпевшего на личную безопасность, включая членов его семьи»1 1 Криминальная ситуация в России и ее изменения. М., 1996. С 50..

Не менее тревожны и результаты исследований, проведенные среди работников правоохранительных органов: 82% опрошенных следователей прокуратуры и органов внутренних дел, 85% судей и 68% адвокатов считают, что свидетели беззащитны в случае воздействия на них обвиняемого. 96% следственных работников правоохранительных органов отметили, что не имеют возможности обеспечить безопасность содействующих им лиц?.

Незащищённость потерпевших и свидетелей от противоправного воздействия вынуждает их всячески уклоняться от выполнения уголовно-процессуальных обязанностей. Их опасения реальны. По данным МВД России, за последний год противоправному воздействию подверглись свыше 1800 участников уголовно-процессуальной деятельности22 Зуйков С.Г. Проблемы квалификации при выявле-нии и расследовании преступлений по признакам организа-ции или участия в преступном сообществе (преступной орга-низации)//Состояние, проблемы применения и совершенство-вания законодательства о борьбе с организованной преступ-ностью и коррупцией: Матер. Всеросс науч.-практич. конф. Вып.1. М.: Моск-кий ин-т МВД России, 2001. С. 262..

В сложившейся ситуации правоохранительные органы вынуждены применять меры безопасности без соответствующих правовых оснований, а порой и вопреки нормативным установлениям. Так, нарушением уголовно-процессуального закона (п. 4 ст. 220 УПК РФ) являются случаи, когда в приложении к обвинительному заключению не указываются местожительство потерпевших и свидетелей, однако ещё ни один прокурор или судья не указал на это нарушение, поскольку они разделяют опасения, в связи с которыми это делается33 БрусницынЛ.В. Правовое обеспечение безопаснос-ти лиц, содействующих уголовному правосудию.: Спарк, 1999. С 1П.

Как правило, криминальные формирования продолжают оказывать противодействие органам судопроизводства и после завершения предварительного расследования, предпринимают попытки сорвать судебное заседание, оказать противоправное воздействие на судей, иных субъектов процесса с целью добиться оправдания членов преступной группы или сообщества, вынесения незаслуженно мягкого приговора. Известны случаи, когда «соратники» привлечённых к суду представителей криминальных структур высказывали угрозы в адрес потерпевших, свидетелей и самих судей прямо в зале судебного заседания. В целях обеспечения безопасности участников процесса по делам об организованной преступности целесообразно проведение закрытых судебных заседаний. В этих же целях предлагается предусмотреть возможность допроса в зале судебного заседания лиц, в отношении которых применяются меры защиты, с соблюдением условий, препятствующих установлению их личности стороной защиты, но предоставляющих возможность для нормального звукового контакта охраняемого субъекта со всеми присутствующими в зале судебного заседания.

Одним из важнейших факторов, влияющих на достоверность показаний, является необходимость разработки нового для отечественного законодательства правового института вызвана и тем, что традиционные уголовно-правовые и уголовно-процессуальные гарантии безопасности лиц, содействующих правосудию, современных условиях оказались явно недостаточными.

Вместе с тем законопроект «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному делопроизводству» был подготовлен ещё в 1994 г., и принят Государственной Думой 23 декабря 1994 г., но отклонён Президентом РФ 19 января 1995 г., затем вновь был принят Государственной Думой 20 июля 1995 г. и отклонён Советом Федерации 28 июля 1995 г. Данный законопроект нацелен на создание необходимых условий для борьбы с организованной преступностью и надлежащего отправления правосудия по уголовным делам, благодаря установлению системы мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, а также их близких и иных лиц, жизнь и здоровье которых подвергаются угрозе в связи с содействием, оказываемым ими органам безопасности. После отклонения Президентом Российской Федерации закона, в связи с необходимостью уточнения правовых норм, была создана согласительная комиссия, в ходе работы которой выработан согласованный вариант редакции закона. Однако Совет Федерации практически немотивированно отклонил и его. Можно согласиться с критиками этого законопроекта, считающих несовершенными некоторые из содержащихся в нем норм11 Топильская Е.В. Организованная пре-ступность. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 1999. С. 123..

В российском уголовном законодательстве также следовало бы ужесточить санкции за разглашение секретных данных, касающихся оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. Может быть, целесообразно дополнить соответствующими нормами Уголовный кодекс Российской Федерации. Согласно существующей практике, перечни сведений, подлежащих засекречиванию в министерствах и ведомствах, утверждаются приказами их руководителей. Казалось бы, эти данные надёжно защищены законом. Однако в феврале 2002 года произошёл беспрецедентный случай, решением Верховного Суда РФ перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Министерстве обороны России, утверждённый приказом министра, был признан неправомерным. В результате чего существующий режим секретности оказался на грани разрушения. Аналогичное решение судебных инстанций может состояться и в отношении Перечня, сведений, подлежащих засекречиванию, действующему в правоохранительных органах. Поэтому необходимо законодательными средствами защитить наших лиц, оказывающих им содействие в борьбе с преступностью, особенно с её организованной частью.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство не учитывает особенностей деятельности преступных организаций и преступных сообществ. Поэтому сам собой напрашивается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования действующего УПК путём дополнения его нормами, оптимизирующими процессуальную деятельность по делам об организованной преступности11 Под уголовными делами об организованной преступно-сти понимаются уголовные дела о бандитизме, об организа-ции преступной группы или преступного сообщества, о руководстве преступной группой или сообществом, об участии в преступном сообществе. см.: Канафин Д. Проблемы процессуальной формы судопроизводства по делам об организованной преступности: Автореферат дисс.... канд. юрид. наук /Моск. юрид. ин-т МВД РФ. М., 1997. С. 12..

Заключение

Законодательные предложения по обузданию организованной преступности длительное время находятся в стадии рассмотрения в Государственной Думе и Совете Федерации. В плане создания законодательной базы для ведения эффективной борьбы с организованной преступностью органами исполнительной и законодательной власти сделано пока явно недостаточно, вследствие чего правоохранительные органы и спецслужбы России до сего времени в правовом отношении в борьбе с организованной преступностью слабо вооружены.

Как справедливо заметила в одной из своих работ А.И. Долгова: «Отсутствует системный подход при принятии и изменении разных нормативных правовых актов в России. Системный в рамках конкретной отрасли права и системный в рамках разных отраслей. Одновременно создаётся впечатление, что до сих пор законодатель не осознал необходимости борьбы с организованной преступностью с использованием всего спектра правовых средств».

Российское государство должно построить новую правовую основу для развития рыночной экономики в образовавшемся за годы советской власти историческом вакууме, в которую проникает и которой пока нередко управляет организованная преступность, а затем добиться реального исполнения принятых законов на практике - несмотря на коррупцию в судах и законодательных органах. Уничтожение коррупции в российских правовых структурах - это основополагающий момент, который предоставит ключевое решение проблемы российской организованной преступности.

Правоохранительные органы нуждаются в принятии законодательных актов, которые позволят эффективно использовать в судопроизводстве помощь лиц, оказывающих её на конфиденциальной основе.

В целях обеспечения безопасности проведения предварительного расследования и судебного производства необходимо принять Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному делопроизводству». В данном федеральном законе целесообразно дать перечень лиц, подлежащих защите, и органов, призванных обеспечивать безопасность указанных лиц. В нём следует также предусмотреть меры безопасности: неразглашение сведений о защищаемом лице; проведение закрытого судебного разбирательства; осуществление личной охраны, охраны жилища и имущества; возможность выдачи оружия, специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; переселение на другое место жительства; замена документов прикрытия; изменение места работы или учёбы и внешности; временное помещение в место, в котором будет обеспечена безопасность защищаемого лица; а также особенности реализации указанных мер в отношении военнослужащих и лиц, содержащихся под стражей или находящихся в месте лишения свободы. В случае гибели защищаемого лица в законе необходимо предусмотреть выплату его семье единовременного пособия. Кроме того, следует определить основания и порядок реализации мер безопасности, права и обязанности защищаемых лиц.

При создании специального и совершенствовании иного законодательства, регулирующего борьбу российских правоохранительных органов и спецслужб с организованной преступностью, целесообразно учитывать передовую законодательную и правоприменительную практику зарубежных стран, рекомендации международных организаций, в частности VIII Конгресса ООН, по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Палермской Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и других международных правовых актов.

Список использованной литературы

Нормативные акты

11. Конституция РФ.

12. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Учебная литература

1. Божъев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М, «Юрид. лит», 1975. С. 26.

2. Булатов В.А. Обеспечение следователем прав, законных интересов и безопасности потерпевших и свидетелей: Учеб. пособие. - Волгоград: В.А. МВД России, 2002.

3. Брусницын Л.В. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию. М.: Спарк, 1999.

4. Давлетов А.А. Основы уголовно-процессуального познания. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.

5. Зайцев О.А. Теория и практика участия свидетеля в уголовном процессе. М.: Экзамен, 2001.

6. Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. М.: Экзамен, 2000.

7. Куцова Э.Ф. Гарантии прав личности в советском уголовном процессе. М.: «Юрид. лит», 1973.

8. Ларин A.M. Работа следователя с доказательствами. М, 1966.

9. Рыжаков А.П. Уголовный процесс: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 41.

10. Топилъская К.В. Организованная преступность. СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 1999.

Периодическая литература

1. Быков В.М. Процессуальные проблемы расследования групповых и организованных преступлений // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. М., 1994. Вып. 1.

2. Быков В.М. Принципы уголовного процесса по Конституции РФ 1993 года // Российская юстиция. 1994. №8.

3. Брусницын Л. Обеспечить безопасность тех, кто помогает бороться с преступностью // Закон. 2003. №З

4. Босхолов С.С. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с организованной преступностью // Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом: Матер. Всеросс. межведом, науч.-практ. конф. 17 декабря 1997 года). Вып. 1. М: МИ МВД России, 1998.

5. Вандышев В.В. Воздействие на жертву преступления как средство побуждения её к участию в противодействии расследованию // Человек против человека. СПб. 1994.

5. Дъяков С.В. Проблемы совершенствования законодательства о борьбе с организованной преступностью // Организованная преступность /Под ред. А.И. Долговой и С.В. Цъякова. М.: Криминологическая ассоциация. 1996.

6. Зеленская Е.В. Защита прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве // Следователь. 2002. №12.

7. Тихонов А.К. Гарантии прав потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии и в суде // Актуальные проблемы расследования преступлений. М, 1995.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.