реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правотворческая деятельность субъектов РФ

реферат
p align="left">Кстати, в Республике Башкортостан нет пока закона и об административной границе республики. Видимо, тоже есть необходимость подумать над этим, законодательно закрепить ее, демаркировать, естественно, согласовав это с соседями. Это необходимо сделать хотя бы во избежание возможных дискуссий и спекуляций в дальнейшем. Предполагается активизировать работу и по внесению законодательных инициатив в Госдуму , так до конца апреля планируется рассмотреть 4 проекта федеральных законов с последующим направлением для прохождения в Госдуму.

Уже в 2004 году планируется внести изменения в Конституцию, об этом говорится и в ежегодном Послании Президента РБ Муртазы Губайдулловича Рахимова

3.2. Роль Президента в правотворческой деятельности.

Главой и высшим должностным лицом Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан.
Согласно Конституции Республики Башкортостан Президент представляет Республику Башкортостан в отношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
Президент Республики Башкортостан гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защищает экономические и политические интересы Республики Башкортостан, обеспечивает законность и правопорядок на ее территории. Вот почему роль Президента в правотоврческой деятельности огромна.

Анализ законодательства РФ показывает, что полномочия по регулированию наиболее значимых вопросов общественных отношений осуществляет высшее должностное лицо субъекта Федерации.
Так, Президент Респблики Башкортостан определяет основные направления социально экономического развития Республики.
Роль Президента в правотоврческой деятельности заключается втом,что он обнародует законы Республики Башкортостан либо отклоняет их;

вносит законопроекты в Государственное Собрание Республики Башкортостан;
представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан программы социально экономического развития Республики Башкортостан;
Для реализации сових полномочий, он вправе участвовать в работе Государственного Собрания Республики Башкортостан, вносить в Государственное Собрание Республики Башкортостан предложения о внесении изменений и дополнений в постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан либо об их отмене.
Большое значение также имее то, что именно он издает указ о досрочном прекращении полномочий (роспуске) Государственного Собрания Республики Башкортостан (53, 137).
Немаловажная роль в правотворческой деятельности заключается в том, что Президент РБ подписывает договоры и соглашения от имени Республики Башкортостан и назначает и отзывает полномочных представителей Республики Башкортостан при органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которые также могут заниматься првотворчеством.
Необходимо подчеркнуть, что согласно Конституции РБ, Президент Республики Башкортостан при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию РБ и законы Республики Башкортостан, исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Президент Республики Башкортостан на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции и законов Республики Башкортостан издает указы и распоряжения, контролирует их исполнение.
Акты Президента Республики Башкортостан, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению на территории Республики Башкортостан.

Президент обладает законодательной инициативой, но сам закон принимается исключительно Госсобранием. Однако принятый закон Республики Башкортостан направляется в семидневный срок для подписания Президенту Республики Башкортостан.Президент Республики Башкортостан обнародует закон либо отклоняет его в течение четырнадцати дней с момента поступления закона.
Если Президент Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то Государственное Собрание Республики Башкортостан в установленном законом порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, он не может быть повторно отклонен Президентом Республики Башкортостан и подлежит обнародованию Президентом Республики Башкортостан в течение семи дней.

Большое значение имеет то, что законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Башкортостан, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Башкортостан, рассматриваются Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан либо при наличии заключения Президента Республики Башкортостан, представляемого в Государственное Собрание Республики Башкортостан в течение одного месяца.

3.3. Пути совершенствования правотворческой деятельности.

В юридической литературе констатируется установление Конституцией 1993 года качественно новой правовой основы нормотворческой   деятельности   субъектов   РФ : во-первых, расширены полномочия  субъектов   РФ , соответственно произошло и увеличение объема их  правотворческой  компетенции; во-вторых, официально признаны такие акты, как областные законы; в-третьих, обеспечен приоритет нормативного правового акта  субъекта   РФ  перед федеральным законом в сфере исключительного ведения  субъекта ; в-четвертых, сохранены и укреплены единые конституционные основы правовой системы в масштабах Федерации.

Таким образом, в  субъектах   РФ  в связи с принятием Конституции  РФ  1993 года развернулась  правотворческая   деятельность .

К сожалению, законодательная деятельность субъектов Российской Федерации в настоящее время далеко не всегда эффективна, зачастую в российских регионах принимаются нормативные правовые акты, противоречащие федеральному законодательству, а иногда -- просто неработающие документы. Как справедливо отмечает Т.Н. Рахманина, «… региональному правотворчеству присущи еще многие недостатки: не всегда оправданная поспешность в работе по подготовке проектов новых актов, необоснованное копирование актов федеральных органов государственной власти, нарушение иерархической соподчиненности актов, слабая -- а зачастую и неадекватная -- связь формы и содержания нормативного материала».

Данные проблемы обусловлены рядом факторов, среди которых: во-первых, региональный сепаратизм (прежде всего, республик в составе РФ); во-вторых, элементарное отсутствие опыта законотворческой деятельности во многих субъектах РФ. В этой связи в юридической литературе совершенно справедливо отмечается, что определенные преимущества в правовом регулировании среди всех субъектов РФ имеют республики, поскольку и в советское время они осуществляли законодательную деятельность. Кроме того, в качестве препятствия для действенного правотворчества субъектов РФ отметим и нормативное несовершенство процедуры принятия законов.

К настоящему времени существенно изменился характер и объем правотворчества в Российской Федерации, выражающийся, в частности, в перераспределении правотворческих полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в интересах прежде всего, последних, получающих большие возможности для участия в формировании правовой системы России.
Возрастание роли правотворчества субъектов Федерации обусловлено объективной тенденцией децентрализации российской государственности, утверждением в ней подлинно демократических начал. А это возможно лишь тогда, когда члены Федерации не только имеют широкие полномочия в сфере правотворчества, но и активно их используют.
Правотворчество субъектов Российской Федерации направлено, с одной стороны, на решение задач, стоящих перед Федерацией, а с другой -- на достижение собственных целей и задач, связанных с особенностями развития своего региона.
Процесс правотворчества в субъектах Российской Федерации осуществляется в разных формах и проходит сложно, противоречиво.

Проходит немало времени, чтобы подготовленный проект соответствующего документа был направлен и обсужден в законодательном (представительном) органе и его комиссии и прежде чем мог быть принят в качестве закона или другого правового акта.

Российской Федерации» установлено, что «проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях». В приведенной норме выражена важность и необходимость подготовительного этапа правотворческой деятельности.
Круг лиц и органов, обладающих правом законодательной инициативы, определен в основных законах

Процесс формирования правовых систем субъектов РФ должен опираться на научно обоснованные прогнозы развития регионального законодательства. Планирование законодательной   деятельности  в  субъектах   РФ  должно осуществляться с учетом установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами  субъектов  Федерации разграничения компетенции  правотворческих  органов. Очень важно, чтобы субъекты РФ не превышали своих законодательных полномочий и не планировали принятие актов по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, или же дублирующих федеральные законы.
Правильно поступают те субъекты, которые нормативно закрепляют принцип планирования правотворческой деятельности.

Планированию работы по подготовке проектов законов и иных нормативных актов посвящен Закон Республики Башкортостан «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан».

Вряд ли оправданным является имеющее место в некоторых субъектах РФ издание нормативных актов по мелким, узким проблемам. К тому же они нередко противоречат друг другу. К негативным явлениям относится и то, что положениям многих законов присуща декларативность, отсутствие механизма их реализации. Не всегда разрабатываются научные концепции важнейших законопроектов.
В нормативных актах редко встретишь примеры, свидетельствующие об использовании достижений смежных наук.
Некоторые субъекты РФ стремятся закрепить за собой полномочия, расширяющие их правовой статус, устанавливая приоритетность своих нормативно-правовых актов перед федеральными.
Существенным недостатком правотворческой деятельности может быть названа малая ориентация законодателя на объективные закономерности регулируемых законом отношений. Это проявляется, как отмечает С. В. Поленина, в стремлении нормотворческих органов субъектов Федерации, исходя из субъективного фактора -- желания максимально быстро перейти к рыночным отношениям, ограничиваться в принимаемых законах и подзаконных актах чисто рыночным правовым механизмом в сфере экономики и социальной жизни, не принимая в расчет монополизм производителей.
Контроль за ходом выполнения законов осуществляется слабо или носит формальный характер, что не способствует росту правотворческой и правоприменительной практики как в масштабах России, так и в ее субъектах. Низким уровнем характеризуется правосознание и правовая культура населения. В этом одна из причин неэффективности многих уже принятых законов.
К недостаткам правотворческой работы в субъектах Российской Федерации следует отнести:
-- перегруженность планов правотворческой деятельности;
-- поспешность в работе по подготовке новых законов;
-- отсутствие тех или иных необходимых этапов работы (например, подготовки справок о действующей правовой регламентации, об опыте других субъектов, о зарубежном делопроизводстве, разработке научной концепции проекта, необходимых плановых выкладок и т. д.).
В целях гармонизации законодательства субъектов Федерации с федеральным законодательством необходимо осуществить целую систему мер. По мнению Ю. Тихомирова, нужно выделить:
а) четкое определение объема законодательного регулирования по линии субъектов РФ с учетом динамики общественных отношений;
б) активное и целенаправленное использование законодательными органами субъектов РФ права законодательной инициативы на федеральном уровне (в том числе и совместно);
в) согласование программ законодательной деятельности;
г) одобрение Советом Федерации модельных законодательных актов для субъектов РФ -- как «вслед» за федеральными законами, так и для их нормативной ориентации по предметам исключительной законодательной компетенции;
д) систематический обмен правовой информацией, проведение консультативных семинаров и т. п.
Необходимо разработать механизм, препятствующий субъектам Федерации принимать законы, противоречащие федеральному законодательству, а также законы, в которых содержались бы запреты на вторжение субъектов в компетенцию Федерации.
Необходимо существенно улучшить координацию законотворчества Российской Федерации и ее субъектов, осуществлять согласование планов и программ законодательной деятельности, взаимный обмен информацией о судьбе вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания законодательных инициатив, а также заключений на проекты федеральных законов, полнее использовать механизм согласования, предусмотренный ст. 85 Конституции РФ.
Несомненно, что эффективности правотворчества субъектов РФ способствовало бы принятие именно федерального закона, предусматривающего механизм приведения законов и иных актов субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.