Правотворческая деятельность субъектов РФ
План Введение Глава 1. Теоретические основы правотворческой деятельности. 1.1. Понятие правотворчество и закон их различия. Понятие правотворчество. 1.2. Сущность правотворческой деятельности субъектов федерации. Виды формы значение правотворческой деятельности. Глава 2. Международные конституционные принципы национально-государственного строительства. 2.1. Историко-правовой аспект проблем народного суверенитета и принципы национальности в историческом процессе становления субъекта федерации. 2.2. Правотворческий потенциал Республики Башкортостан и ЯНАО. Глава 3. Правотворческие взаимосвязи федерации и ее субъектов. 3.1. Соотношение правотворческой деятельности РФ и субъекта федерации Республика Башкортостан. 3.2. Роль президента в правотворческой деятельности. 3.3. Пути совершенствования правотворческой деятельности. Заключение. Введение. Жизнедеятельность той или иной республики, области, автономного округа находится в прямой зависимости от сущности законов принятых в них, а значит и от правотворческой деятельности. Правотворчество в региональной области имеет огромное значение для нормального функционирования региона, а взаимодействие центральной и региональной законодательной власти может быть источником как конфликтов, так и источником сбалансированного и позитивного развития того или иного региона, поскольку правотворческая деятельность затрагивает жизненно важные аспекты регионов: 1) экономическую направленности развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов, перспективу развития производственной и социальной инфраструктуру; 2) этническую структуру региона, поскольку законотворчество должно отражать национальную специфику, однако после распада СССР у субъектов федерации, имеющих различный статус в системе ассимитричной федерации оказалась различная степень самостоятельности как политической, так и в сфере законотворчества и правоприменения большого ряда законов регулирующих вопросы налогообложения, взаимодействия с федеральными органами власти и поэтому создавалось основа для внутренних конфликтов в России. Такая ситуация сложилась в Тюменской области, в составе которой находятся два автономных округа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий, т. е. существуют три уровня власти: федерация, область, округ; 3) социокультурную сферу; 4) правовую и политическую; 5) экономическую сферу деятельности. Актуальность проблемы также обусловлена тем, что проблема правотворческой деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Башкортостан в сравнительно-аналитеской методологии не отражены в современной юридической литературе. Проблема правотворческой деятельности в свете конституционного права рассматривают такие ученые как И. Полянский в призме основ обеспечения единства и ответственности ветвей власти; М. Ф. Маликов исследует проблему системы правотворчества регионов выявив схему исследования в отдельную отрасль региональное право, регионоведение, регионология, регионалистика; А. А. Котенков видит противоречия возникающие в процессе правотворчества между действиями парламента и президентской (исполнительной) властью. Ряд исследователей правотворческой деятельности определяют сущность права и правотворческой деятельности - В. С. Нерсесянц рассматривает право как необходимую форму равенства свободы и справедливости сопоставляя вопрос о необходимости совершенствования правотворческой деятельности. Цель дипломного проекта - выявить закономерность развития правотворчества в Ямало-Ненецкой автономной области и Республики Башкортостан. Предмет исследования - правотворческий процесс. Гипотеза изучения - сравнительный анализ правотворчества различных регионов позволит предотвратить ошибки в правотворчестве и более объективно оценить и выявить перспективы его совершенствования. В соответствии с целью и гипотезой исследования определены задачи дипломного проекта: 1. Изучить состояние правотворчества в национальных регионах - Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Башкортостан. 2. Выявить противоречия и особенности правотворчества двух регионов: Республика Башкортостан и Ямало-Ненецкий автономный округ. 3. Определить критерии правотворческой деятельности регионов. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1.1. ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЗАКОН. ИХ РАЗЛИЧИЕ. ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА. Совершенно справедливо М. Ф. Маликов утверждает, что в переходный период от социализма к новому социуму правосознание в первый период находилось в растерянности, а потом было вынуждено адаптироваться к ценностям западного политического и правового либерализма и, конечно не могло иметь «этнического слуха России». Также М. Ф. Маликовым указывается на условия эффективного правотворчества: а) в настоящее время нет целостно выраженной общенациональной правовой идеологии, которая сегодня проявляется лишь фрагментально; б) необходимо опираться на достижения общечеловеческой правовой цивилизации, как на западную, так и на восточную традиции права; в) при этом необходимо ориентироваться на нравственную их сущность, духовность, нравственность является тормозом для правонарушений, правового нигилизма и равнодушия, предохраняет проявления бесчеловечности, жестокости и экстремизма; г) формировать правосознание и правовую культуру; д) правотворчество должно отражать потребности социума (общества); е) правотворчество предполагает религиозно-правовую эмпирию и поликонфессиональность; ж) органической частью правотворчества является правовая ответственность, формирующая у субъектов и объектов права правовую ответственность; з) нельзя полностью растворяться в западном правотворчестве, дистанцироваться от него, слегка подражая ему, правотворчество предполагает «меру, не выходя за рамки возможного». Правотворчество предполагает взвешенность, объективность, осторожность; и) правотворчество предполагает уважение к индивидуальной автономии личности. нельзя ставить коллективные интересы выше личных. Это касается власти и государства. к) правотворчество - это учет интересов, потребностей не только в целом по России, но особенные национальные, административно территориальные отличия и особенности субъектов федерации, а также признания правотворчества субъектов России; л) правотворчество предполагает ориентацию на создание гуманного государства, поскольку государство не должно дистанцироваться от общества. Понятие «правотворческая деятельность» возникла на основе двух понятий: право и творчество. Проанализируем эти две смысловые категории. Право в философском понимании - это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства (52, 520). Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее (, 67. Нередко право и закон отождествляется гражданами для этого необходимо выявить их отличия и сущность. Право относится к числу важнейших социальных ресурсов и фундаментальных ценностей человеческой культуры. «Понятие права - это познанное единство правовой сущности и явления…». Право по представлению С. С. Алексеева предстает перед человеком в трех ипостасях: а) общеобязательных норм, законов, деятельности судебных и иных юридических учреждений - юридических реалий, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни; б) особого, сложного социального образования - своеобразной крупной системы в обществе, имеющей свою подсистему и логику; в) явления мирозданческого порядка - одного из начал и проявлений жизни разумных существ, людей (23, 36). Под правом в его различии с законом понимается сущность права - то, что объективно присуще ему, выражает его особенность как социальной нормы и регулятора особого рода и отличает права от неправа (произвола с одной стороны, моральных, религиозных и иных социальных норм с другной стороны), т. е. то, что не зависит от субъективной воли и произвола законодателя (представительной власти) - справедливо считает В. С. Нерсесянц (39, 4). Он также подчеркивает различие закона от права: «под законом в его различии с правом…законную силу принудительно-обязательные правила (нормы)». В. С. Нерсесянц также подчеркивает, что закон может быть и не правовым, если он противоречит сущности права, не соответствует ему, т. е. закон становится антиправовым законом, и таким образом противоправным. М. Ф. Орзих предлагал избрать в качестве исходной категории для теории права «категорию свободы», сущность которой заключается в том, что степень свободы правотворчества определялась в пределах социальной необходимости и объема свободы личности, общности людей в выборе вариантов поведения и пределах юридических возможностей (40, 24). В чем же значение сущности права? В основе сущности права - это принцип формального равенства, это единство трех сущностных свойств права: - всеобщей равной меры регуляции; - свободы; - справедливости. Это единая субстанция, одно без другого не может быть. Равная мера, свобода и справедливость относится к сфере права, а не морали, нравственности. Свобода индивидуальности проявляется в форме его правосубъектности и правоспособности. Свобода в правовом отношении - это независимость друг от друга и все же подчиненность в отношениях (во взаимодействии, поведении) единой общей норме (равной мере) регуляции. Правовое равенство - это равенство свободных и независимых субъектов права по общему масштабу, единой норме, равной мере. В социальной сфере равенство - это всегда правовое равенство - это не «уравниловка» как в СССР, а фактическое равенство. Справедлив или несправедлив закон? Этот вопрос в правовом или неправовом характере закона, его соответствия или несоответствия праву, зафиксированный в Конституции. Такая постановка вопроса не уместна по отношению к праву, поскольку право всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире. Право справедливо и только так государство и общество признает её ценность. Действовать по справедливости - значит действовать правомерно, соответственно требованиям права. «Уравниловка» и привилегии или иные моральные, нравственные, религиозные, политические, социальные, национальные, экономические и др. интересы, требования не являются справедливыми или правовыми. Ни индивидуальные, групповые, партийные, классовые и др. интересы не могут претендовать на надправовые притязания на справедливость. Право превыше всего этого. Право игнорирует особые интересы и признания. Право - это государственно-властная общеобязательность того, что официально признается и устанавливается как закон в определенное время и в определенном социальном пространстве - установление правового закона. Эта обязательность - следствие права - общеобязательность как необходимые определения права. Положение Конституции РФ о высшей ценности прав и свобод человека (ст. 2), о необходимости соответствия (непротиворечия) содержания законов правом и свободам человека (ст. ст. 18, 55) и др. подчеркивают, что правотворчество не должно быть противоречивыми с законом, а закон не вступая в противоречие с правами, т. е. взаимодействовать они должны в единстве, без великих противоречий. Только такое правотворчество эффективно. Но наряду со всеми этим в Конституции РФ (ч. 3 ст. 17) содержится следующая специальная оговорка: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Такое законодательное пояснение означает, что в Конституции РФ закреплены естественные права и свободы человека, гражданина и не противоречат правовому принципу формального равенства. Следовательно, в правотворчестве в различных регионах РФ это положение должно юридически законно. 1.2. СУЩНОСТЬ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ. ВИДЫ, ФОРМЫ, ЗНАЧЕНИЕ. Актуальность таких понятий как правотворчество и правотворческая деятельность обусловлена тем, что в современный период демократизации общества значимость личности - субъекта, народа - субъекта возрастает и появляется условия для активной творческой деятельности, в том числе правотворчестве. В настоящее время, когда в России идут сложные сдвиги в преобразовании всех сторон социальной жизни, проблема прав человека выходит, безусловно, на первый план. Понимание о необходимости формирования правосознания и внедрение в общественное сознание ценности правотворчества важны не только для специалистов в области юриспруденции, но и для всех тех, кто способен участвовать в правотворческой деятельности, для тех, кто может позитивно повлиять на реализацию и воплощение в жизнь естественных (так называемые гражданские, культурные, социальные права) и приобретенных (так называемые политические и экономические права) прав. До настоящего момента ни одно из современных обществ не имеет пока реальных условий для полной и всесторонней реализации прав человека. Это объясняется тем, что общество обладает ограниченными возможностями для раскрытия внутреннего потенциала каждого человека и соответственно потенциального внутреннего и внешнего развития каждого субъекта федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|