Понятие, правовые основы и принципы государственной службы в ОВД
28 Министерство внутренних дел Российской Федерации Белгородский юридический институт Кафедра Управления, административного права и АД ОВДДисциплина: Государственная служба в ОВД РФРефератНа Тему: «Понятие, правовые основы и принципы государственной службы»Подготовил: Курсант 144 взводаРядовой милицииКрасный А.Н.Проверил:Преподаватеть кафедрыкапитан милицииХряков В.А.Белгород 2008 Примерное распределение времени: |
План Реферата | Страницы | | Вступительная часть | 4 | | Учебные вопросы: | | 1. Понятие и система государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации. | 6 | | 2.Задачи государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, и их классификация. | 14 | | 3.Функции государственной службы в системе МВД России, и их классификация. | 21 | | 4.Принципы государственной службы в системе МВД России. Понятие и классификация. | 29 | | Заключительная часть (подведение итогов) | 35 | | |
Литература: Основная: 1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 г. 2. Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503. 3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г № 58-ФЗ «О системе государственной службы Рос-сийской Федерации». 4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Дополнительная: 5. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г «Об утверждении общих принципов служебного по-ведения государственных служащих». 6. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Феде-рации и текста присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». 7. Приказ МВД Российской Федерации от 14 декабря 1999 г № 1038 «Инструкция о порядке применения Положения службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Введение В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ «О системе государственной службы РФ» служба в органах внутренних дел относится к правоохранительной службе. Положения данной статьи вступит в силу после принятия ФЗ «О правоохранительной службе в РФ». Государственная служба в органах внутренних дел - это разновидность общественно - полезной деятельности гражданского общества и самостоятельный вид федеральной государственной службы Российской Федерации, она носит специальный характер и функционирует в единой системе органов внутренних дел как системе органов исполнительной власти. Органы внутренних дел созданы для решения задач по защите прав, свобод и интересов личности, общества и государства от пре-ступных посягательств и иных действий; предупреждению, выяв-лению и пресечению преступлений и иных правонарушений и дру-гих задач. Эти государственные функции выполняют непосредст-венно должностные лица органов внутренних дел, в целом состав-ляющие кадры органов внутренних дел. С целью эффективного выполнения указанных задач кадры ор-ганов внутренних дел должны быть соответствующе подготовлены. Особое внимание уделяется личным качествам каждого из работ-ников: моральным, уровнем общего и специального образования в зависимости от выполняемых конкретных задач по должности, фи-зическим данным. В данной лекции в основном рассматриваются задачи, функ-ции, принципы и место государственной службы в органах внут-ренних дел Российской Федерации в общей системе государствен-но-служебных отношений, правовое положение сотрудника мили-ции. Государственная служба была, есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому следует уточнить «объем» понятия государственной службы, поскольку оно употребляется в двух различных смыслах. Кроме того, данная тема тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как теория государства и права, административное право, административная деятельность, трудовое право и др. Вопрос № 1. Понятие и система государственной службы в Российской Федерации. Слово «служба» имеет несколько значений. Под службой может пониматься как орган исполнительной власти, так и структурное подразделение органа исполнительной власти. В данном случае служба понимается как вид деятельности. Государственная служба является одним из ключевых консти-туционных и административно-правовых институтов. Это - неотъ-емлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности, один из ведущих институтов адми-нистративного права. Традиционно приня-то рассматривать государственную службу в широком и узком смысле слова. В широком смысле государственная служба обычно представ-ляется одной из форм трудовой деятельности людей, которая вы-ражается в осуществлении административных, социально-культурных и воспитательных функ-ций. Категории граждан, исполняющих такие функции в государст-венных организациях, а именно: в государственных органах и уч-реждениях (школах, больницах, вузах, культурно-просветительских учреждениях), на государственных предприятиях в качестве руко-водителей и инженерно-технического персонала, объединялись единым понятием - «служащие» наряду с такими разновидностями работников как рабочие и крестьяне. В узком смысле слова под государственной службой принято понимать профессиональную деятельность граждан, состоящих на руководящих либо исполнительских должностях в качестве соот-ветствующих специалистов, в аппарате государственных органов, в органах управления государственных учреждений и предприятий, наряду с вспомогательным персоналом, либо техническими испол-нителями (уборщицы, секретари, машинистки и т.п.). Теснейшим образом с понятием «государственная служба» связано понятие «госу-дарственная должность». Общеизвестно, что под должностью принято считать служебное место, которое опре-деляет правовой статус замещающего его работника. Государственной является должность в государственных органах с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа, денежным содержанием и ответственностью за ис-полнение этих обязанностей. Должности государственной службы утверждаются федераль-ным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом, или иным нормативно-правовым актом субъ-екта Российской Федерации. При этом должности государственной службы подразделяются на : а) должности федеральной государст-венной гражданской службы; б) должности государственной граж-данской службы субъекта Российской Федерации; в) воинские должности; г) должности правоохранительной службы. Кроме того, должности государственной службы распределя-ются по группам и (или) категориям в соответствии с законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Рос-сийской Федерации. Соотношение же указанных должностей согласно ч.4 ст.8 Фе-дерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» См. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2063. определяется указом Президента или федеральным законом. В соответствии с ч.1 ст. 1 указанного закона должности госу-дарственной службы могут быть также разделены в зависимости от того, исполнение чьих полномочий они призваны обеспечивать. Согласно такой классификации устанавливаются должности, обес-печивающие исполнение полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федераль-ных государственных органов (далее - федеральные государствен-ные органы); субъектов Российской Федерации; государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредст-венного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Россий-ской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые конститу-циями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных орга-нов субъектов Российской Федерации (лица, замещающие государ-ственные должности субъектов Российской Федерации). Закон закрепил еще один формальный признак государствен-ной должности. Ее могут замещать лишь граждане Российской Фе-дерации. К признакам государственной должности следует также отне-сти возможность ее замещения на профессиональной основе и, кроме того, - в течение определенного времени, а также при со-блюдении условий, устанавливаемых законодательством. Таким образом, под государственной службой в законе над-лежит понимать профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий России, ее субъектов, федеральных и региональ-ных государственных органов, а также лиц, замещающих госу-дарственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Будучи разновидностью службы, вообще и обладая всеми ее признаками (информационное содержание, дея-тельность за вознаграждение и т.д.), государ-ственная служба имеет ряд особенностей, определяющих ее качест-венное своеобразие. Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патронатные и административные государственные должности. Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, выполнение государственных функций, что тесным образом связы-вает государственную службу с осуществлением исполнительной власти. В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансирования. Государственная служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда - это работа, осуществляемая за вознаграждение на профес-сиональной основе работниками государственных органов в целях осуществления задач и функций государства. В-четвертых, на лиц, замещающих должности государственной службы не распространяется законодательство о труде. Трудо-вые отношения, участниками которых они являются, регулируются специальными законами и иными нормативно-правовыми актами См.: ч. 2 ст. 1 и ч. 6 ст. 8 Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации». . В соответствие с принципом разделения властей уместно также различать государственную службу в органах законодательной, ис-полнительной и судебной власти. Государственная служба занимает особое место в механизме управления государством и играет важную роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, создания необходимых условий для развития личности, укрепления основ гражданского общества Основная цель государственной службы в органах внутренних дел: обеспечение организационно-правовых, морально-психологических и иных условий для формирования высокопрофессионального кад-рового корпуса органов внутренних дел, способного эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед МВД Рос-сии, обществом и государством. Правовую основу государственной службы составляют: Конституция Российской Федерации; Декларация прав и свобод человека и гражданина; международные правовые документы, регламентирующие прохождение государственной службы (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.); конституции республик, являющихся субъектами РФ; уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов РФ; специальные федеральные законы и иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы («О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. См.: СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063., «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 24 июля 2004 г. См.: СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215., «О милиции» от 18 апреля 1991 г. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 18 апреля 1991. № 16. Ст. 503., Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1992 г.); указы Президента, регламентирующие важнейшие вопросы государственной службы («О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» от 16 августа 1995 г. № 854; «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. № 848 и другие); постановления Правительства РФ («О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 июля 1993 г. № 720; «Положение о межведомственной комиссии по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и ее состав» от 11 августа 1995 г.; нормативно-правовые акты, принимаемые различными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти РФ (Приказ МВД «О назначении на должности руководителей органов внутренних дел по контракту» от 19 июля 1999 г. № 526).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|