реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Понятие и сущность государства

реферат
p align="left">Джон Локк выделял следующие недостатки естественного состояния общества:

1) нет постоянного, определенного, известного для всех закона;

2) нет судей, которые могли бы разрешать конфликты;

3) соответственно, нет и силы, которая могла бы обеспечивать исполнение судебных решений;

4) не обеспечено право собственности.

Джон Локк считал, что переход от естественного состояния к государственному совершается одним актом. Известный теоретик права Пуффендорф считал, что переход от естественного состояния к состоянию государственности осуществляется двойным актом:

актом соединения; актом подчинения.

Представители договорной теории придерживаются точки зрения, что если государство основано волею людей, то именно и только на этой воле держится государственное устройство и управление. Граждане вправе направлять деятельность государства в своих интересах. Никакие исторические катаклизмы не могут воспрепятствовать данному логическому выводу.

До государства человек жил в естественном состоянии, пользуясь естественными правами. Вступая в государство, человек рассчитывает на лучшее состояние, на лучшее положение, а поэтому государство, определяя юридическое положение гражданина, не может опуститься ниже уровня его естественных прав, которые вследствие этого для государства неприкосновенны. Данной точки зрения придерживался, в частности, джон Локк.

Однако возможен и другой вывод. Так, Жан Жак Руссо исходил из того, что каждый человек, вступая в государство, передает в общее достояние и ставит под высшее руководство всеобщей воли свою личность и свои силы, поэтому государство как общая воля может по своему усмотрению устроить быт гражданина так, как найдет это лучшим, не считаясь ни с какими обычаями и традициями.

Договорная теория происхождения государства в настоящее время совершенно дискредитирована. Против нее был выдвинут ряд возражений, подрывающих ее состоятельность.

Материалистическая теория происхождения государства

В настоящее время историко-материалистическое объяснение причин и процессов происхождения государства и права является наиболее аргументированной позицией в научном отношении.

Согласно этой версии государство есть закономерный результат, продукт исторической эволюции общества. Общество рассматривается как исторически развивающаяся система отношений между людьми. Любое общество нуждается в урегулировании отношений между людьми, поскольку в противном случае оно не может наладить даже самый простой способ производства средств существования.

С развитием общества, с усложнением хозяйства и иной деятельности людей значение урегулированности отношений возрастало. Люди не могут существовать без того, чтобы постоянно осуществлять саморегуляцию. Регулирование означает, что человеческое поведение обуславливается определенными рамками, целенаправленно регулируется.

Люди осуществляют саморегуляцию либо с помощью т.н. индивидуальных речевых акций (например, угроза в отношении лица, физическое воздействие, изгнание кого-либо из племени, позднее - это приказы об увольнении и т.п.), либо с помощью т.н. нормативного регулирования

Суть последнего заключается в упорядочивании поведения людей с помощью правил поведения, адресованных персонально неопределенному кругу лиц.

История свидетельствует о том, что общество не может осуществлять саморегуляцию без того, чтобы в определенных случаях не прибегать к принуждению. Осуществлять принуждение и добиваться на этой основе социальной урегулированности могут лишь те субъекты, те члены общества, которые обладают властью. Власть можно определить как фактическую способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на поведение других людей. осуществление власти - постоянный фактор общественной жизни.

Исторические факты говорят о том, что появлению государства, государственно-организованному обществу предшествовала родовая организация власти, первобытнообщинный строй.

Основой организации общества как целого был род, или родовая община, т.е. объединение людей по кровному родству, а также по общности имущества и родовой деятельности. Совместная деятельность, общая собственность объяснялись условиями выживания людей.

Единственным субъектом власти был род в целом. В качестве основного органа власти выступали родовые собрания, на которых принимались все совместные важные решения. Частично властные функции выполняли старейшины, которые выбирались из авторитетов. Род характеризовался значительным единством, т.к. внутри рода еще не существовало различных общественных интересов и стремлений.

В качестве правил поведения, норм, выступали обычаи - исторически сложившиеся стереотипы поведения людей, продиктованные природой, общественной необходимостью и вошедшие в привычку в результате длительного выполнения и многократного повторения.

Процесс возникновения государства и права органически связан с разложением первобытнообщинного строя, а государство и право появились как закономерный результат внутреннего развития общества, и они пришли на смену, соответственно, родовой организации общества и обычаям.

Рассмотрим, с какими причинами это связано.

Рост производительности труда за счет совершенствования орудий труда.

Возникновение товарообмена за счет избыточного продукта (который носил неравноценный и случайный характер).

Отдельные семьи, позже - отдельные лица, получают возможность сосредотачивать в своих руках материальные ценности - возникновение имущественного неравенства между людьми (чего раньше не было), которое сочеталось с неравенством общественного статуса, общественных функций, - резкое усложнение государственной и всей общественной жизни.

В результате потребовалось выделение особого слоя людей, которые осуществляли бы только управленческие функции.

Постепенно общество стало кардинально другим. Если раньше оно не знало социального расслоения, не знало различие социальных интересов внутри себя, то теперь общество характеризуется социальным неравенством, противоречивыми интересами внутри себя.

В условиях резко усложнившейся хозяйственной жизни остро проявилась потребность в жестком централизованном управлении, в наличии постоянно действующего слоя управленцев, осуществляющих контроль за производственным процессом, распределением материальных благ в этой связи наделенных властными полномочиями.

С одной стороны, в связи с острым социальным и имущественным расслоением, с появлением различных социальных интересов и в связи с явным преобладанием (экономическим и духовным) родоплеменной аристократии, крупных собственников над другими социальными группами проявила себя потребность в таком социальном регулировании, в основе которого лежит уже не авторитет, а возможность органического, систематичного принуждения, адресованного, главным образом, всем зависимым, несвободным, неимущим, рабам и т.д.

Постепенно из общества выделяется разряд людей, который на постоянной основе занимается управлением и принуждением и в этой связи - осуществлением власти.

Общественная власть постепенно утрачивает свой непосредственно общественный характер и в большой степени сосредотачивается в руках родоплеменной аристократии, военных вождей, крупных собственников, которые теперь опираются на военную дружину, а не на всеобщее вооружение, как это было раньше. На каком-то этапе должность вождя племени перестает быть выборной и начинает передаваться по наследству. Его личные функции резко возрастают. Таким образом, возникают основы монархической государственной власти.

Понятие и принципы правового государства

Правовое государство - это организация политической власти, которая содействует наиболее полной защите прав и свобод человека и при этом связывает возможный приоритет власти.

Правовое государство - это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов. В то же время правовое государство обладает свойствами, позволяющими определенно заключить, что перед нами правовое, а не какое-либо иное государство.

Признаки правового государства:

1. Господство права во всех сферах жизни общества (Верховенство права)

2. Незыблемость, Гарантированность, Реальность прав и свобод человека и гражданина

3. Взаимная ответственность личности и государства (Связывание произвола властей)

4. Принцип разделения властей

Господство права во всех сферах жизни общества или верховенство права предполагает:

1) правовую организацию государственной власти (создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона)

2) правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. (По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей).

3) ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

4) верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов (поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы. Важно, что бы конституционные нормы имели непосредственное действие)

Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов.

Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.

Взаимная ответственность личности и государства (Связывание произвола властей) проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей (платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.), установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности.

В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей.

судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц.

Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.

Принцип разделения властей, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти

- законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из государственных органов власть не принадлежит в полном объеме. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти на основе общих принципов.

Принцип разделения властей служит критерием демократичности государства. Он также предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры.

Создание правового государства требует и определенных условий или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общества (высокая его правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа); эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирование прогрессивного законодательства и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.