реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Плата за негативное воздействие на окружающую среду по законодательству России

реферат
огласно действующему законодательству внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4 статьи 16 Закона об охране окружающей среды). Как отмечает А.С. Шестерюк Шестерюк А.С. Основные тенденции и направления развития законодательства об охране окружающей среды РФ // Экологическое право. 2004. № 4. С. 20 - 25. данное положение является существенной гарантией эффективности природозащитного механизма, так как суммы платежей не могут в полной мере восполнить ущерб, нанесенный окружающей среде. Кроме того, данные платежи не оказывают стимулирующего воздействия на хозяйствующие субъекты в части внедрения ими более «чистых» установок, поскольку суммы несопоставимо малы по сравнению с возможными затратами на новые технологии.

Вопросы, связанные с платой за негативное воздействие на окружающую среду, на территории Российской Федерации регулируются, помимо указанных выше закона и постановлений Правительства РФ, Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утверждены Минприроды РФ 26 января 1993 г.. Этот документ в настоящее время несколько устарел, но сохраняет свою юридическую силу в части, не противоречащей действующему законодательству.

Вопрос о том, кто является плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду, в действующем российском законодательстве не имеет четкого и однозначного ответа. Закон об охране окружающей среды содержит лишь косвенное упоминание о плательщиках как о субъектах хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пределы действия правового механизма взимания платы за негативное воздействие по кругу лиц конкретизируются Постановлением Правительства от 28.08.1992 № 632, которым установлено, что Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок определения платы) распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Следует отметить наличие несогласованности норм Закона об охране окружающей среды, устанавливающих субъектов платы за негативное воздействие, а также конкретизирующих данные нормы массива подзаконных актов с положениями иных законодательных актов, регулирующих отдельные виды негативного воздействия.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Об охране атмосферного воздуха : Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ // Российская газета. 1999. 13 мая. (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух взимается с физических и юридических лиц, а в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Об отходах производства и потребления : Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ // Российская газета. 1998. 30 июня. (далее - Закон об отходах) плата за размещение отходов взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок заполнения и представления Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду определен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 (в ред. Приказа Ростехандзора от 27.03.2008 № 182) «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду : Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 31. .

В соответствии со статьями 51, 57 и 62 Бюджетного Кодекса РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят 31 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 12 августа. плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к неналоговым доходам бюджетов и распределяется по следующим нормативам: 20 % - в федеральный бюджет, 40 % - в бюджет субъекта РФ, 40 % - в местный бюджет. При этом Кодексом не устанавливается целевое расходование этих финансовых средств.

Сроки уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду: Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 30. не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является календарный квартал.

Неуплата платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки или невнесение ее в не полном объеме наказывается в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. // Российская газета. 2001. 31 декабря. наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц - от 50000 до 100000 руб.

Следует отметить, что судебными решениями отдельные положения нормативных актов, регламентирующих правовой режим платы за негативное воздействие на окружающую среду, были признаны недействующими.

Решением Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) от 12.02.2003 № ГКПИ03-49 «О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»: Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ03-49 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 3. пункт 2 указанного Постановления, согласно которому Министерство экологии и природных ресурсов РФ (далее - Минприроды РФ) принимало базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, признан недействующим. Впоследствии нормативы платы и коэффициенты были установлены Постановлением Правительства от 12.06.2003 № 344.

В 2009 году признаны недействующими отдельные положения Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632. Постановлением Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ) от 14.05.2009 № 8-П По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 3. положение подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, которым Правительство РФ предоставило органам исполнительной власти субъектов РФ право по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора освобождать от платы за загрязнение окружающей природной среды отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, признано не соответствующим Конституции РФ.

Также оспаривалась в судебном порядке законность Инструктивно-методических указаний по взиманию платы. Решением Верховного Суда РФ от 13.11.2007 № ГКПИ07-1000 О признании частично недействующим пункта 4.7 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ 26.01.1993: Решение Верховного Суда РФ от 13.11.2007 № ГКПИ07-1000 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2008. № 5. ч. 2. признан частично недействующим пункт 4.7 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ от 26.01.1993, согласно которому был введен коэффициент, учитывающий место размещения отходов, не установленный Правительством РФ. Минприроды РФ вышло за пределы предоставленных полномочий, установив дополнительные коэффициенты при размещении отходов: в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий - коэффициент 5; менее 3 км от границ вышеперечисленных объектов - коэффициент 3.

Таким образом, судебная практика свидетельствует о значительных проблемах в правовом регулировании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Необходимо отметить, что по сей день отсутствует четкое нормативно-правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как отмечает Н.А. Лунина Лунина Н.А. Плата за негативное воздействие на окружающую среду как финансово-правовая мера обеспечения природоохранной (экологической) функции российского государства // Вестник ВГУ. Серия Право. 2008. № 2. С. 224 - 236., действующее законодательство в этой сфере фрагментарно, отсутствует нормативный правовой акт, в полной мере решающий все вопросы, связанные со взиманием данных платежей.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отсутствие единой, четкой и непротиворечивой системы нормативных правовых актов, регулирующих плату за негативное воздействие на окружающую среду, приводит к возникновению правовой неопределенности, что не согласуется с целями платы за негативное воздействие, а также общими принципами установления и взимания данных платежей.

Глава 2 Плата за негативное воздействие по отдельным природным ресурсам

Как уже отмечалось, действующим законодательством РФ установлен порядок взимания платы за следующие виды негативного воздействия:

·
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;

· сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

· размещение отходов производства и потребления.

Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются нормативы платы для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Применение нормативов платы, установленных Постановлением от 12.06.2003 № 344, к иным загрязняющим веществам, не внесенным в указанное Постановление, но обладающим схожими характеристиками, неправомерно.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 плата взимается за:

· загрязнение в пределах допустимых нормативов;

· загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

· сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

В соответствии с вышеназванным Постановлением, Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды сверхлимитным является загрязнение, в случаях:

· превышения установленных предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

· отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, утвержденных лимитов на размещение отходов;

· превышения установленных лимитов выбросов, сбросов, размещения отходов, а также при их отсутствии - превышение предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов.

Согласно пункту 5 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением от 28.08.1992 № 632, плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента к соответствующим нормативам платы за загрязнение в пределах установленных лимитов.

Кроме того, к нормативам платы применяются поправочные коэффициенты, установленные Постановлением от 12.06.2003 № 344:

· коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха, почв, водных объектов);

· коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы, дифференцированы по экономическим районам Российской Федерации и бассейнам рек и морей. Общероссийским классификатором экономических регионов Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95. : Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.12.1995 № 640 // М., ИПК Издательство стандартов, 1999. установлены перечни особо охраняемых территорий, районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (разделы 10.1 и 10.2).

Также федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год к нормативам платы устанавливается коэффициент, учитывающий инфляцию. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ // Парламентская газета. 2009. 08 декабря. нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2010 году с коэффициентом соответственно 1,79 и 1,46.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.