реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

реферат
p align="left">Второй целью наказания является исправление осуждённого, которая заключается в том, чтобы с помощью карательных элементов наказания попытаться заставить изменить отрицательные качества личности осуждённого, под влиянием которых было совершено преступное деяние, привить ему уважительное отношение к закону, установленному правопорядку, правам и интересам других граждан.

Под исправлением осуждённого понимается достижение путём наказания такого результата, чтобы лицо после отбытия наказания не совершило нового преступления. Н.А. Беляев писал по этому поводу так: «Исправление - это та оптимальная задача, которая должна быть решена при исполнении наказания. Об исправлении преступника можно говорить тогда, когда под влиянием наказания в его сознании происходят изменения, при наличии которых преступник хотя и не превращается в активного, сознательного члена нашего общества, но уже становится безопасным для общества» Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути её реализации. - Л., 1986. - С. 46..

Речь в данном случае идёт о юридическом исправлении осуждённого. Исправление является минимальной программой коррекции сознания осуждённого, суть, которой заключается в том, чтобы приспособить его к нормальной жизни в обществе, сделать его безопасным для людей.

Третья цель может быть описана как - предупреждение совершения новых преступлений Полосин Н.В., Скворцова С.А. Уголовное право России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М., 2003. - С. 46. Законодатель выделяет два вида предупреждений:

- специальное предупреждение (частная превенция) - заключается в предупреждении, путем применения уголовного наказания, совершения осужденным новых преступлений;

- общее предупреждение (общая превенция) - предполагает возможность удержания иных лиц от совершения преступления воздействием факта осуждения и назначения наказания лицу, виновному в совершении преступления Степень воздействия различных наказаний различается, поэтому, в зависимости от конкретного вида наказания, та или иная цель выходит на первое место (прим. автора).

Итак, можно сделать небольшой вывод из сказанного: вышеназванные цели не вытекают из определения наказание, именно наказание с точки зрения юридической обязательности и социальной необходимости подчинено целям наказания. Закон направляет наказание на достижение целей, хотя и не может полностью гарантировать их достижение.

1.3.3. Виды наказаний

Реализация целей наказания в правоприменительной деятельности суда осуществляется с помощью предусмотренного уголовным законом перечня наказаний, которые различаются по своему содержанию, характеру оказываемого ими воздействия, пределам и порядку применения.

По действующему уголовному законодательству предусмотрены 12 видов наказания (ст. 44 УК РФ). Поэтому суды не могут назначить осужденному наказания, не предусмотренные данным перечнем:

«- штраф;

- лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельность;

- лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- ограничение по военной службе;

- ограничение свободы;

- арест;

- содержание в дисциплинарной воинской части;

- лишение свободы на определённый срок;

- пожизненное лишение свободы;

- смертная казнь».Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 17.

В соответствии со статьей 45 Уголовного кодекса Российской Федерации все перечисленные виды наказаний разделены на три группы: «в зависимости от порядка назначения наказаний:

1). Основные наказания, к которым относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определённый срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Данные виды наказания применяются только самостоятельно и не могут быть присоединены к другим наказаниям.

2). Дополнительные наказания, к которым относится лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград. Оно может назначаться лишь в дополнение к основным видам наказания и не может назначаться самостоятельно.

3). Наказания в виде штрафа и лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельность, могут назначаться как в качестве основных, так и дополнительных видов наказания».Полосин Н.В., Скворцова С.А. Уголовное право России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М., 2003. - С. 47

Более подробно рассматривать виды наказаний не является целью работы, поэтому не будем заострять на этом особое внимание.

Разобравшись, в целом, с основными понятиями, целями и принципами уголовной ответственности и наказания в уголовном законодательстве Российской Федерации мы приступаем к рассмотрению основной темы моей дипломной работы. Иными словами, мы рассмотрим применение уголовного законодательства непосредственно к несовершеннолетним, в части особенностей их уголовной ответственности и назначения им уголовного наказания.

Глава II. Особенности уголовного законодательства России в отношении несовершеннолетних

2.1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

2.1.1. Возраст уголовной ответственности

Как уже говорилось в предыдущ
ей главе, достижение установленного Уголовным кодексом Российской Федерации возраста -- одно из главных условий привлечения лица к уголовной ответственности Возраст уголовной ответственности не может быть установлен в законе произвольно. Прежде всего, учитываются данные наук физиологии, общей и возрастной психологии и педагогики о возрасте, начиная с которого у нормально развивающегося подростка формируются способность осознавать значение своих действий и руководить ими. Иными словами - многие запреты, которым государство придает значение правовых, допустимы для понимания и малолетнего ребенка: нельзя присваивать чужое, нельзя обижать других и т. д. Однако для привлечения лица к уголовной ответственности требуется, чтобы у него были известный уровень правового сознания, способность оценивать не только фактическую сторону своих поступков, но и их социальную значимость.

Достижение установленного возраста уголовной ответственности предполагает также наличие у лица способности правильно воспринять уголовное наказание, так как только в этом случае данное наказание может достигнуть своей цели.

Таким образом, минимальный возраст уголовной ответственности не может быть ниже возраста, когда у человека образуются определенные правовые представления, когда он в состоянии осознавать уголовно-правовые запреты.

Однако этого недостаточно для установления возраста уголовной ответственности. Процесс ускорения физического и интеллектуального развития подрастающего поколения (так называемая акселерация) неизбежно ведет к тому, что способность правильно оценивать свое поведение будет проявляться все в более раннем возрасте. Но это не требует обязательного снижения возраста уголовной ответственности.

Необходимо учитывать также возможности общества бороться с общественно опасными действиями подростков без применения уголовного наказания, путем воспитательных мер.

Итак, из всего вышесказанного, становится, очевидно, что определение возраста уголовной ответственности -- вопрос не только социально-психологический или педагогический, но и вопрос уголовной политики. Чем цивилизованнее общество, чем выше в нем уровень профилактической и воспитательной работы, тем выше может быть и возраст уголовной ответственности.

Действующее законодательство впервые предусматривает специальный раздел, посвящённый особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних.

Основанная на принципе гуманизма, подобная практика соответствует современному зарубежному уголовному законодательству, а именно «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», утвержденные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года, согласно которым «…несовершеннолетний в рамках существующей правовой системы может быть привлечен к ответственности в такой форме, которая отличается от

формы ответственности, применимой к взрослому…». Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») утверждены резолюцией 40/33 Генеральной ассамблеи ООН от 29.11.1985. // Международное право в документах. - М., 1986. - С. 248.

Введение специального раздела приводит, наконец, в соответствие нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальный кодекс в нашей стране с 1951 года содержит главу «Производство по делам несовершеннолетних», в которой сосредоточены все нормы, относящиеся к особенностям таких процессуальных действий. Положительным является и то, что в УК РФ 1996 года впервые законодательно определено само понятие «несовершеннолетний».

Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 87 «Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет». Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 37. Лица моложе четырнадцати лет считаются - малолетними, старше восемнадцати лет - совершеннолетними.

Введение специального раздела не исключает возможности применения к несовершеннолетним некоторых статей Уголовного кодекса, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания взрослых. Например, правила наказания по совокупности преступлений и приговоров, минимальные сроки лишения свободы и т.д.

Главной особенностью, ранее не известной нашему законодательству, является предоставление права суду и следственным органам не привлекать к уголовной ответственности некоторые категории несовершеннолетних. А именно, как указано в ч. 3 ст. 20 УК РФ: «Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими,

он не подлежит уголовной ответственности». Там же. - С. 9.

Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учётом особых положений, предусмотренных в настоящей главе. Введение в Уголовный кодекс таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц, этой возрастной категории.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать своё поведение, владеть собой), с другой - происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит определение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). «Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учётом всех обстоятельств и т.д. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности» Астемиров З.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних. / Под ред. д.ю.н. Стручкова. Учебное пособие - М., 1970. - С. 20.

«Опасный или трудный возраст» - так говорят порой о подростках, ещё не воспитавших в себе характера, некоторые родители, которые часто лелеют себя надеждой: «Повзрослеют - образумятся». Трудно поверить в силу только времени. Зрелость приходит не всегда с годами. Она наступает с пониманием ответственности перед людьми, обществом, законом.

Общаясь с несовершеннолетними правонарушителями, мы часто сталкиваемся с тем, что у большинства из них отсутствуют понимание противоправности их поведения, чувство меры, долга, представление о дозволенном, страх наказания, боязнь общественного мнения. Свои противоправные действия чаще всего подростки стараются «списать» на социальную и экономическую нестабильности в стране, области, городе, а уж тем более в деревне.

Жизненные потребности современных подростков чаще всего примитивные, материальные преобладают над духовными. Иными словами достичь своей низменной цели любой ценой, даже нарушая закон. Примерно треть несовершеннолетних правонарушителей мотивируют свои противозаконные действия слабохарактерностью, отсутствием силы воли, как говорится: «все пошли, и я пошел». Причём с каждым годом такие явления, как «лжетоварищество» и «стадный коллективизм», все чаще становятся причинами совершения преступлений и правонарушений в среде несовершеннолетних.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.