реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач

реферат
p align="left">Судье важно развивать в себе воспроизводящее воображение, так как только при помощи его он сможет на основании главным образом словес-ной информации мысленно воссоздать модель прошедшего события, обсто-ятельства которого рассматриваются в судебном заседании.

Ошибочно думать, что роль судьи сводится только к внимательному вы-слушиванию объяснений, ответов на задаваемые вопросы. Ему необходимо обладать и умением активно воздействовать на подсудимых, потерпевших, свидетелей, дающих ложные показания. Судья должен уметь подсказать норму поведения, показать противоречивость, логическую неоправдан-ность поведения того или иного лица в суде. Опытного судью в процессе всегда отличает беспристрастность и выдержка.

Реконструктивная сторона деятельности судьи - это текущий и завер-шающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого в соответствии с дей-ствующим законодательством приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и социальный интеллект, память, вообра-жение, мышление, интуиция судьи. Следует отметить, что мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Как правило, интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах расследования дела.

Необходимость осуществления функций организации судебного про-цесса, деятельности многих участников процесса требует развития у судьи определенных качеств организатора - дисциплинированности, собраннос-ти, целеустремленности, настойчивости, организации всех своих поступ-ков, всей своей деятельности. Многообразные функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он воспитал в себе аккуратность в вы-полнении каждого отдельного действия, каждого элемента общей структу-ры судебной деятельности.

Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, оп-ределение, решение и др. В этой деятельности реализуется общая и специ-альная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов по делу.

Деятельность работников прокуратуры многогранна и ответственна, она конкретно связана с защитой законных прав и интересов граждан. Ни одно нарушение закона не должно оставаться без реагирования со стороны про-куратуры, которая призвана обеспечивать соблюдение законов.

В Российской Федерации существуют следующие отрасли прокурорско-го надзора:

1) надзор за исполнением законов органами государственного управле-ния, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лица-ми и гражданами (общий надзор);

2) надзор за исполнением законов органами дознания и предваритель-ного следствия;

3) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В своей практической деятельности для достижения успеха прокурор и его помощники должны обладать определенными личностными качествами и, в частности, мышлением.

Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Про-фессиональная деятельность его требует большой личной инициативы, це-леустремленности, упорства, настойчивости, хороших организаторских способностей.

Коммуникативная и удостоверительная стороны деятельности прокуро-ра связаны с использованием речи в ее основных формах, как устной так и письменной.

Формирование мнения прокурора о наказании при рассмотрении в суде уголовного дела - сложный процесс, где учитываются данные правового ха-рактера, предусмотренные законом, а также сказывается множество иных факторов. Прокурор участвует в деле практически с момента возбуждения и до вынесения приговора, поэтому мнению государственного обвинителя принадлежит особая роль. В процессе он всегда высказывает его первым. Потому очень важно, чтобы оно было четко сформулировано и убедитель-но аргументировано11 Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания. // Законность. - 1993. - № 12. - с. 11.

.

Определенное мастерство требуется от прокурора при ведении допросов в зале судебного заседания, в особенности допросов членов организованной преступной группы, занимавших в этой группе различное иерархическое положение.

Политическая зрелость, нравственная чистота, понимание значимости своего труда умножает силы и способности прокурора, помогает ему пра-вильно ориентироваться в сложной обстановке, предохраняет от узкопро-фессионального отношения к своим обязанностям.

Деятельность инспектора уголовного розыска, находящегося на перед-нем крае борьбы с преступностью, состоит в раскрытии, расследовании и предупреждении уголовных преступлений: убийств, грабежей, разбоев, бандитизма, краж и т.д. Его деятельность протекает часто в условиях эк-стремальности и отличается высокой эмоциональной напряженностью. По-этому работа в уголовном розыске требует от сотрудника большой находчи-вости, смелости, инициативы, хорошей образной памяти, умения владеть собой, быстро и хладнокровно принимать решения, высокого уровня само-организованности и настойчивости.

Эта многообразная и достаточно сложная работа, в большинстве случа-ев связанная с определенным риском, регулируется законом, в рамках ко-торого и действует сотрудник уголовного розыска.

Разносторонняя деятельность работников уголовного розыска осущес-твляется, в основном, в двух формах.

Во-первых, вместе со следователем инспектор уголовного розыска выез-жает на место происшествия, участвует в осмотре, обыске, задержании и других следственных действиях.

Во-вторых, сотрудники уголовного розыска, используя профессиональ-ные методы и приемы, ставят своей задачей предупредить реализацию преступных замыслов. Работникам уголовного розыска в этих случаях при-ходится с помощью специальных приемов получать необходимую инфор-мацию о преступниках, их связях, местах нахождения и намерениях. В большинстве случаев результатом этой деятельности является неожидан-ное для преступника задержание его с поличным.

Как и в структуре профессиограммы следователя, в деятельности ин-спектора уголовного розыска активно проявляется поисковая сторона, кото-рая заключается в выявлении следов преступника и создании его психологи-ческого портрета, которые дают возможность вести розыск и последующую идентификацию личности. Вычленяя необходимую информацию на месте происшествия, инспектор уголовного розыска концентрирует внимание на «критических фигурах» (место взлома, взрыва, труп и т.д.) и «критических полях» (пути проникновения и пути ухода преступника и т.п.).

У инспектора уголовного розыска наблюдение как психический процесс и форма деятельности вырабатывает интеллектуальное качество - профес-сиональную наблюдательность, которая становится чертой личности инспектора и очень важна для него. Эту наблюдательность можно назвать еще проницательностью - качеством, которое очень важно для инспектора уго-ловного розыска.

Важным аспектом психологической наблюдательности является умение наблюдать за собой, анализировать свои поступки и действия, учитывать свои ошибки и вовремя их исправлять.

В организации получения информации от различных людей о личности преступника, его приметах, конкретных связях, возможном месте нахожде-ния заключается коммуникативная сторона деятельности инспектора уго-ловного розыска.

Сущность удостоверительной стороны деятельности этого инспектора заключается в фиксации добытой информации в специальной письменной форме.

Важна для инспектора уголовного розыска организационная сторона его деятельности. Ему часто приходится выезжать на место происшествия, встречаться с большим количеством людей, посещать различные учрежде-ния и организации. Для этого инспектор должен обладать высоким уровнем самодисциплины, умением планировать время, организовать труд добро-вольных помощников и общественность, активно используя их помощь и поддержку.

Реконструктивная сторона деятельности инспектора заключается в мыс-ленном воссоздании картины преступления, разработке основных версий по делу и подготовке плана, направленного на успешное раскрытие пре-ступления. Он также должен стремиться предупредить преступления, со-здать на своем участке обстановку, которая препятствовала бы осуществле-нию преступных намерений со стороны подучетного контингента лиц. Для этого инспектору необходимо вступать в контакт с людьми, уметь учиты-вать быстро меняющуюся обстановку, проявлять находчивость и выдержку, сочетать убеждение и принуждение в условиях соблюдения правовых пред-писаний.

В практической деятельности очень часто возникают сложные ситуации в момент задержания. Здесь инспектору следует четко определить способ задержания в данной ситуации, учитывая при этом личность человека, ко-торого необходимо задержать. Взгляд, специфический оборот речи, движе-ние не должны остаться незамеченными.

Деятельность сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями кропотливая, внешне не эффективная. Однако никто другой не возвращает обществу и государству такого большого количества материальных ценнос-тей, как работники этих подразделений. Преступники, с которыми им при-ходится иметь дело, как правило, очень грамотные, достаточно квалифици-рованные и изворотливые люди. Результаты своей преступной деятельности они умеют хорошо скрывать.

Работа этих сотрудников отличается от работы уголовного розыска. В уголовном розыске в основном работу ведут «от преступления» (убийст-ва, изнасилования, кражи и т.д.), а в борьбе с экономическими преступле-ниями инспекторам приходится «идти к преступлению», отыскивая его по мало заметным признакам. Сотрудникам этой службы приходится прове-рять заявления и жалобы граждан о нарушениях и злоупотреблениях в сис-теме торговли, об обмане покупателей, пересортице, завышении цен, о жизни отдельных материально ответственных лиц «не по средствам» и т.д. Необходимо обладать большим запасом разносторонних знаний, опытом и терпением, чтобы из перечисленных признаков была воссоздана картина замаскированного хищения собственности.

Сотрудники борьбы с экономическими преступлениями должны и хоро-шо знать бухгалтерский учет, товароведение, технологию изготовления продукции, особенности переработки, транспортировки и хранения раз-личных потребительских товаров с тем, чтобы использовать эти знания для раскрытия сложных, замаскированных хищений.

В профессиограмме работника борьбы с экономическими преступлени-ями выделяются социальная, коммуникативная, поисковая, организацион-ная и удостоверительная стороны деятельности, в которых реализуются личностные качества, умения и навыки, обеспечивающие успех в его слож-ной работе. Главное для инспектора - умение разбираться в людях, отли-чить честного человека от стяжателя, ориентироваться в сложной иерархии группы расхитителей и безошибочно выделить в ней слабое звено, через ко-торое можно было бы раскрыть сложное и достаточно замаскированное хи-щение. Важно при расследовании этой категории дел выявить мотивы, ус-ловия и цели, которые способствовали совершению конкретных хищений в различных областях промышленности, городского и сельского хозяйства, в торговле и т.д.

Основными задачами участкового инспектора милиции являются обеспе-чение общественного порядка, выявления причин и условий, способствую-щих совершению преступлений, и принятие необходимых мер к их устране-нию на обслуживаемой территории. Участковый инспектор охраняет права и законные интересы каждого гражданина, а также организаций, учреждений и предприятий от преступных посягательств и иных правонарушений.

В профессиограмме участкового инспектора выделяются социальная, конструктивная, организационная, удостоверительная, коммуникативная и поисковая стороны деятельности, в которых реализуются личностные ка-чества, навыки и умения, обеспечивающие успех в его нелегкой работе.

Деятельность инспектора ГАИ связана в основном с регулированием движения транспорта и предупреждением дорожно-транспортных проис-шествий на улицах и дорогах. Структура профессиограммы инспектора ГАИ сложная, включающая в себя ряд профессий. В первую очередь это профессия инспектора правоохранительного органа, в которой, как указы-валось выше, реализуются все шесть сторон, характерных для данного вида деятельности: поисковая, коммуникативная, удостоверительная, организа-ционная, реконструктивная и социальная. Работник ГАИ должен хорошо управлять различными транспортными средствами и для этого обладать ка-чествами, входящими в профессиограмму водителя. Он должен быть внима-тельным и решительным человеком, к тому же обладать повышенным чув-ством ответственности за свои действия.

Сотрудник таможенных органов борется с нарушениями таможенных правил и контрабандой. Его деятельность непосредственно связана с пересе-чением гражданами нашей страны и иностранцами Государственной грани-цы Российской Федерации. Как правило, таможни располагаются непосред-ственно вблизи границы, а также в аэропортах, где заканчиваются заграничные рейсы самолетов, и в морских портах. Характерной чертой дея-тельности инспектора таможни является дефицит времени: в подавляющем большинстве случаев таможенный досмотр вещей и пассажиров связан с рас-писанием движения самолетов, поездов, теплоходов и т.д.

Отметим, что в деятельности любого инспектора таможни, а в особен-ности у оперативного работника этого органа выделяются поисковая, орга-низационная, коммуникативная и конструктивные стороны. Особенно вы-сок удельный вес поисковой деятельности, которая обеспечивает успех при обнаружении контрабанды.

В практической деятельности у талантливого инспектора очень велика поисковая доминанта, которая обеспечивает «вычленение» необходимой информации. Специфические требования предъявляются также к комму-никативным, организационным и интеллектуальным качествам работников таможни, так как их деятельность протекает обычно в условиях строгого де-фицита времени, постоянного общения с большой массой людей и т.д. Кроме специальных знаний таможенный инспектор должен владеть инос-транными языками, знать экономику, товароведение, хорошо разбираться в людях.

Заключение

Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессиональ-ного воспитания, обучения и усовершенствования. Кратко остановимся на характеристике перечисленных этапов.

Профориентация - это знание особенностей профессии юриста, а также профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста.

Профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятель-ность вузов, органов прокуратуры и МВД по специализированному отбору на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной юридической профессии качеств и свойств личности. На завершающем этапе профотбора проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности. При проведении собеседования изучаются склонности и направлен-ность личности. В области социальной деятельности от будущего юриста требуется стрем-ление к истине, торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципи-альность.

Одной из важных задач органов прокуратуры, юстиции и суда, а также вузов является координация своих действий по отбору абитуриентов, орга-низация их обучения и воспитания.

Потребность в самовоспитании органически входит в общую структуру отношений личности к окружающему миру, людям, к себе, своей деятель-ности и является одним из внутренних мотивов, побуждающих человека к высоконравственному поведению. Стремление к знаниям, к трудовой и об-щественной деятельности побуждает человека к дальнейшему совершен-ствованию своих способностей, к активным действиям во имя долга как осознанной необходимости выполнения своих обязанностей перед общест-вом, коллективом, самим собой.

Велика и ответственна в процессе обучения и воспитания роль юриди-ческого вуза, который должен задатки обучающегося развить в систему ка-честв, навыков и умений, необходимых личности будущего юриста для добросовестного выполнения своих служебных задач.

Список использованной литературы

Боронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. - М., 1965.

Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1991.

Дулов А.В. Судебная психология. - Минск, 1975.

Лук А. Н. Память и кибернетика. - М. , 1966.

Макаренко А. С. Полн. собр. соч. в 7 тт. - М., 1958. .

Никифорова А.С. Эмоции в нашей жизни. - М., 1974.

Общая психология / Под ред. акад. А В. Петровского. - М., 1986.

Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т.З. - 2-е изд. - М., 1955.

Пекелис В. Твои возможности, человек. - М., 1973.

Психоло-гия / Под ред. А. П. Рудика. - М., 1974.

Психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.,1986.

Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М., 1867.

Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959.

Сеченов И. М. . Избранные произведения. - М., 1958.

Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания. // Законность. - 1993. - № 12.

Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. - М., 1996.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М., 1995.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.