p align="left">Судье важно развивать в себе воспроизводящее воображение, так как только при помощи его он сможет на основании главным образом словес-ной информации мысленно воссоздать модель прошедшего события, обсто-ятельства которого рассматриваются в судебном заседании. Ошибочно думать, что роль судьи сводится только к внимательному вы-слушиванию объяснений, ответов на задаваемые вопросы. Ему необходимо обладать и умением активно воздействовать на подсудимых, потерпевших, свидетелей, дающих ложные показания. Судья должен уметь подсказать норму поведения, показать противоречивость, логическую неоправдан-ность поведения того или иного лица в суде. Опытного судью в процессе всегда отличает беспристрастность и выдержка. Реконструктивная сторона деятельности судьи - это текущий и завер-шающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого в соответствии с дей-ствующим законодательством приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и социальный интеллект, память, вообра-жение, мышление, интуиция судьи. Следует отметить, что мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Как правило, интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах расследования дела. Необходимость осуществления функций организации судебного про-цесса, деятельности многих участников процесса требует развития у судьи определенных качеств организатора - дисциплинированности, собраннос-ти, целеустремленности, настойчивости, организации всех своих поступ-ков, всей своей деятельности. Многообразные функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он воспитал в себе аккуратность в вы-полнении каждого отдельного действия, каждого элемента общей структу-ры судебной деятельности. Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, оп-ределение, решение и др. В этой деятельности реализуется общая и специ-альная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов по делу. Деятельность работников прокуратуры многогранна и ответственна, она конкретно связана с защитой законных прав и интересов граждан. Ни одно нарушение закона не должно оставаться без реагирования со стороны про-куратуры, которая призвана обеспечивать соблюдение законов. В Российской Федерации существуют следующие отрасли прокурорско-го надзора: 1) надзор за исполнением законов органами государственного управле-ния, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лица-ми и гражданами (общий надзор); 2) надзор за исполнением законов органами дознания и предваритель-ного следствия; 3) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; 4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. В своей практической деятельности для достижения успеха прокурор и его помощники должны обладать определенными личностными качествами и, в частности, мышлением. Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Про-фессиональная деятельность его требует большой личной инициативы, це-леустремленности, упорства, настойчивости, хороших организаторских способностей. Коммуникативная и удостоверительная стороны деятельности прокуро-ра связаны с использованием речи в ее основных формах, как устной так и письменной. Формирование мнения прокурора о наказании при рассмотрении в суде уголовного дела - сложный процесс, где учитываются данные правового ха-рактера, предусмотренные законом, а также сказывается множество иных факторов. Прокурор участвует в деле практически с момента возбуждения и до вынесения приговора, поэтому мнению государственного обвинителя принадлежит особая роль. В процессе он всегда высказывает его первым. Потому очень важно, чтобы оно было четко сформулировано и убедитель-но аргументировано11 Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания. // Законность. - 1993. - № 12. - с. 11. . Определенное мастерство требуется от прокурора при ведении допросов в зале судебного заседания, в особенности допросов членов организованной преступной группы, занимавших в этой группе различное иерархическое положение. Политическая зрелость, нравственная чистота, понимание значимости своего труда умножает силы и способности прокурора, помогает ему пра-вильно ориентироваться в сложной обстановке, предохраняет от узкопро-фессионального отношения к своим обязанностям. Деятельность инспектора уголовного розыска, находящегося на перед-нем крае борьбы с преступностью, состоит в раскрытии, расследовании и предупреждении уголовных преступлений: убийств, грабежей, разбоев, бандитизма, краж и т.д. Его деятельность протекает часто в условиях эк-стремальности и отличается высокой эмоциональной напряженностью. По-этому работа в уголовном розыске требует от сотрудника большой находчи-вости, смелости, инициативы, хорошей образной памяти, умения владеть собой, быстро и хладнокровно принимать решения, высокого уровня само-организованности и настойчивости. Эта многообразная и достаточно сложная работа, в большинстве случа-ев связанная с определенным риском, регулируется законом, в рамках ко-торого и действует сотрудник уголовного розыска. Разносторонняя деятельность работников уголовного розыска осущес-твляется, в основном, в двух формах. Во-первых, вместе со следователем инспектор уголовного розыска выез-жает на место происшествия, участвует в осмотре, обыске, задержании и других следственных действиях. Во-вторых, сотрудники уголовного розыска, используя профессиональ-ные методы и приемы, ставят своей задачей предупредить реализацию преступных замыслов. Работникам уголовного розыска в этих случаях при-ходится с помощью специальных приемов получать необходимую инфор-мацию о преступниках, их связях, местах нахождения и намерениях. В большинстве случаев результатом этой деятельности является неожидан-ное для преступника задержание его с поличным. Как и в структуре профессиограммы следователя, в деятельности ин-спектора уголовного розыска активно проявляется поисковая сторона, кото-рая заключается в выявлении следов преступника и создании его психологи-ческого портрета, которые дают возможность вести розыск и последующую идентификацию личности. Вычленяя необходимую информацию на месте происшествия, инспектор уголовного розыска концентрирует внимание на «критических фигурах» (место взлома, взрыва, труп и т.д.) и «критических полях» (пути проникновения и пути ухода преступника и т.п.). У инспектора уголовного розыска наблюдение как психический процесс и форма деятельности вырабатывает интеллектуальное качество - профес-сиональную наблюдательность, которая становится чертой личности инспектора и очень важна для него. Эту наблюдательность можно назвать еще проницательностью - качеством, которое очень важно для инспектора уго-ловного розыска. Важным аспектом психологической наблюдательности является умение наблюдать за собой, анализировать свои поступки и действия, учитывать свои ошибки и вовремя их исправлять. В организации получения информации от различных людей о личности преступника, его приметах, конкретных связях, возможном месте нахожде-ния заключается коммуникативная сторона деятельности инспектора уго-ловного розыска. Сущность удостоверительной стороны деятельности этого инспектора заключается в фиксации добытой информации в специальной письменной форме. Важна для инспектора уголовного розыска организационная сторона его деятельности. Ему часто приходится выезжать на место происшествия, встречаться с большим количеством людей, посещать различные учрежде-ния и организации. Для этого инспектор должен обладать высоким уровнем самодисциплины, умением планировать время, организовать труд добро-вольных помощников и общественность, активно используя их помощь и поддержку. Реконструктивная сторона деятельности инспектора заключается в мыс-ленном воссоздании картины преступления, разработке основных версий по делу и подготовке плана, направленного на успешное раскрытие пре-ступления. Он также должен стремиться предупредить преступления, со-здать на своем участке обстановку, которая препятствовала бы осуществле-нию преступных намерений со стороны подучетного контингента лиц. Для этого инспектору необходимо вступать в контакт с людьми, уметь учиты-вать быстро меняющуюся обстановку, проявлять находчивость и выдержку, сочетать убеждение и принуждение в условиях соблюдения правовых пред-писаний. В практической деятельности очень часто возникают сложные ситуации в момент задержания. Здесь инспектору следует четко определить способ задержания в данной ситуации, учитывая при этом личность человека, ко-торого необходимо задержать. Взгляд, специфический оборот речи, движе-ние не должны остаться незамеченными. Деятельность сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями кропотливая, внешне не эффективная. Однако никто другой не возвращает обществу и государству такого большого количества материальных ценнос-тей, как работники этих подразделений. Преступники, с которыми им при-ходится иметь дело, как правило, очень грамотные, достаточно квалифици-рованные и изворотливые люди. Результаты своей преступной деятельности они умеют хорошо скрывать. Работа этих сотрудников отличается от работы уголовного розыска. В уголовном розыске в основном работу ведут «от преступления» (убийст-ва, изнасилования, кражи и т.д.), а в борьбе с экономическими преступле-ниями инспекторам приходится «идти к преступлению», отыскивая его по мало заметным признакам. Сотрудникам этой службы приходится прове-рять заявления и жалобы граждан о нарушениях и злоупотреблениях в сис-теме торговли, об обмане покупателей, пересортице, завышении цен, о жизни отдельных материально ответственных лиц «не по средствам» и т.д. Необходимо обладать большим запасом разносторонних знаний, опытом и терпением, чтобы из перечисленных признаков была воссоздана картина замаскированного хищения собственности. Сотрудники борьбы с экономическими преступлениями должны и хоро-шо знать бухгалтерский учет, товароведение, технологию изготовления продукции, особенности переработки, транспортировки и хранения раз-личных потребительских товаров с тем, чтобы использовать эти знания для раскрытия сложных, замаскированных хищений. В профессиограмме работника борьбы с экономическими преступлени-ями выделяются социальная, коммуникативная, поисковая, организацион-ная и удостоверительная стороны деятельности, в которых реализуются личностные качества, умения и навыки, обеспечивающие успех в его слож-ной работе. Главное для инспектора - умение разбираться в людях, отли-чить честного человека от стяжателя, ориентироваться в сложной иерархии группы расхитителей и безошибочно выделить в ней слабое звено, через ко-торое можно было бы раскрыть сложное и достаточно замаскированное хи-щение. Важно при расследовании этой категории дел выявить мотивы, ус-ловия и цели, которые способствовали совершению конкретных хищений в различных областях промышленности, городского и сельского хозяйства, в торговле и т.д. Основными задачами участкового инспектора милиции являются обеспе-чение общественного порядка, выявления причин и условий, способствую-щих совершению преступлений, и принятие необходимых мер к их устране-нию на обслуживаемой территории. Участковый инспектор охраняет права и законные интересы каждого гражданина, а также организаций, учреждений и предприятий от преступных посягательств и иных правонарушений. В профессиограмме участкового инспектора выделяются социальная, конструктивная, организационная, удостоверительная, коммуникативная и поисковая стороны деятельности, в которых реализуются личностные ка-чества, навыки и умения, обеспечивающие успех в его нелегкой работе. Деятельность инспектора ГАИ связана в основном с регулированием движения транспорта и предупреждением дорожно-транспортных проис-шествий на улицах и дорогах. Структура профессиограммы инспектора ГАИ сложная, включающая в себя ряд профессий. В первую очередь это профессия инспектора правоохранительного органа, в которой, как указы-валось выше, реализуются все шесть сторон, характерных для данного вида деятельности: поисковая, коммуникативная, удостоверительная, организа-ционная, реконструктивная и социальная. Работник ГАИ должен хорошо управлять различными транспортными средствами и для этого обладать ка-чествами, входящими в профессиограмму водителя. Он должен быть внима-тельным и решительным человеком, к тому же обладать повышенным чув-ством ответственности за свои действия. Сотрудник таможенных органов борется с нарушениями таможенных правил и контрабандой. Его деятельность непосредственно связана с пересе-чением гражданами нашей страны и иностранцами Государственной грани-цы Российской Федерации. Как правило, таможни располагаются непосред-ственно вблизи границы, а также в аэропортах, где заканчиваются заграничные рейсы самолетов, и в морских портах. Характерной чертой дея-тельности инспектора таможни является дефицит времени: в подавляющем большинстве случаев таможенный досмотр вещей и пассажиров связан с рас-писанием движения самолетов, поездов, теплоходов и т.д. Отметим, что в деятельности любого инспектора таможни, а в особен-ности у оперативного работника этого органа выделяются поисковая, орга-низационная, коммуникативная и конструктивные стороны. Особенно вы-сок удельный вес поисковой деятельности, которая обеспечивает успех при обнаружении контрабанды. В практической деятельности у талантливого инспектора очень велика поисковая доминанта, которая обеспечивает «вычленение» необходимой информации. Специфические требования предъявляются также к комму-никативным, организационным и интеллектуальным качествам работников таможни, так как их деятельность протекает обычно в условиях строгого де-фицита времени, постоянного общения с большой массой людей и т.д. Кроме специальных знаний таможенный инспектор должен владеть инос-транными языками, знать экономику, товароведение, хорошо разбираться в людях. Заключение Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессиональ-ного воспитания, обучения и усовершенствования. Кратко остановимся на характеристике перечисленных этапов. Профориентация - это знание особенностей профессии юриста, а также профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста. Профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятель-ность вузов, органов прокуратуры и МВД по специализированному отбору на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной юридической профессии качеств и свойств личности. На завершающем этапе профотбора проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности. При проведении собеседования изучаются склонности и направлен-ность личности. В области социальной деятельности от будущего юриста требуется стрем-ление к истине, торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципи-альность. Одной из важных задач органов прокуратуры, юстиции и суда, а также вузов является координация своих действий по отбору абитуриентов, орга-низация их обучения и воспитания. Потребность в самовоспитании органически входит в общую структуру отношений личности к окружающему миру, людям, к себе, своей деятель-ности и является одним из внутренних мотивов, побуждающих человека к высоконравственному поведению. Стремление к знаниям, к трудовой и об-щественной деятельности побуждает человека к дальнейшему совершен-ствованию своих способностей, к активным действиям во имя долга как осознанной необходимости выполнения своих обязанностей перед общест-вом, коллективом, самим собой. Велика и ответственна в процессе обучения и воспитания роль юриди-ческого вуза, который должен задатки обучающегося развить в систему ка-честв, навыков и умений, необходимых личности будущего юриста для добросовестного выполнения своих служебных задач. Список использованной литературы Боронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. - М., 1965. Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1991. Дулов А.В. Судебная психология. - Минск, 1975. Лук А. Н. Память и кибернетика. - М. , 1966. Макаренко А. С. Полн. собр. соч. в 7 тт. - М., 1958. . Никифорова А.С. Эмоции в нашей жизни. - М., 1974. Общая психология / Под ред. акад. А В. Петровского. - М., 1986. Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т.З. - 2-е изд. - М., 1955. Пекелис В. Твои возможности, человек. - М., 1973. Психоло-гия / Под ред. А. П. Рудика. - М., 1974. Психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.,1986. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М., 1867. Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959. Сеченов И. М. . Избранные произведения. - М., 1958. Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания. // Законность. - 1993. - № 12. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. - М., 1996. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М., 1995.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|