реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач

реферат
p align="left">2. Целенаправленные упражнения. Все виды памяти можно развить путем специальных упражнений:

а) заучивание цифрового материала,

б) заучивание прозы и стихов,

в) запоми-нание образов.

В последнем случае можно рекомендовать метод известного художника Айвазовского.

К примеру, на прогулке вы залюбовались поразившим вас пейзажем. Чтобы запечатлеть его в памяти, надо взглянуть на пейзаж внимательно несколько раз подряд, закрывая и открывая глаза и сравнивая при этом то, что вы видите, с тем, что вы пред-ставляете, когда ваши глаза закрыты. Постепенно зрительное впечатление будет становиться все полнее и ярче. Если вам по-надобится в считанные секунды оценить обстановку или запом-нить большой объем зрительной информации, навыки запомина-ния, приобретенные с помощью этого метода, вам очень пригодятся.

3. Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить уви-денное, надо развивать наблюдательность. Она способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию и запо-минанию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д.

Гигиена памяти

Память является важнейшей функцией интеллекта. Поэтому каждый человек, особенно работник юридического труда должен соблюдать гигиену памяти. В этом отноше-нии можно рекомендовать следующее:

1) при утомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими напитками (чай, кофе, алкоголь). Вред этих «взбадриваний» заключается в том, что избавляя себя от чувства усталости, человек не снимает утомления, а длительное «взбадривание» приводит к нервным расстройствам;

2) при интенсивной умственной работе (чтение, составление документов, подготовка к важным совещаниям, мероприятиям) целесообразно через 40-45 минут делать небольшие перерывы в работе на 10-12 минут. Необходимы также продуманная организация рабочего дня и полноценный сон;

3) существенное значение для памяти имеет правильное питание не реже трех раз в день при обязательном употреблении, жиров и углеродов.

Память - это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность

1.2. Мышление и интуиция в решении задач

Юридическая работа постоянно связана с решением самых разнообразных задач. Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объективной действительности, которые скрыты от его глаз.

Мышление протекает на вербальной основе. Слова соз-дают необходимую материальную оболочку мысли. Чем лучше продумана какая-либо мысль, тем яснее она выражается в словах и, наоборот, чем четче словесная формулировка, тем глубже мысль. «Мышление, - писал ИП Павлов, - ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация - это есть момент рождения мысли»11 Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т.З. - 2-е изд. - М., 1955, с. 232.. Мысль человека формулируется в образах, понятиях и суждениях. Суждения бывают общими, частными и единичными. Они образуются двумя основными способами:

1) непосредственно, когда в них выражено то, что воспринимается,

2) опосредованно - путем умозаключений или рассуждений.

Процесс мышления - это прежде всего анализ, синтез и обобщение Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д. Например, анализируя поведение обвиняемого по уголовному делу, следо-ватель мысленно делит это поведение по каким-то критериям на отдельные части.

Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотне-сение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе

Сравнение состоит в сопоставлении между собой предме-тов, явлений, их свойств и отношений. Так, чтобы решить вопрос о том, является или не является данное лицо подозреваемым по конкретному уголовному делу, нужно расчленить поведение ин-дивида на отдельные признаки - действия и сличить их по воз-можности с эталонными признаками этого преступления. Выявленное совпадение или несовпадение признаков служит основой для принятия решения.

В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в резуль-тате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для раз-личных объектов свойства бывают двух видов:

общие как сходные признаки;

общие как существенные признаки.

Сле-довательно, всякое существенное свойство является между тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот не всякое общее (сходное) свойство является суще-ственным для данной группы объектов. Общие существенные признаки выделяются, в ходе и в результате углубленного анали-за и синтеза. Отметим, что закономерности анализа, синтеза и обобщения суть основные внутренние специфические законо-мерности мышления.

В современной психологии выделяют в основном три вида мышления:

наглядно-действенное,

наглядно-образное,

отвле-ченное (теоретическое) мышление11 Общая психология / Под ред. акад. А В. Петровского. - М., 1986, с. 342-343.

.

Наглядно-действенное (предметное) мышление прояв-ляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития; человек прибегает к помощи мимики и жестов, анализируя и синтезируя объекты своей деятельности, свое поведение. Обращение к собеседнику, следование примеру, показ действия или рассказ о них всегда связаны с наглядно-действенным мышлением. Развитие такого вида мышления очень важно для исполнения двигательной или операторской деятельности юриста-практика.

Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше. Например, при проведении следственных действий, обдумывая маршрут движения к цели по городу, следователь в наглядных образах представляет себе все возможные пути движения. Он анализирует каждый из них и, сравнивая протяженность, напряженность движения транспорта и пешеходов в определенные часы, мысленно решает проблемную задачу. Чем полнее и подробнее сведения о данном городе, микрорайоне, улице, доме, квартире, где совершено преступление, тем ярче перед следователем будут проявляться образы ситуаций, тем правильнее он сможет принять решение.

Образное мышление способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста-практика.

Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мыслительных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе общения

В процессе жизнедеятельности ни один человек, естественно, не пользуется каким-то видом мышления изолированно, работник юридического труда не является исключением.

Практическое мышление осуществляется путем использо-вания общих мыслительных операций (анализа, синтеза, обоб-щения, сравнения, абстрагирования и конкретизации) и класси-фикации, систематизации, структурирования11 Психоло-гия / Под ред. А. П. Рудика. - М., 1974, с. 171-175.. Практическое мышление носит творческий характер.

Кратко остановимся на качествах творческого мышления.

1. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям - это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все в расследуемом деле просто. Например, следователь ис-пользует на стыке реконструктивной и поисковой деятельности проблемный характер мышления.

2. Динамичность мышления - способность быстро, твор-чески ориентироваться в расследуемом деле, выделить, что до-стойно первостепенного внимания и от чего следует отвлечься, бы-строта схватывания информации и определение оснований, которыми нужно руководствоваться в последующем развитии версии. Это качество мышления помогает и в таком следствен-ном действии, как допрос.

3 Оперативность мышления - включение умственных операций (наблюдательности, воображения), которые в исследо-вании вещественных доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы, оперативность мышления необходима и в поисковой деятельности следователя для разумного сочета-ния наблюдательности, воображения и интуиции.

4. Широта мышления - это продуктивность творческой работы при решении многих проблем. Данное качество особенно необходимо следователям и судьям, расследующим или рас-сматривающим хозяйственные преступления, где нужна большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и опыта в процессе познавательной деятельности.

5. Глубина мышления проявляется в выявлении суще-ственных свойств, связей и отношений между предметами и яв-лениями. Конкретным выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза. Глубина мышления тесно связана с избирательностью. Чем уже проблема, явление, тем больше свойств, деталей можно рассмотреть при ее изучении.

6. Обоснованность в выдвижении версий по расследуе-мому делу - в качественной проработке. Смелость, оригиналь-ность и обоснованность отличны от дискурсивного мышления тем, что эти качества в процессе познания предшествуют логике, особенно на первых этапах расследования. Так, следователь, обладая этими качествами, гораздо скорее составит вероятную версию при переборе вариантов, чем другой, который не об-ладает этими качествами.

7. Логичность мышления - это развитие последователь-ности мыслительного процесса, строгость и «проницательность» доказательства, умение сделать обобщающие выводы из обшир-ных и разнообразных юридических фактов.

8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышле-ния - стержень мыслительного процесса работника юридичес-кого труда, без которого он не может установить истину.

Специфической особенностью творческих процессов ре-шения задач является присутствие в них интуиции.

Интуицию обычно рассматривают как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого выво-да. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических опре-делений и доказательств как промежуточных звеньев познания. Эффективность принятия интуитивных решений зависит от мно-гих факторов. Здесь особенно важен опыт судьи и следователя, их знания, умения, навыки. Большую роль играет также их психи-ческое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на генерировании интуитивных решений, и, наобо-рот, страх, подавленность, растерянность низводят интуицию до уровня беспредметного гадания. Интуиция, кроме того, связана с индивидуально-психологическими особенностями человека. Одни люди склонны действовать во многих случаях из логики фактов, другие очень часто полагаются на интуицию. Однако во всех слу-чаях основой интуиции является опыт, и ее сила или слабость коренятся в прошлом опыте.

Экспериментальные исследования процесса мышления показали наличие устойчивой корреляции между мышлением, памятью, вниманием и восприятием. Наиболее показательны корреляции между мышлением и различными сторонами памяти. Для развития мышления важны также навыки чтения, общения, об-общения, сравнения, анализа, синтеза и т. д. Таким образом, для того, чтобы формировать и развивать мышление, нужно как можно активнее тренировать все структурные компоненты интеллекта.

Особое значение для развития творческого мышления имеет работа над проблемными задачами. Проблемная задача - это запуск мыслительных операций. Она характеризуется тем, что создает определенное противоречие между знаниями, кото-рыми обладает человек, и явлениями, которые он не может объяснить в рамках имеющихся у него знаний. Появление этого затруднения порождает активизацию мышления, воли, эмоций. Человек ищет решение задачи, и в процессе поиска формируются профессиональные качества мышления.

1.3. Речь в юридической работе

Речь в деятельности юриста выступает в качестве носите-ля информации и как средство воздействия. Воздействия при помощи речи бывают разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.