реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основы правоведения

реферат
p align="left">Объективное и субъективное право тесно взаимосвязаны. На основе объективного права приобретаются субъективные права (если они не носят естественный, прирожденный характер), возникают правоотношения.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

В мировой юридической науке нет общепринятого определения государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Поэтому логично сначала выяснить внешние признаки государства, отличающие его от общества и его политических организаций. К ним относятся:

народ -- совокупность индивидов, объединенных правовой связью с государством. Эта связь выражается в институтах гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Понятие "государственный народ" следует отличать от понятия "население государства", которое гораздо шире по объему: в него включают не только граждан, но и иностранцев, и лиц без гражданства, проживающих на территории государства;

территория -- материальная база государства. Это часть земного шара, с которой исторически связан государственный народ, имеющая границы, признанные международным сообществом. Территория государства -- это пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть;

публичная организованная власть, иначе говоря, власть, выделившаяся из общества, не совпадающая с ним, стоящая над ним. Государственная власть имеет свой особый аппарат в виде органов государства и профессиональных управленцев (армия, полиция, чиновники, судьи и т.д.). Главное назначение государственной власти -- руководство общезначимыми для народа делами;

система сбора финансовых средств (дань, налоги, сборы, разного рода повинности). Эти средства необходимы для решения общезначимых проблем (например, обороны, строительства общественных зданий и сооружений), а также для содержания государственного аппарата;

право -- система общеобязательных правил поведения;

суверенитет -- самостоятельность и независимость государства во внутренних и внешних делах. Как указывалось выше, суверенность является признаком государственной власти, но этот признак распространяется и на государство в целом.

Исходя из этих взаимосвязанных признаков государства, можно дать следующее его определение:

Государство -- это политическая организация общества, обладающая полномочиями по управлению территориально-организованным населением с целью выполнения общесоциальных дел.

РАЗЛИЧИЕ НОРМ ПРАВА ОТ НОРМ МОРАЛИ

Мораль и право являются главными регуляторами поведения людей. Соотношение между ними сложное, оно представляет собой взаимосвязь единства и различия.

Право и мораль различают:

1) способы установления. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством, а нормы морали не являются продуктом целенаправленной деятельности, они возникают и развиваются в обществе стихийно. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер;

2) методы обеспечения. Право обеспечивается и охраняется государством, которое следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, а мораль опирается на силу общественного мнения;

3) форма выражения. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, а нравственные нормы возникают и существуют в сознании людей;

4) оценочные понятия. В оценке поведения людей право оперирует понятиями правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а мораль оценивает человеческие поступки с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести, долга;

5) различный характер ответственности за нарушение нормы и различный порядок реализации ответственности. Нарушение нормы права влечет за собой негативную реакцию государства -- юридическую ответственность. Формы юридической ответственности и порядок ее реализации строго регламентированы законом. Иной характер носит ответственность за нарушение норм морали. Здесь нет ни установленных форм, ни четкой процедуры. К нарушителю применяются различные стихийно складывающиеся формы морального воздействия (бойкот, высмеивание, презрение, публичное осуждение).

6) сферы действия. Мораль регулирует, как правило, межличностные отношения, а право, кроме этого -- отношения собственности, властеотношения, труд, управление, правосудие.

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

В науке понятие "функция" употребляется в различных значениях. Этот термин используют и математики, и биологи, и медики, и кибернетики. В юридической науке понятие "функция" употребляется для характеристики роли государства и права в жизни общества. Через понятие функций государства раскрываются сущность государства и содержание его деятельности, его социальное назначение.

Функции государства -- это основные направления и стороны деятельности государства.

Функции государства классифицируют по различным основаниям.

Так, в зависимости от продолжительности действия различают постоянные и временные функции государства. Например, на всех этапах своего существования государство осуществляет функцию охраны правопорядка (постоянная функция). В то же время функция ликвидации последствий конкретного стихийного бедствия или техногенной катастрофы носит временный характер. Она исчезает с достижением поставленной перед государством задачи. В зависимости от значения различают основные и второстепенные функции государства. Их соотношение, "удельный вес" в деятельности государства определяются конкретным историческим этапом его развития и дают возможность оценить сущность государства, его социальное назначение. Например, в годы войны на первое место выходит функция обороны, все другие функции государства ей подчинены;

В зависимости от сферы приложения различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач государства, а внешние -- на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

К внутренним функциям государства относятся:

экономическая функция (формирование и исполнение бюджета, составление и выполнение программ экономического развития, финансирование ряда отраслей, непосредственное руководство государственным сектором экономики);

функция защиты прав и свобод человека и гражданина (конституционное закрепление личных, политических и социальных прав человека, деятельность государственных органов, защищающих права человека и гражданина);

социальная функция (обеспечение достойного уровня жизни человека, помощь гражданам государства, которые по объективным причинам не могут участвовать в создании материальных благ);

функция финансового контроля (выявление и учет доходов производителей материальных и духовных благ, взимание налогов, распределение налоговых средств);

функция охраны правопорядка (обеспечение точного и полного осуществления правовых предписаний всеми участниками правовых отношений внутри государства, привлечение к юридической ответственности правонарушителей);

природоохранительная, или иначе -- экологическая функция (регулирование процесса использования природных ресурсов, сохранение и восстановление естественной среды обитания человека).

Для современного государства характерно особое внимание к социальной и экологической функциям, функции защиты прав и свобод человека и гражданина, а также появление новых функций. Среди них:

культурная (духовная) функция (организация образования, обеспечение сохранности культурного наследия и доступа граждан к нему);

информационная функция (организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации).

К внешним функциям государства относятся:

функция обеспечения безопасности государства (защита страны от нападения извне, защита общенациональных интересов от деструктивных действий внутри страны);

функция международного сотрудничества (сотрудничество в политической, экономической, культурной и спортивной сферах, участие в поддержании мирового правопорядка, помощь населению других государств, оказавшихся в условиях стихийного, социального бедствия или техногенной катастрофы).

В современном мире, когда общественная жизнь все более интернационализируется, грань между внешними и внутренними функциями постепенно стирается. Практически каждая из функций государства имеет как внутреннюю, так и внешнюю стороны.

МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Механизм государства -- это целостная система государственных органов, осуществляющих государственную власть, а также учреждений, предприятий, посредством которых выполняются задачи и функции государства.

Механизм государства имеет иерархическое строение, иначе говоря, нижестоящие его элементы подчиняются вышестоящим. Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

Структура механизма государства включает:

государственный аппарат (систему органов государственной власти). Государственный аппарат соотносится с механизмом государства как часть и целое, выступая в качестве главного элемента механизма государства. Например, государственный аппарат Украинского государства включает Верховную Раду, Президента, Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные государственные администрации, суды, прокуратуру;

государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д. Например, в механизм Украинского государства включаются государственные учреждения здравоохранения, государственные учебные заведения, государственные предприятия;

государственных служащих (чиновников);

организационные и финансовые средства (например, средства государственного бюджета), а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности механизма государства.

Орган государственной власти -- это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть единого государственного аппарата Украины.

Орган государственной власти имеет особые признаки, отличающие его от негосударственных организаций. К ним относятся:

1) государственно-властный характер. Государственный орган действует по воле государства и от имени государства. Орган государства вправе издавать обязательные

для исполнения нормативные и индивидуальные правовые акты, осуществлять контроль за их исполнением, применять, в случае необходимости, меры принуждения;

компетенция -- совокупность полномочий (прав и обязанностей), предмета ведения (сферы управления) и территориального масштаба деятельности. Компетенция каждого государственного органа законодательно определена и ограничена. Государственный орган вправе принимать решения только в пределах своей компетенции. Например, Верховная Рада Украины не вправе выносить приговор по уголовному делу, а Верховный Суд Украины не вправе принимать законы;

организационная структура. Каждый государственный орган представляет собой коллектив, который состоит из служащих. В этом коллективе есть руководители и подчиненные, между которыми существуют особые правовые отношения.

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Важной составляющей правового демократического государства является разделение властей. Идею разделения властей выдвинули и обосновали западноевропейские теоретики государства и права: Марсилий Падуанский, Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье. В настоящее время принцип разделения властей закреплен в большинстве конституций демократических государств.

Разделение властей -- это теория и конституционный принцип, исходящие из того, что для нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые другу от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Некоторые теоретики государства в особые ветви выделяют также власть главы государства, информационную, контрольную, муниципальную, избирательную власти.

Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.

Принцип разделения властей закреплен ст. 6 Конституции Украины, которая гласит: "Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины".

Таким образом, закрепляется не только самостоятельность и независимость властей, но и их строгое подчинение Конституции и законам Украины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.