p align="left">Гражданская дееспособность -- это способность физического лица своими действиями приобретать для себя гражданские права и самостоятельно их осуществлять, а также способность своими действиями создавать для себя гражданские обязанности, самостоятельно их исполнять и отвечать в случае их неисполнения. Юридическими лицами признаются организации, которые созданы путем объединения лиц и/или имущества, наделены правоспособностью и могут приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах. Правовые признаки юридического лица: организационное единство; наличие обособленного имущества; возможность выступать в гражданском обороте от собственного имени; способность самостоятельно нести имущественную ответственность. Юридические лица наделены гражданской правосубъектностью, то есть гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью, которые возникают одновременно с момента их государственной регистрации. Юридическое лицо создается и прекращается в порядке, определенном действующим законодательством (например, Законом Украины "О предприятиях" от 27 марта 1991 г.). ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В УКРАИНЕ Собственность -- это экономическая категория, которая является одним из проявлений общественных отношений по поводу присвоения материальных благ. Право собственности -- это совокупность правовых норм, регулирующих и закрепляющих общественные отношения, возникающие с присвоением материальных благ гражданами, юридическими лицами и государством, которые предоставляют названным субъектам равные права и обязанности по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Право собственности рассматривается как в объективном, так и в субъективном аспектах. В объективном аспекте право собственности -- это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Правовой основой закрепления права собственности в Украине являются Конституция Украины, Гражданский кодекс Украины, Закон Украины "О собственности" от 7 февраля 1991 г. и другие законодательные и нормативные акты. В субъективном аспекте право собственности представляет собой совокупность полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Владение -- это фактическое наличие вещи в хозяйстве собственника и его возможность влиять на нее непосредственно. Владение может быть законным (например, наличие у лица вещи на праве собственности) и незаконным (скажем, владение имуществом, добытым преступными действиями, присвоение находки). Незаконное владение подразделяется на добросовестное (если лицо не знало и не могло знать о том, что владеет чужим имуществом) и недобросовестное (если лицо знало или должно было знать о том, что владение незаконное). Пользование -- это право извлекать из вещей их полезные свойства (например, обрабатывать землю и получать урожай, употреблять продукты питания, носить одежду и обувь). Распоряжение -- это право определять юридическую или фактическую судьбу имущества (например, продавать, дарить, обменивать, перерабатывать, завещать). Совокупность указанных полномочий у лица дает основания считать его собственником соответствующего имущества. Различают следующие формы собственности: 1) Собственность Украинского народа -- земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа; частная собственность -- имущественные и личные неимущественные блага конкретного физического или юридического лица (жилые дома, транспортные средства, деньги, ценные бумаги, результаты интеллектуального творчества и иное имущество потребительского и производственного назначения); коллективная собственность -- имущество, которое принадлежит определенному коллективу и необходимо для его функционирования (имущество коллективного предприятия, кооператива, арендного или акционерного предприятия, хозяйственного общества, хозяйственного объединения, профессионального союза, политической партии или другой общественной организации, религиозной организации и т. п.); 4) Государственная собственность -- имущество, в том числе денежные средства, необходимые для выполнения государством своих функций (например, единая энергетическая система, информационная система, системы связи, транспорта общего пользования, средства государственного бюджета и т. п.). Государственная собственность подразделяется на общегосударственную и собственность административно-территориальных единиц (коммунальную). В соответствии с действующим гражданским законодательством право собственности прекращается в случае: отчуждения собственником своего имущества; отказа собственника от права собственности; прекращения права собственности на имущество, которое по закону не может принадлежать этому лицу; уничтожение имущества; выкупа бесхозяйственно содержащихся памятников истории и культуры; выкупа земельного участка в силу общественной необходимости; выкупа недвижимого имущества в связи с выкупом с целью общественной необходимости земельного участка, на котором оно размещено; обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника; реквизиции; конфискации; в иных случаях, установленных законом. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов и соблюдение законов о налогообложении несут налогоплательщики в соответствии с законами Украины. Суммы налогов, не внесенные в определенный срок, а также суммы штрафов и других финансовых санкций взимаются за все время уклонения от уплаты налогов с юридических лиц независимо от формы собственности и результатов финансово-хозяйственной деятельности в безоговорочном порядке, а с физических лиц -- в судебном порядке или через нотариальные конторы по исполнительным листам. Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему *налогообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, или каким-либо другим лицом, обязанным их уплачивать, если эти действия привели к фактическому непоступлению в бюджеты либо государственные целевые фонды средств в значительных размерах, влечет уголовную ответственность (ст. 212 УК Украины). Уклонение от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуальной трудовой деятельностью либо об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, и в других случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, либо несвоевременная подача декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, представляют собой административные правонарушения (ст. 1641 Кодекса Украины об административных правонарушениях -- КУоАП). К административной ответственности привлекаются также должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления за незаконное предоставление предпринимателям налоговых льгот, которые ставят их в привилегированное положение по отношению к другим предпринимателям (ст. 1663 КУоАП). Руководители и другие должностные лица банков и иных финансово-кредитных учреждений за невыполнение требований, предусмотренных законодательными актами о налогообложении, а также за непредоставление государственным налоговым органам сведений об открытии счетов субъектам предпринимательской деятельности привлекаются к ответственности согласно законодательству Украины. СОСТАВ ПРАВООТНОШЕНИЙ Правоотношение является конструкцией, в которую входят следующие структурные элементы: субъекты -- как минимум, два. Один из них является -- управомоченным лицом (носителем права), другой -- обязанным лицом (носителем обязанности); объект -- реальное (материальное или нематериальное) благо, по поводу которого субъекты вступают в правоотношение; содержание -- субъективные права и юридические обязанности участников правового отношения. Субъективное право -- предусмотренная правом линия возможного поведения лица. Юридическая обязанность -- предписанная правом линия должного поведения лица. В каждом правоотношении субъективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого участника. Рассмотрим эти структурные элементы на примере правоотношения, возникшего на основе договора займа. Субъектами правоотношения являются два лица: заимодавец (предоставивший определенную сумму денег) и заемщик (получивший от заимодавца определенную сумму денег). Объектом правоотношения является реальное благо -- взятая взаймы сумма денег. Субъективным правом заимодавца является требование о возврате заемной суммы. Юридической обязанностью заемщика является возврат денег. Право и соответствующая ему обязанность составляют содержание данного правоотношения. ПРАВОТВОРЧЕСТВО, ПОНЯТИЕ И СТАДИИ Правотворческая деятельность осуществляется на определенных принципах -- основных идеях, отправных основах, на которых строится правотворчество. Рассматривают следующие принципы правотворчества: демократизм, гуманизм, сочетание национального и интернационального, законность, научность, плановость. Виды правотворчества -- это совокупность средств и способов проявления общественных отношений (требующих своего урегулирования) и их фактическое упорядочение (корректирование, согласование) с помощью юридических средств. Различают такие виды правотворчества, как непосредственное, делегированное, санкционированное. Субъектами правотворческой деятельности являются: государство и его органы; весь народ страны в случае референдума. Правотворческая деятельность характеризуется определенным юридическим процессом, состоящим из трех этапов. На подготовительном этапе готовится проект нормативно-правового акта. Его подготовка подразделяется на такие стадии: решение о необходимости подготовки проекта нормативно-правового акта; определение круга лиц, которые будут готовить проект; непосредственная подготовка данного проекта; обсуждение текста проекта; согласование проекта со всеми заинтересованными органами и должностными лицами; доработка проекта. Второй этап создания нормативно-правового акта охватывает такие стадии: внесение проекта нормативно-правового акта на обсуждение правотворческого органа (должностного лица); обсуждение проекта, возможность нескольких чтений; принятие нормативно-правового акта и процедура его подписания; возможность использования права вето для законов. Третий этап -- вступление нормативно-правового акта в силу путем опубликования или доведения до исполнителей иным способом. Правотворчество подразделяют на законотворчество и нормотворчество. От законотворческой деятельности следует отличать нормотворческую деятельность всех других субъектов, кроме Верховной Рады, по подготовке, принятию, изменению или отмене и введению в действие норм права, имеющих подзаконный характер. Различия правотворческой и нормотворческой деятельности: различный субъект; несовпадение этапов и стадий; различная юридическая сила нормативных актов; разный уровень регулируемых отношений; порядок введения в действие и прекращения действия актов и др. Следовательно, процесс создания права строится по определенным принципам, имеет свои стадии, этапы, субъекты и делится на различные виды. Непосредственное правотворчество осуществляется народом, делегирован парламенту и другим конституционным субъектам. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА УКРАИНЫ Принципы избирательного права -- основные начала, на которых базируется избирательное право Украины. К ним относятся: 1) принцип свободы выборов. Избиратель сам решает, участвовать или не участвовать в голосовании. Никто не может быть принужден к участию в голосовании или отказу от него. Никто не может быть принужден стать кандидатом на должность или отказаться от этого. Иначе говоря, исключается давление на волеизъявление избирателя или кандидата на избираемую должность; 2) принцип всеобщности. Правом голоса (активным избирательным правом) обладают все достигшие 18-ти лет граждане Украины, за исключением лиц, признанных недееспособными. Для пассивного избирательного права требуется более высокий возрастной ценз и некоторые иные качества. Например, кандидат в народные депутаты Украины должен достичь 21 года, постоянно проживать в Украине в течение последних пяти лет, быть несудимым; 3) принцип равенства. Каждый избиратель имеет равное со всеми количество голосов. Например, на очередных выборах народных депутатов Украины каждый избиратель обладает двумя голосами: один из них он подает за кандидата в депутаты по одномандатному округу, другой -- за избирательный список партии или избирательного блока. На выборах Президента Украины каждый избиратель обладает одним голосом;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|