p align="left"> На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» применительно к любым существующим правоотношениям. Итак, государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне). Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание. Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона о государственной тайне и подразделив их на следующие категории: · сведения в военной области; · сведения в области экономики, науки и техники; · сведения в области внешней политики и экономики; · сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г. № 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне. Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну. Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 ?Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения: · о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; · о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; · о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; · о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; · о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; · о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; · о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя. Порядок допуска к государственной тайне Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне -это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций -на проведение работ с использованием таких сведений. Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий: · выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну; · наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны; · наличие сертифицированных средств защиты информации. Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска: · первая форма -для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; · вторая форма -для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям; · третья форма -для граждан, допускаемых к секретным сведениям. При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее -Инструкция о порядке допуска). Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает: 1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну. 2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться: · права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; · права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; · права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления · допуска к государственной тайне. 50. Понятие экономической (хозяйственной) деятельности Под предпринимательскими отношениями в юридической литературе, как правило, понимаются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Эти отношения подразделяются на две группы: 1. Собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, то есть отношения ?предприниматель - предприниматель»). 2. Некоммерческие отношения (вертикальные отношения, то есть отношения ?предприниматель - орган управления»). Эти группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот. В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Права и обязанности сторон, как правило, возникают из договора. Во вторую группу входят отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. В эту группу отношений включены отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т.д. Для них характерна обязательность адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления. В сфере экономики эти две группы отношений тесно взаимодействуют, что обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими. Таким образом, предпринимательские отношения в данной трактовке выходят за рамки отношений в сфере сугубо предпринимательской деятельности, хотя является совершенно очевидным, что предпринимательские отношения - это, прежде всего, отношения в сфере предпринимательской деятельности. Можно констатировать, что предпринимательские отношения в этом случае рассматриваются достаточно широко. Поэтому мы считаем, что возможно понимание предпринимательских отношений как отношений именно в сфере предпринимательской деятельности. Таким образом, в узком смысле, можно дать следующее определение предпринимательских отношений. Предпринимательские отношения - это правовые отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Более развернутое понятие будет выглядеть следующим образом. Предпринимательские отношения - это правовые отношения, возникающие в процессе осуществления зарегистрированными в качестве предпринимателей физических или юридических лиц, самостоятельной, на свой риск, легальной экономической деятельности, целью которой является систематическое получение прибыли. Но как быть с действиями ?кандидата» в субъекты предпринимательской деятельности, т. е. с лицами, действия которых направлены пока только на получение данного статуса? Иначе говоря, к какой отрасли права отнести нормы законодательства, регулирующие отношения, возникающие по поводу приобретения статуса субъекта предпринимательской деятельности? Здесь вышеуказанный кандидат (или кандидаты) вступает в правовые отношения с представителями государства и, по своей сути, эти правоотношения не вписываются в область гражданско-правовых отношений чисто предпринимательской деятельности. Регулирование государством деятельности субъектов предпринимательства на этом не заканчивается. Государство использует как регулятивные, так и охранительные правовые нормы по отношению к субъектам права, уже получившим предпринимательский статус. Это, например, нормы налогового законодательства; реализация надзорно-контрольной функции, которая предусматривает административную и уголовную ответственность за нарушение государственных предписаний в отношении осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, в предпринимательстве существуют не только договорные отношения между самими субъектами предпринимательства, но и властные отношения между государством и подконтрольными ему субъектами предпринимательства. Исходя из вышесказанного, предпринимательское право должно включать в себя как нормы, регулирующие непосредственно предпринимательскую деятельность между предпринимателями, так и нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе организации такой деятельности и осуществления надзора и контроля за ней со стороны других субъектов права и, прежде всего, государства. Указанные нормы зачастую содержатся в нормативно-правовых актах, которые относятся к различным отраслям законодательства, что и обусловливает межотраслевой характер регулирования анализируемых правовых отношений. В юридической и экономической литературе для обозначения системы норм, регулирующих рассматриваемые отношения, используются названия: ?экономическое ?хозяйственное ?предпринимательско ?коммерческое ?торговое право Проведенный нами анализ показал, что термин предпринимательское право полностью справляется со своей ролью только тогда, когда предполагает правовое регулирование деятельности, связанной с получением прибыли, исключая виды хозяйственной деятельности, не связанной с ее извлечением. По нашему мнению, наиболее объемным следует считать понятие экономического права, поскольку оно включает в себя все правовые нормы, регулирующие процесс производства, обмена и потребления материальных и нематериальных благ. Но данное понятие является слишком широким, поэтому имеет смысл проанализировать родственное, но меньшее по объему понятие хозяйственное право.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|