Основные положения теории государства и права
Билет №1 1. Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права Теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук. Она представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, она выполняет методологическую функцию по отношению к другим юридическим наукам. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы государственной власти, государства, права. И отсюда их тесное взаимодействие. Например, используя законы материалистической диалектики, теория государства и права изучает специфические стороны государства и права. Знание философии позволяет избежать мировоззренческих ошибок. Опираясь на положения экономической науки, теория государства и права исходит из того, что государство и право - это важнейшие элементы надстройки, возвышающейся над экономическим базисом общества. Экономика - основной объект государственного управления. Эффективное проведение экономических реформ невозможно без участия государства. Тесные контакты имеет теория государства и права с политологией. У них общие объекты исследования, но подходы разные. Теория изучает государство и право с точки зрения их внутреннего строения, политическая наука рассматривает государство как элемент политической системы общества. Это позволяет теории удачно использовать положения и выводы, сделанные политологией, и наоборот. Для предмета теории государствам права характерны следующие особенности: 1. Теория государства и права изучает общие политико-юридические закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, знание которых позволяет выяснить сущность данных явлений, их социальное предназначение. 2. Государство и право изучаются в их единстве. Они органически взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. В юридической науке все большее распространение получила версия, предлагающая переименовать теорию государства и права в теорию права и государства. 3. В теории государства и права исследования строятся на основе постулатов, сформулированных еще Платоном: 1) государство и право нужно изучать такими, какими они должны быть (первоначально следует разработать учение об идеальном государстве); 2) государство и право нужно изучать такими, какими они есть (изучение реально существующих государств позволяет выявлять их сущность, особенности; сравнение с идеальной моделью дает возможность определять пути дальнейшего развития, совершенствования российской государственности). 2. Понятие гражданского права как отрасли российского права. Предмет, метод и принципы гражданского права. Гражданское законодательство Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения участников гражданского оборота: граждан между собой, граждан и организаций между собой. В России - отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; гражданское право является ядром частного права. Предмет гражданского права также составляют общественные отношения. Под методом гражданско-правового регулирования понимается совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых соответствующая отрасль права воздействует на общественные отношения, составляющие ее предмет. Гражданское законодательство - совокупность норм, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав; регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское законодательство следует отличать от гражданского права. 3. Понятие, предмет, задачи курса «Теория и методика обучения праву». Взаимосвязь теории и методики обучения праву с другими дисциплинами Формирование на протяжении многих лет определенных концепций в области правового обучения и воспитания подрастающего поколения, а также системы методических приемов, с помощью которых достигались те или иные цели правового образования, позволили появиться относительно молодой области знаний - Методики обучения праву. Так назвали педагогическую науку о задачах, содержании и методах обучения праву. Методика обучения праву имеет своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Основными задачами указанной выше науки являются: - отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения, - создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий, - отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса, - постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих. Указанная наука связана с обществознанием, правом и историей, в рамках которых разрабатывается содержание обучения. Методика права связана с психологией, педагогикой, отдельными юридическими отраслевыми и прикладными науками. Билет №2 1. Методология теории государства и права Методологической основой теории государства и права является философия, которая изучает наиболее общие законы развития человеческого бытия, мышление человека. Методы теории государства и права можно разделить на общие, специальные и частные. К общим методам, например, относятся: 1) метод анализа и синтеза (изучается структура государства и права, определяется характер взаимодействия между составными элементами: аналитические знания отдельных сторон государства и права синтезируются и превращаются в общие представления); 2) логический (позволяет освободиться от случайностей, выявить в историческом процессе наиболее существенное и закономерное и выразить в научных категориях); 3) метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. В последние годы все большее распространение получают специальные методы познания, такие, например, как: 4) функциональный (структурные элементы государственно-правовых систем рассматриваются с точки зрения их социального назначения, роли, функции); 5) статистический (состояние государственно-правовых явлений отражается с помощью количественных данных); 6) индукция и дедукция. Частные методы вырабатываются и используются только в рамках юридической науки. Например: метод сравнительного правоведения, метод технико-юридического анализа, методы толкования права. 2. Цели и задачи курса «Право» как учебной дисциплины Цель: воспитание человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов. К целям и задачам правового обучения можно также отнести: - повышение уровня правовой культуры общества; - воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции; - формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права; - формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям; - изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и проч. Билет №3 1. Понятие и основные признаки государства Государство - это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Основные признаки государства: наличие территориальных границ; суверенитет - это такое свойство государства, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к другим властям внутри страны (внутренний суверенитет), а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права (внешний суверенитет); налоги и сборы; наличие публичной власти; наличие государственной атрибутики (флаг, гимн, герб, столица); связь государства с правом; верховенство государственной власти. 2. Содержание правового образования: его значение, структура, компоненты Содержание правового образования отражено в учебном плане, учебной программе и учебниках. Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у учащихся: - уважения к праву; - собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества; - компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции. Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе: - способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с не предзаданным результатом; - способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их; - способностей к реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия; - коммуникативных способностей, прежде всего устной речи; - систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков; - конкретных умений и навыков действия в социальной сфере. Задачи: - развитие умений осознанно действовать в правовой сфере на основе юридических норм и в соответствии с современными представлениями о социальной ценности права как регулятора общественных отношений; - воспитание гражданской ответственности, чувства собственного достоинства, уважения к институтам права, правовым ценностям; - освоение знаний о системе российского законодательства, правовых механизмах защиты интересов граждан, особенностей деятельности представителей юридической профессии, способствующих последующему профессиональному образованию и самообразованию. Билет №4 1. Основные теории происхождения государства К. наиболее известным теориям относятся следующие. 1. Теологическая теория является одной из самых ранних. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, а значит, постичь природу государства, невозможно, поэтому народ должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. 2. Патриархальная теория рассматривает возникновение государства из разросшейся семьи, в которой власть монарха представляет собой продолжение власти отца над членами его семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обязаны повиноваться правителю. 3. Договорная теория. Согласно этой теории государство возникает в результате договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в естественном состоянии. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение, образования государства в целях надежного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия. В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека. В случае нарушения условий общественного договора народ имел право свергнуть власть, совершив революцию. 4. Марксистская концепция происхождения государства (XIX в.) опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства. К. Маркс и Ф. Энгельс связывали происхождение и существование государства с возникновением и существованием классов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|