реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные положения теории государства и права

реферат

Основные положения теории государства и права

Билет №1

1. Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права

Теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук. Она представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, она выполняет методологическую функцию по отношению к другим юридическим наукам. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы государственной власти, государства, права. И отсюда их тесное взаимодействие.

Например, используя законы материалистической диалектики, теория государства и права изучает специфические стороны государства и права. Знание философии позволяет избежать мировоззренческих ошибок. Опираясь на положения экономической науки, теория государства и права исходит из того, что государство и право - это важнейшие элементы надстройки, возвышающейся над экономическим базисом общества. Экономика - основной объект государственного управления. Эффективное проведение экономических реформ невозможно без участия государства. Тесные контакты имеет теория государства и права с политологией. У них общие объекты исследования, но подходы разные. Теория изучает государство и право с точки зрения их внутреннего строения, политическая наука рассматривает государство как элемент политической системы общества. Это позволяет теории удачно использовать положения и выводы, сделанные политологией, и наоборот.

Для предмета теории государствам права характерны следующие особенности:

1. Теория государства и права изучает общие политико-юридические закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, знание которых позволяет выяснить сущность данных явлений, их социальное предназначение.

2. Государство и право изучаются в их единстве. Они органически взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. В юридической науке все большее распространение получила версия, предлагающая переименовать теорию государства и права в теорию права и государства.

3. В теории государства и права исследования строятся на основе постулатов, сформулированных еще Платоном: 1) государство и право нужно изучать такими, какими они должны быть (первоначально следует разработать учение об идеальном государстве); 2) государство и право нужно изучать такими, какими они есть (изучение реально существующих государств позволяет выявлять их сущность, особенности; сравнение с идеальной моделью дает возможность определять пути дальнейшего развития, совершенствования российской государственности).

2. Понятие гражданского права как отрасли российского права. Предмет, метод и принципы гражданского права. Гражданское законодательство

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения участников гражданского оборота: граждан между собой, граждан и организаций между собой.

В России - отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; гражданское право является ядром частного права.

Предмет гражданского права также составляют общественные отношения.

Под методом гражданско-правового регулирования понимается совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых соответствующая отрасль права воздействует на общественные отношения, составляющие ее предмет.

Гражданское законодательство - совокупность норм, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав; регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское законодательство следует отличать от гражданского права.

3. Понятие, предмет, задачи курса «Теория и методика обучения праву». Взаимосвязь теории и методики обучения праву с другими дисциплинами

Формирование на протяжении многих лет определенных концепций в области правового обучения и воспитания подрастающего поколения, а также системы методических приемов, с помощью которых достигались те или иные цели правового образования, позволили появиться относительно молодой области знаний - Методики обучения праву. Так назвали педагогическую науку о задачах, содержании и методах обучения праву.

Методика обучения праву имеет своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере.

Основными задачами указанной выше науки являются: - отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения, - создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий, - отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса, - постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

Указанная наука связана с обществознанием, правом и историей, в рамках которых разрабатывается содержание обучения. Методика права связана с психологией, педагогикой, отдельными юридическими отраслевыми и прикладными науками.

Билет 2

1. Методология теории государства и права

Методологической основой теории государства и права является философия, которая изучает наиболее общие законы развития человеческого бытия, мышление человека.

Методы теории государства и права можно разделить на общие, специальные и частные. К общим методам, например, относятся: 1) метод анализа и синтеза (изучается структура государства и права, определяется характер взаимодействия между составными элементами: аналитические знания отдельных сторон государства и права синтезируются и превращаются в общие представления);

2) логический (позволяет освободиться от случайностей, выявить в историческом процессе наиболее существенное и закономерное и выразить в научных категориях);

3) метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

В последние годы все большее распространение получают специальные методы познания, такие, например, как:

4) функциональный (структурные элементы государственно-правовых систем рассматриваются с точки зрения их социального назначения, роли, функции);

5) статистический (состояние государственно-правовых явлений отражается с помощью количественных данных);

6) индукция и дедукция.

Частные методы вырабатываются и используются только в рамках юридической науки. Например: метод сравнительного правоведения, метод технико-юридического анализа, методы толкования права.

2. Цели и задачи курса «Право» как учебной дисциплины

Цель: воспитание человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов. К целям и задачам правового обучения можно также отнести: - повышение уровня правовой культуры общества; - воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции; - формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права; - формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям; - изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и проч.

Билет 3

1. Понятие и основные признаки государства

Государство - это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Основные признаки государства: наличие территориальных границ; суверенитет - это такое свойство государства, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к другим властям внутри страны (внутренний суверенитет), а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права (внешний суверенитет); налоги и сборы; наличие публичной власти; наличие государственной атрибутики (флаг, гимн, герб, столица); связь государства с правом; верховенство государственной власти.

2. Содержание правового образования: его значение, структура, компоненты

Содержание правового образования отражено в учебном плане, учебной программе и учебниках.

Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у учащихся:

- уважения к праву;

- собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;

- компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции. Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:

- способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с не предзаданным результатом;

- способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их;

- способностей к реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

- коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

- систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;

- конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.

Задачи:

- развитие умений осознанно действовать в правовой сфере на основе юридических норм и в соответствии с современными представлениями о социальной ценности права как регулятора общественных отношений;

- воспитание гражданской ответственности, чувства собственного достоинства, уважения к институтам права, правовым ценностям;

- освоение знаний о системе российского законодательства, правовых механизмах защиты интересов граждан, особенностей деятельности представителей юридической профессии, способствующих последующему профессиональному образованию и самообразованию.

Билет 4

1. Основные теории происхождения государства

К. наиболее известным теориям относятся следующие.

1. Теологическая теория является одной из самых ранних. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, а значит, постичь природу государства, невозможно, поэтому народ должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная теория рассматривает возникновение государства из разросшейся семьи, в которой власть монарха представляет собой продолжение власти отца над членами его семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обязаны повиноваться правителю.

3. Договорная теория. Согласно этой теории государство возникает в результате договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в естественном состоянии. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение, образования государства в целях надежного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия. В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека. В случае нарушения условий общественного договора народ имел право свергнуть власть, совершив революцию.

4. Марксистская концепция происхождения государства (XIX в.) опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства. К. Маркс и Ф. Энгельс связывали происхождение и существование государства с возникновением и существованием классов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.