реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Наказания, не связанные с лишением свободы

реферат
одобные проблемы замены штрафа другим видом наказания ожидают правоприменителя и в случае осуждения лица за нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ч.1 ст.228.2 УК Федеральный закон от 08. 12. 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 05. 01. 2006) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4848. ). Ее санкцией предусматривается наказание в виде штрафа в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. В данном случае штраф является основным безальтернативным наказанием, а лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - дополнительным. Очевидно, что в случае злостного уклонения осужденного по ч.1 ст.228.2 УК от уплаты штрафа суд не будет иметь реальной возможности уголовно-правового воздействия на осужденного.

Э.Ф. Побегайло справедливо отмечает, что система санкций в УК РФ нередко противоречит интересам охраны личности и общественной безопасности Алексеев А. И., Овчинский В. С., Побегайло Э. Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М. Норма. 2006. С. 48. . Полагаем также, что как недопустимо за умышленное преступление против личности предусматривать наказание в виде штрафа (например, за умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, заражение венерической болезнью, понуждение к действиям сексуального характера, за развратные действия) Алексеев А. И., Овчинский В. С., Побегайло Э. Ф. Указ. соч. С. 48 - 49. , так и несправедливо производить замену штрафа при его злостном неисполнении лишением свободы. Однако в настоящее время в силу прямого указания ч.5 ст.46 УК не исключена возможность замены штрафа лишением свободы как единственная альтернатива в санкции статьи Особенной части УК (ст.121, 171, 172, 181, 183 и другие).

На наш взгляд, следует поддержать позицию тех ученых, которые полагают, что лишение свободы как наиболее суровая мера наказания и штраф несовместимы по существу, так как создается привилегия состоятельным гражданам Игнатов А. Н. Некоторые аспекты реформирования уголовного законодательства // Журнал российского права. 2007. № 9. С. 25. .

Резюмируя изложенное, полагаем, что в ч.2 ст.46 УК вместо слов "штраф в размере от пятисот тысяч рублей" необходимо указать "штраф в размере свыше пятисот тысяч рублей". При законодательном конструировании санкций статей Особенной части УК необходимо избегать установления штрафа в качестве безальтернативного основного наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является одним из видов наказаний, ограничивающих право на труд. В ст.37 Конституции РФ предусмотрено право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Осужденный к этому наказанию не лишается права на труд, он лишь ограничивается в нем. Он может выполнять любую оплачиваемую работу, кроме той, которая ему запрещена приговором суда.

Согласно ч.1 ст.47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Закон фактически предусматривает две разновидности данного наказания:

1) лишение осужденного права занимать должность на государственной службе и в органах местного самоуправления и 2) лишение осужденного права заниматься определенной деятельностью. С.В. Бородин, С.В. Полубинская, П.Г. Пономарев, Ф.Р. Сундуров и ряд других авторов считают, что рассматриваемое наказание включает в себя два вида наказания:

1) запрет занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления и 2) запрет заниматься профессиональной или иной деятельностью Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. / Под ред. Рарога А. И. М. Юристъ. 2007. С. 351. .

В то же время многие авторы исходят из того, что данное наказание является единым, то есть одним видом наказания Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. Курс российского уголовного права. Т. 1. Общая часть. М. Норма. 2007. С. 361. . Следует согласиться с Е.С. Крыловой, которая отмечает, что есть все основания считать, что в ст.47 УК РФ предусматриваются два самостоятельных вида наказания. "В пользу этого, по ее мнению, свидетельствует хотя бы то, что применительно к несовершеннолетним в п. "б" ч.1 ст.88 УК предусматривается только один из этих видов наказаний - лишение права заниматься определенной деятельностью" Крылова Е. С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран. Дис. . . . канд. юрид. наук. Е. С. Крылова. Казань. 2002. С. 16-17. . В пользу этого вывода свидетельствует и практика многих зарубежных государств. Например, в УК Польши лишение права занимать публичные должности и лишение права заниматься той или иной деятельностью рассматриваются в качестве самостоятельных уголовно-правовых мер.

В соответствии со ст. ст.45 и 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного наказания оно может назначаться только тогда, когда оно предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК. Кроме того, этот вид наказания в качестве основного может назначаться судом в порядке ст.64 УК РФ в качестве более мягкого вида наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление, а также в соответствии с правилами, установленными в ст. ст.80, 81, 82 УК РФ.

В качестве основного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусматривается только в альтернативных санкциях Особенной части УК РФ. Чаще всего оно сочетается со штрафом (33 санкции), с лишением свободы (20) и с исправительными работами (15). Ни в одной санкции не обнаружено его сочетания с ограничением свободы и ограничением по военной службе. Отсутствие его сочетания с первым из них вызывает определенные сомнения. Если в 20 санкциях законодатель рассматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве альтернативы лишению свободы, то тем более это он должен был сделать в отношении ограничения свободы как более мягкого наказания по сравнению с лишением свободы.

В качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено в 83 санкциях норм Особенной части УК РФ, в том числе в качестве обязательного дополнительного наказания - в 25 и факультативного дополнительного наказания - в 58 санкциях.

Кроме того, суд может назначить его и по своему усмотрению, то есть тогда, когда оно не предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК. В ч.3 ст.47 УК РФ закреплено: "Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью".

Возникает вопрос: а насколько целесообразна такая регламентация основания и порядка назначения рассматриваемого наказания в качестве дополнительного? Не лучше ли это было сделать так, как законодатель решил вопрос с назначением наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград?

На наш взгляд, принятый в УК РФ порядок регламентации назначения данного вида наказания следует признать правильным. Предусматривая лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствующих санкциях норм Особенной части УК в качестве факультативного дополнительного наказания, законодатель тем самым обязывает суд обсуждать в соответствующих случаях вопрос о целесообразности его назначения. В то же время он сверх того предоставляет суду возможность назначить это дополнительное наказание по своему усмотрению.

Е.С. Крылова пишет, что основания назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью определены в ч.3 ст.47 УК РФ, они являются едиными (общими) независимо от того, назначается ли это наказание в качестве основного или дополнительного Крылова Е. С. Указ. соч. С. 18. . Строго говоря, в ч.3 ст.47 УК РФ эти основания не отражены. Их можно, на наш взгляд, установить на основе анализа характера тех преступлений, за которые предусмотрено данное наказание в качестве основного или дополнительного. Оно включено в санкции тех статей Особенной части УК РФ, которые предусматривают ответственность за преступления, которые могут совершаться с использованием занимаемой должности или возможностей, связанных с профессиональной или иной деятельностью. Иначе говоря, оно может назначаться тогда, когда: а) преступление было связано с занимаемой должностью, профессиональной или иной деятельностью; б) совершено лицом, которое использовало занимаемую должность либо осуществление профессиональной либо иной деятельности; в) характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного свидетельствуют о невозможности сохранения за виновным права занятия должности на государственной службе, в органах местного самоуправления или занятия определенной профессиональной или иной деятельностью. К первой группе могут быть отнесены некоторые преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (см. ст. ст.285, 285.1, 285.2, 286, 287, 290 УК РФ), в сфере экономической деятельности (ст. ст.169, 170, 183, 184, 189, 194, 199, 199.1, 199.2), против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 202, 203, 204) и др. Ко второй группе относятся некоторые преступления против общественной безопасности и общественного порядка (ст. ст.215, 215.1, 216, 217, 218, 219) и др. Третью группу составляют преступления, характер и степень общественной опасности которых, обстоятельства совершения несовместимы с занимаемой лицом должностью или с осуществляемой им профессиональной или иной деятельностью (например, преступления против несовершеннолетних обусловливают необходимость лишения права виновного на педагогическую деятельность в дошкольных учреждениях, школах, средних специальных и высших учебных заведениях).

В связи с этим нельзя не обратить внимание на непоследовательность законодателя в регламентации данного вида наказания. В ряде статей Особенной части УК РФ в качестве квалифицирующего обстоятельства указывается на совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения, однако в санкциях за них не указывается это наказание. Законодатель тем самым относит его назначение на усмотрение суда. С тем чтобы преодолеть данную непоследовательность, следовало бы предусмотреть в санкциях ст. ст. 205.1, 209, 210, 226 и ряда других статей Особенной части УК РФ наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве обязательного дополнительного наказания.

Из действующей редакции ст.47 УК РФ вытекает, что суд может лишить права занимать государственные должности и должности в органах местного самоуправления. Суд не вправе лишить осужденного права занимать должности в коммерческих организациях, общественных объединениях и иных негосударственных организациях. Нам представляется такое решение далеко не бесспорным. Оно было приемлемым для советского времени, когда, по существу, все было государственным, а общественные организации не получили значительного развития и не имели (за исключением КПСС) сколько-нибудь значительного политического веса. В настоящее время ситуация радикально изменилась. Негосударственный коммерческий сектор занял в экономике преобладающие позиции, сложилась совершенно иная система партий, общественных, самодеятельных, профессиональных и иных организаций. Как коммерческие структуры, так и общественные образования могут достаточно эффективно влиять на государственную жизнь. Поэтому нам представляется целесообразным изменить редакцию ч.1 ст.47 УК РФ в плане распространения данного вида наказания и на должности в коммерческих организациях, предприятиях и общественных объединениях.

Второй разновидностью лишения права является лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Упоминание о профессиональной деятельности впервые отражено в УК РФ.

Под профессиональной деятельностью в литературе понимается вид деятельности, для осуществления которого необходима профессиональная подготовка, либо эта деятельность включает в себя виды работ, требующих специальной подготовки или позволяющих совершать определенные действия или принимать решения, характер которых устанавливается нормативными правовыми актами.

Формула закона, с одной стороны, не исключает назначение наказания в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью в целом или каким-либо ее видом, с другой - это право является одним из основополагающих в обществе с рыночной экономикой. Изучение практики свидетельствует, что суды, по сути, не назначают такое наказание. Этому способствует не только недостаточная четкость объекта воздействия рассматриваемого наказания, но и то, что законодатель в санкциях многих норм об ответственности за преступления в сфере экономики не предусматривает наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Совершение этих преступлений не является редкостью, и они имеют тенденцию к росту. Поэтому в интересах усиления борьбы с экономической преступностью следовало бы заимствовать опыт некоторых зарубежных государств, например Дании, Латвии, Польши и др. Прежде всего, следовало бы сформулировать иное наименование данного наказания - "Лишение прав" и закрепить следующее его содержание: "Лишение прав заключается в лишении права на определенный вид или все виды предпринимательской деятельности, на определенный вид занятий, на получение разрешений или прав, предусмотренных специальным законом, на занятие должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, в негосударственных коммерческих предприятиях и общественных организациях".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.