p align="left">Внутригосударственные меры. Применение международных договоров предполагает осуществление внутригосударственных мер по выполнению договорных обязательств. В ряде договоров прямо предусматривается, какие меры обязаны принимать их участники. 446. Договірно-правове управління Міністерства закордонних справ України: структура, функції і характер роботи. Договірно-правове управління (ДПУ) є одним з найбільших у Міністерстві закордонних справ, воно відповідає за надзви-чайно важливий аспект зовнішньополітичної діяльно-сті -- юридичний. З огляду на специфіку роботи дипло-матичних служб (згадаймо, що в епоху «традиційної дипломатії» вони практично повністю формувалися з-поміж юристів), це управління консультує інші дер-жавні установи з питань міжнародно-правового харак-теру. Воно курирує розвиток договірно-правової бази двосторонніх відносин України з іншими державами, готує тексти міжнародних договорів, тримає під конт-ролем питання державних кордонів і т. д. 533. Структура и персонал консульских представительств. Как предусмотрено Конвенцией 1963 года, этот персонал делится на три категории: 1) консульские должностные, состоящие на консульской службе и выполняющие консульские функции; 2) консульские служащие, выполняющие административно-техническую работу, и 3) обслуживающий персонал. 593. Личные привелегии и иммунитеты персонала торгового представительства. Торговые представи-тельства, будучи составной частью дипломатических пред-ставительств, пользуются их преимуществами. Привилегии и иммунитеты торговых представительств фиксируются в соглашениях между аккредитующим государством и иностранны-ми государствами о правовом статусе торгпредства. В них, как правило, указывается, что торговое представительство является частью дипломатического представительства в данном государстве. В соответствии с этим: а) помещения торгпредства неприкосновенны, как и помещения дипломатического представительства; б) торгпредство имеет право пользоваться шифром; в) оно не подлежит обложению налогами и сборами; г) торгпредство пользуется судебным иммунитетом, за исключением случаев, когда аккредитующая сторона согласится на подчинение торгпредства местной юрисдикции по опре-деленным спорам; д) торгпред и два его заместителя пользуются всеми дипломатическими привилегиями и иммунитетами; е) все остальные сотрудники торгпредства пользуются привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются, согласно Венской конвенции 1961 года, соответственно ад-министративно-техническому и обслуживающему персона-лу дипломатических представительств. 620. Основания для изменения государственных границ согласно современному международному праву. Существуют три основания изменения границ. Все они связаны с изменением принадлежности территории и состоят в следующем: 1) осуществление народами и нациями права на самоопределение, результатом чего является выделение новой государственной терри-тории в составе прежней, разделение существующей территории или воссоединение (присоединение) различных территорий; 2) обмен участками территории между государствами или их уступка на ос-новании международного договора, подлежащего ратификации; 3) редемаркация границы на основе двустороннего протокола. Свидетельством непризнания границы или владения территорией является официально заявленный протест одной стороны в адрес другой по поводу действий последней в отношении спорного участка границы или границы и/или территории в целом. 649. Правовой режим пространства, который находится за границами национальной юрисдикции - Антарктика. 15 октября 1959 г. в Вашингтоне открылась Международная конференция по Антарктике, в которой приняли участие представи-тели 12 государств: Австралии, Аргентины, Бельгии, Великобри-тании, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Чили, Южно-Африканского Союза, Японии. 1 декабря 1959 г. Конферен-ция приняла Договор об Антарктике, который определяет ее между-народно-правовой режим и в настоящее время. Договор рб Антарктике 1959 года территориальные претензии на антарктические районы не ликвидировал, а лишь «заморозил». В этом отношении ст. IV Договора об Антарктике устанавливает, что ни одно из положений Договора не должно, с одной стороны, толковаться как «отказ любой из Договаривающихся сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике», но, с другой, -- как «отказ от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокра-щение этой основы, которую оно может иметь в результате ее дея-тельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам» (п. 1 «Ь»), Одновременно ничто в Договоре не должно толковаться как «наносящее ущерб позиции любой из Договарива-ющихся сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике» (п. 1 «с» ст. IV). Созданию стабильности в территориальных вопросах Антарктики особенно способствует п. 2 ст. IV Договора, согласно которой «ни-какие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления под-держания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существу-ющей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляется, пока настоящий Договор остается в силе» (ст. IV, п. 2). Антарктика является демилитаризованной территорией согласно ст. I указанного Договора, которая устанавливает: «Антарктика ис-пользуется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания лю-бых видов оружия» (п. 1). Согласно ст. V Договора об Антарктике «любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются» (п. 1). Данное положение придало Антарктике, по сути дела, статус безъядерной зоны. Поскольку Договор не содержит за-прета на использование «мирного» ядерного оборудования или ядер-ной техники, США на своей базе Мак-Мердо в 60-х годах создали атомную электростанцию, которую в середине 70-х годов пришлось демонтировать ввиду утечки радиоактивных отходов, а загрязненный район очистить. Демилитаризованный и нейтрализованный статус Антарктики подтвержден Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года, согласно ст. 3 которой стороны Конвенции, независимо от их участия в Договоре об Антарктике 1959 года, обя-зались соблюдать положения ст. I и V последнего. Договор об Антарктике не препятствует использованию военного персонала или военного оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей (п: 2 ст. I). Инициатива о закреп-лении данной нормы в Договоре мотивировалась соответствующими участниками конференции 1959 года тем, что в суровых условиях Антарктики весьма трудно осуществлять научные исследования в мирных целях без привлечения военного персонала и использовании военного оборудования. Но поскольку в данном вопросе возможны злоупотребления, Договор обязывает его участников информировать друг друга о любом военном персонале или оснащении, предназна-ченном для направления его в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных п. 2 ст. I Договора. В Антарктике действует также принцип свободы научных иссле-дований, что предусмотрено ст. II Договора об Антарктике, участ-ники которого согласились в максимально возможной и практически осуществимой степени производить обмен планами, научных работ, результатами и данными научных наблюдений, а также обмен науч-ным персоналом между экспедициями и станциями Антарктике. Предусматривается также всяческое поощрение делового сотрудни-чества с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представ-ляет интерес в научном или техническом отношении (п. 2 ст. III Договора). За прошедшие годы научные исследования, обмен научной инфор-мацией и научным персоналом приобрели в Антарктике постоянный и широкий характер. Действует Научный совет по исследованию Антарктики, который сотрудничает со многими международными и национальными организациями. Вопрос о юрисдикции государств над лицами во время их пребы-вания в пределах Антарктики получил следующее решение в ст. VIII Договора об Антарктике: «Без ущерба для соответствующей позиции каждой Договариваю-щейся стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначаемые в соответствии со ст. tVII, и научный персонал, которым обмениваются станции и экспедиции Договаривающихся сторон, а также все лица, сопровождающие на-блюдателей и членов научного персонала, находятся в1 Антарктике под юрисдикцией той Договаривающейся стороны, гражданами ко-торой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выпол-нения своих функций». Делегации СССР, США и Бельгии на Конференции 1959 года по данному вопросу официально заявили, что положения Договора об Антарктике, касающиеся юрисдикции, не должны толковаться в том смысле, что правительство каждой из перечисленных стран согла-шается на распространение юрисдикции иностранного государства над ее гражданами. Договором об Антарктике установлен действенный механизм обеспечения его соблюдения и контроля. Его важнейшим элементом являются регулярные Консультативные совещания участников Дого-вора (обычно раз в два года), а также специальные совещания. Задачи Консультативных совещаний: обмен информацией, взаимные кон-сультации по вопросам Антарктики, разработка, рассмотрение и представление рекомендаций правительствам государств-участников в отношении необходимых мер по осуществлению принципов и целей Договора. В Консультативных совещаниях участвуют представители 12 го-сударств ^- первоначальных участников Договора, а также 14 госу-дарств, присоединившихся к Договору позднее. Каждое государство, присоединившееся к Договору, имеет право назначать своих предста-вителей для участия в Консультативных совещаниях в течение того времени, «пока эта Договаривающаяся сторона проявляет свою заин-тересованность в Антарктике проведением там существенной научно-иследовательской деятельности, такой как создание научной стан-ции или посылка научной экспедиции» (п. 2 ст. IX). Решения, которые принимает Консультативное совещание, назы-ваются «рекомендациями мер своим правительствам». Однако они становятся обязательными для участников Договора после того, как соответствующие меры утверждены всеми государствами, представи-тели которых имели право участвовать в работе конкретного сове-щания (п. 4 ст. IX). Первое Консультативное совещание рекомендовало производить определенный обмен упомянутой информацией через дипломатические каналы каждый год в определенное время. Рекомендация вклю-чала конкретный перечень вопросов, по которым дается информа-ция К этому перечню были приняты дополнения третьим и шестым Консультативными совещаниями. Восьмое Консультативное сове-щание рекомендовало «стандартную форму обмена информаци-ей», которая включает обширный перечень вопросов, в том числе: 1) типы, описание и вооружение морских судов, самолетов и других транспортных средств, которые вводятся в район действия договора; 2) время прибытия и пребывания, маршруты следования экспедиций; 3) подробное описание всех научных станций, создаваемых в районе действия Договора, с указанием программы их работ, оборудования, персонала и erg личного оружия; 4) средства связи и запасные аэро-дромы; 5) средства оказания помощи; 6) извещения о намерении использовать радиоизотопы, о научно-исследовательских работах и о морских судах, используемых для широких океанографических исследований, а также некоторые другие сведения. Договором об Антарктике (ст. VII) предусмотрена также система инспекции: государства -- участники Консультативных совещаний вправе назначать из числа своих граждан неограниченное число наблюдателей, каждый из которых «имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики». Все районы Антарктики, находящиеся в ней объекты (станции, установки и обо-рудование, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погруз-ки), а также персонал, пребывающий в Антарктике, открыты для инспеции указанными наблюдателями в любое время. По результатам инспекции наблюдатели составляют доклады, направляемые участ-никам Консультативных совещаний. Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым или всеми районами Антарктики каждой договаривающейся стороной, имеющей право назначать наблюдателей. В соответствии со ст. XI Договора 1959 года все споры между дву-мя или несколькими сторонами относительно толкования или при-менения Договора разрешаются мирными средствами по выбору участвующих в споре сторон. Любой спор, который не будет разре-шен указанным путем, передается на разрешение в Международный Суд ООН с согласия в каждом случае всех сторон, участвующих в спо-ре. Однако, если не будет достигнута договоренность о передаче спо-ра в Международный Суд, стороны не освобождаются от обязанности разрешить спор мирными средствами, признанными Уставом ООН.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|